Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Цифровая этика: к постановке проблемы

Стремительное развитие современной системы высшего образования — ее движение в сторону индивидуальных образовательных траекторий, цифровых инструментов, моделей перевернутого обучения и гибридных форматов взаимодействия преподавателей и студентов — формирует проблематику, которая связана уже не только с самим процессом обучения и преподавания, но и с морально-этической стороной дигитализации образования.

 

В статье рассмотрим основные вопросы цифровой этики:  какие моральные и нравственные вызовы стоят перед нами в цифровую эпоху, как сделать цифровую коммуникацию этичной и безвредной для всех участников образовательного процесса.

Вопросы цифровой этики уже давно на повестке дня: сказывается и тотальная погруженность населения Земли в интернет-среду, и распространение новейших технологий, и уменьшение личных контактов, влияющих на формирование морально-нравственных устоев в обществе. Кто из нас не опасался гневных комментариев анонимных хейтеров или не думал об уместности своей фотографии в купальнике на личной странице в соцсетях?.. 

Возникновение цифровой этики стало логичным в тот момент, когда произошло коллективное осознание: сейчас существует два мира — реальный и виртуальный,  и не все нормы этики и морали, принятые в офлайн-пространстве, так же легко перекладываются на онлайн-взаимодействия.

Например, в Интернете, на форумах и в соцсетях многие считают уместным обращаться к незнакомому человеку на «ты», а уместность размещения публикаций по поводу трагедий рождает столько же споров, сколько и удаление из аккаунтов фотографий с бывшими партнерами. Эти и многие другие вопросы возникают в процессе нового, цифрового взаимодействия, которое сейчас выстраивается нами в процессе коммуникации, — нормы его еще конструируются.

По-своему острыми эти вопросы становятся, когда их задают применительно к участникам образовательного процесса и их действиям. Частные случаи: скандалы по поводу неуместных фотографий молодой учительницы на ее личной странице или конфликты с учениками, которые записывают свое непристойное поведение на телефон, — скорее лишь один из фрагментов многомерной этической системы взглядов на цифровую реальность.

Всеобъемлющими в данном случае становятся этические проблемы, возникающие в процессе обработки, сбора, анализа личной информации, которыми в том числе занимается цифровая этика. Связано это во многом с тем объемом данных, которыми располагают образовательные организации и которые мы сами размещаем о себе. Например, полноценная реализация идеи индивидуальных образовательных траекторий и сам процесс персонализации высшего образования невозможны без сформированного общественного и личного отношения к праву на приватность.

Идея индивидуального образовательного маршрута — элемент некоторой предиктивной аналитики, которая также способна на основе полученных данных о школьнике/студенте определять, какая специальность или профессия подойдет ему лучше всего. Здесь поднимается другая этическая проблема — «подталкивание», или nudge: приемлемо ли лишать человека свободы выбора и возможности проявить свою волю?

Кроме того, с каждым годом цифровая среда становится привычной для все более молодых поколений, и сегодня она затрагивает уже и образовательный процесс школьников — психологически уязвимой группы, которая не всегда способна полноценно контролировать с юридической и технической точки зрения собираемую о них информацию. Сюда же можно отнести вопрос об этичности видеонаблюдения в школах и вузах.

Не менее важным является вопрос повсеместной распространенности гаджетов: с одной стороны, это гарантия доступности образования, с другой — предвестник тотальной зависимости целого поколения от технологических новинок, смартфонов, ноутбуков, соцсетей.

Наконец, многоаспектного рассмотрения требует вопрос о роботизации педагогического процесса. Речь идет и об инклюзивных решениях, и о системах виртуального менторства, в которых с помощью искусственного интеллекта может обеспечиваться тьюторская поддержка учащимся. Этические аспекты таких нововведений часто связаны с опасением, что роботы и алгоритмы машинного обучения вытеснят реальных преподавателей и наставников.

Это опасение — не только боязнь потерять рабочее место и стать невостребованным на рынке труда; это еще и страх, связанный с девальвацией морали и этики.

Уже давно на образовательные организации, причем не только общего среднего или среднего профессионального, но и высшего образования, помимо основной функции (обучение) возложена и еще дополнительная — нравственно-воспитательная. Эта идея негласно поддерживается большинством родителей (и часто педагогов), а официально она прослеживается на уровне принимаемых ФГОС.

Например, ФГОС основного общего образования помимо всего прочего обеспечивает «благоприятные условия воспитания и обучения». В ФГОС по программам бакалавриата на примере педагогического образования также можно найти соответствующие предписания: например, выпускник — будущий преподаватель, учитель — должен быть способен «решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности».

Кто в цифровой реальности будет решать эти воспитательные задачи — человек или машина, технология, алгоритм — это тоже своего рода этический вопрос. 

Присутствие педагогов и студентов в соцсетях — туда же, к списку этических вопросов. Как рождается цифровой этикет: когда уместно написать сообщение преподавателю или студенту, как необходимо к нему обратиться и т. п., — так рождается и цифровая этика. Например, в 2019 году Минпросвещения подготовило и направило в регионы «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Этот документ впервые содержит нормы поведения педагогов в Интернете.

Все это — часть аспектов, рассматриваемых этикой образования в контексте цифровых реалий. 

Разумеется, цифровая трансформация образования не отвечает и на основные, ранее поставленные, вопросы этики образования. Но в дополнение к ним она формирует новые, более специфические: этические проблемы, связанные с дистанционными технологиями, с обработкой персональных данных студентов и преподавателей, учащихся, с использованием сведений об успеваемости и так далее.

Пока что число вопросов лишь увеличивается, как и обостряется необходимость найти на них ответ —  или хотя бы начать его планомерно искать.