Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

О чем говорит статистика чтения электронного контента в вузе?

В любом вузе студенты читают учебный электронный контент, доступ к которому ему предоставляет библиотека. Только вот показатели активности чтения у всех разные: в одних образовательных организациях читают больше, в других — меньше. От чего это зависит? Может ли на это влиять библиотека? И почему этот показатель по-прежнему важен для оценки качества образовательного процесса? Разбираемся в этих вопросах в нашем новом цикле материалов на примере Консорциума СЭБ, одного из крупнейших в российском высшем образовании проектов, который объединяет учебный контент от сотен вузовских издательств.

Оператор Консорциума сетевых электронных библиотек (СЭБ) (Образовательная система Лань) поделился ключевыми для всех участников результатами проекта за 2023 г. ЛибИнформ собрал их в цикл публикаций, в которых мы представим статистику чтения, рейтинг читательской активности вузов, а также востребованность размещенного в общем фонде контента. Проанализируем эти данные в разрезе библиотечной работы. 

«Мониторинг ключевых результатов Консорциума СЭБ позволяет каждому вузу-участнику оценить вклад проекта в свой образовательный процесс, проанализировать его влияние на качество образования, а также посмотреть на себя со стороны, объективно, с точки зрения читательской активности», — считает директор Образовательной системы Лань Александр Никифоров. 

Консорциум СЭБ как проект сетевого межвузовского взаимодействия развивается уже несколько лет. Сегодня Консорциум СЭБ объединяет 388 образовательных организаций. Каждая из них получает бесплатный взаимный доступ к 74 000 единицам учебного электронного контента по всем направлениям подготовки и дисциплинам, который издали у себя и предоставили для размещения на единой платформе все вузы-участники проекта. 

По итогам 2023 г. книговыдача контента внутри проекта достигла 3,55 миллионов. 

Для сравнения: 

в 2021 г. книговыдача составляла 1,2 млн,

в 2022 г. — 2,4 млн.

Рост книговыдач проекта

Выросло не только количество наименований литературы, к которой обращались читатели из вузов-участников, но и количество просмотренных страниц. Из чего можно сделать вывод, что читают в организациях внутри Консорциума СЭБ с каждым годом  все больше, а сам проект к настоящему времени вырос в пример реального сетевого взаимодействия и взаимного обогащения вузов качественными знаниями, которыми они делятся на федеральном уровне.  

Впрочем, можно предположить и другое: поколение нынешних студентов, о котором принято говорить как о нечитающем, на самом деле читает — и читает довольно много, что подтверждает растущая год от года статистика книговыдачи. И дело здесь, возможно, не в конкретном сетевом проекте, а в том, что чем более разнообразный учебный контент предлагает своим студентам вузовская библиотека, чем богаче ассортимент литературы и доступных источников знаний, тем активнее их используют обучающиеся. 

О чем говорит тот факт, что в том или ином вузе активно читают контент из фонда Консорциума СЭБ? Прежде всего о том, что это каким-то образом влияет на процесс обучения.

«Сколько бы мы ни дискутировали о кризисе текстовой культуры в высшем образовании, а поколение нынешних студентов действительно тяжело воспринимает сложные тексты, предпочитая уже упакованный для них контент, чтение по-прежнему остается неотъемлемым, обязательным элементом образовательного процесса. И всегда им будет», — уверен Александр Никифоров. 

Статистика чтения учебного электронного контента — это не просто показатель вовлеченности студентов в процесс обучения, в изучение первоисточников и верифицированный поиск, но и показатель усвоения материала, знаний, а это в свою очередь — совокупный фактор повышения качества образования в вузе в целом. Мы не знаем, есть ли образовательные организации, которые указывают внутренние показатели пользовательской статистики чтения в каких-либо отчетах или программах, но это точно важный маркер того, что процесс обучения в вузе проходит качественно. И все это понимают: и вузовские управленцы, и сотрудники библиотек, и преподаватели. 

Общий объем фонда Консорциума СЭБ (по состоянию на 1 апреля 2024 г. он составляет 74 000 единиц учебной литературы) — это огромный массив контента, и, конечно, интересно проследить, какие образовательные организации среди участников проекта активнее всего его читают. Статистика чтения формируется с учетом данных по прочтению контента вузами в их абсолютном выражении. 

По итогам 2023 г. среди участников Консорциума СЭБ сформирован топ-10 вузов разных отраслевых профилей, где наиболее активно читают контент из общего фонда проекта. О чем это говорит? Вероятно, о том, что в этих организациях пользователи предпочитают чаще обращаться к проверенным первоисточникам, к учебным материалам других российских вузов и используют их для обучения в дополнение к тем ресурсам, которые включены в их образовательные программы.  

Аграрные вузы

Аграрные вузы

Технические вузы 

Технические вузы

Классические университеты

Классические университеты

Педагогические вузы

Педагогические вузы

Медицинские вузы

Медицинские вузы

Вузы культуры и искусств 

Вузы культуры и искусств

В следующем выпуске мы подробно разберем рейтинг читательской активности вузов-участников Консорциума СЭБ, который, в отличие от статистики чтения, объективно уравнивает шансы для всех вузов, независимо от их величины, количества подписок на ЭБС и объема финансирования. 

 

Текст: Екатерина Позднякова