Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

О чем «забывает» цифровая педагогика

Дистанционное обучение — это обучение с применением цифровых технологий. Но меняют ли они саму суть образования, формируют ли новую методологию? Этот вопрос порождает все большее количество споров в профессиональном педагогическом сообществе.

 

Цифровая педагогика: объем понятия

Массовый переход на дистант среди вузов случился неожиданно. С начала пандемии принимались экстренные меры: все ради сохранения хоть какого-то образовательного процесса в привычном понимании. Спустя время, когда вузы уже адаптировались к новой реальности и нашли возможность не только реагировать на происходящее, но и рефлексировать по поводу того, насколько эффективно им это удается, актуальным стал вопрос методологии. Нужен ли совершенно новый подход к учебному процессу, если он осуществляется с использованием новых технологий?..

Так мы сталкиваемся с понятием цифровой педагогики, вокруг которой разворачиваются дискуссии последние годы. 

Изначально под цифровой педагогикой понимали использование в процессе обучения различных технологий, образовательных решений и устройств. Например, если в аудитории установлен электронный проектор или висит электронная доска, а преподаватели и студенты пользуются почтой, интернетом, смотрят вебинары, видеоконференции, работают на платформах дистанционного обучения.

С течением времени этот подход трансформировался. Оказалось, что просто разместить технические устройства в аудитории и провести интернет недостаточно для того, чтобы перейти действительно к цифровому образованию. Ясно обозначился и недостаток навыков и компетенций у преподавателей, которые не были способны на должном уровне пользоваться той самой техникой, внедрять цифровые инструменты в образовательный процесс и обеспечивать его методическую поддержку.

Согласно более современному подходу к определению понятия, «цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения». Она совершенно не исключает и не собирается исключать преподавателя из образовательного процесса или заменять его роботом (ведь именно этого боялись представители сферы высшего образования еще несколько лет назад).

Цифровая педагогика VS традиционная педагогика в цифровых реалиях

Потребность в формировании методологии цифровой педагогики основывается не только на новых технологиях и новых компетенциях преподавателей, но и на особенностях представления образовательной среды. Присутствуя в аудитории лично, можно похвалить студента или указать ему на ошибку с помощью прикосновения, жеста, мимики, голоса. Это в том числе те самые приемы, которые долгие десятилетия выкристаллизовывались в педагогических теориях, берущих свое начало в философии и искусстве. В цифровом же пространстве нельзя ни похлопать ученика по плечу в знак одобрения, ни забрать у него телефон в случае непослушания. Цифровая педагогика формируется — и пока еще никто толком не понимает, какой она должна быть. Очевидно лишь то, что она должна создаваться, а значит, важно пробовать, искать новые модели взаимодействия, экспериментировать. 

Кроме того, уже сейчас важно проследить разницу между цифровой педагогикой и традиционной педагогикой, которая лишь использует современные технологии.

Например, если мы просим студента сделать таблицу в Microsoft Word и заполнить ее две колонки словами из упражнения, то это не цифровая педагогика: ведь то же самое можно сделать и в тетради. Добавились только технологии — но сущность осталась неизменна.

Другое дело, если мы даем задание, которое предполагает самостоятельный поиск в интернете, критическую обработку информации, применение интерактивных возможностей LMS. 

Еще пример: снимать отжимания и скручивания на пресс на камеру телефона и затем отправлять получившийся видеоролик преподавателю по физкультуре для зачета — это пример традиционной педагогики с применением цифровых технологий. А вот выполнение упражнений вслед за лектором с видеокурса и прохождение разных уровней сложности вслед за игровым персонажем на экране — уже пример перехода к цифровой педагогике.

Точки роста или непреодолимые преграды

Преимуществ цифровой педагогики довольно много (конечно, когда ее границы, принципы и методы будут однозначно определены). Она позволяет совершенно по-новому и как можно более эффективно конструировать процесс взаимодействия со студентом. Например, методика перевернутого класса (flipped classroom) предполагает, что студенты изучают теоретический материал для предстоящего занятия самостоятельно в виде домашней работы, а вот выполнением практических заданий занимаются в университете. Такой подход более актуален в современных реалиях, потому что доступ к информации у студентов есть (а значит, изучить теорию они могут и самостоятельно), а вот практике наконец-то можно уделить особенное внимание.

Но есть и такие аспекты, в которых цифровая педагогика бессильна  или о которых она забывает. 

В случае если цифровая педагогика действительно учтёт все эти моменты, а именно:


то у нее есть все шансы стать по-настоящему эффективной педагогической базой, которая не только включает в себя различные цифровые технологии (компьютеры, гаджеты, программные обеспечения и т. д.), но и формирует новую образовательную среду.

С этими материалами по теме можно ознакомиться дополнительно: