Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Цифровая педагогика: баланс между новаторским и традиционным

Слова «цифровое», «сетевое», «электронное» в контексте обучения все чаще появляются в информационном пространстве. Запускаются государственные программы, собираются рабочие группы, ставятся новые цели для достижения тотальной цифровой трансформации сферы высшего образования. Однако все это не только «цифровая», но и все-таки «педагогика». Вместе с экспертами из РГПУ им. А. И. Герцена, УрФУ, ТПУ и ТГУ разбираемся, насколько новые подходы в образовании меняют педагогическую парадигму — и меняют ли.

 

Цифровая педагогика: вчера, сегодня, завтра

Что такое цифровая педагогика?..

Востребованность этого словосочетания в современных реалиях наводит на ошибочную мысль, будто термин характеризует только нынешнюю эпоху и появился сравнительно недавно.

На самом деле, цифровизация педагогического процесса началась тогда же, когда в целом началось распространение различных технических новинок. 

Изначально под «цифровой педагогикой» понимали использование в процессе обучения различных технологий, образовательных решений и устройств: электронный проектор, электронные доски, почта, интернет, вебинары, видеоконференции, платформы для дистанционного обучения. 

Такой подход сформировался под влиянием новых представлений о построении педагогического процесса. В период 1960−1990-х годов считалось, что эпидиаскопы, кодоскопы, автоматизированные классы контроля и обучения («АККОРД») могут улучшить образовательный процесс, а в перспективе и вовсе смогут заменить преподавателей техническими устройствами.

Правда, просто оснастить классы оказалось тогда недостаточно (как и сейчас): новая техника требует от педагога умений и навыков ее использования, а главное — методической поддержки и наполнения качественным образовательным содержанием. Все это вкупе с наличием времени и желания у педагога для приобретения новых компетенций и освоения соответствующих технологических новинок несколько сбавило темпы распространения цифровой педагогики.

Более современный подход к объему понятия «цифровая педагогика» гласит, что «цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения», однако она не исключает (и не планирует исключать!) преподавателя из учебного процесса, как это было в прошлом столетии. Напротив, актуальное видение цифровой педагогики фиксирует значимую роль педагога, который должен быть специальным образом подготовлен, в первую очередь методически. 

О цифровой педагогике — педагоги и проректоры по цифровизации

И все же в массовом сознании и в педагогическом сообществе продвигается такое определение цифровой педагогики, при котором она обеспечивает более высокое качество образования с помощью компьютеров и программ. То есть до сих пор не определена однозначно роль преподавателя в таком, цифровом, образовательном процессе: педагог — это лишь оператор и администратор цифровых инструментов или это виртуоз, умело их применяющий?

Этот вопрос был поднят в числе прочих на предметной онлайн-дискуссии «Цифровая трансформация педагогики», прошедшей 20 мая на Неделе образования ММСО.  Организатором дискуссии стала ЭБС Лань как цифровая научно-образовательная платформа, работающая с учебными организациями. Экспертами выступили директора образовательных центров и проректоры по цифровизации из РГПУ им. А. И. Герцена, УрФУ, ТПУ, ТГУ, а также вице-президент Российской академии образования. 

Так, проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Сергеевич Фадеев, выступивший модератором, подчеркнул, что современное прочтение цифровой педагогики требует переосмысления. Форсированная пандемией цифровизация как процесс внедрения цифровых инструментов уже наступила. Но где здесь место педагогики?..

«Казалось бы, многие трудности, с которыми столкнулись вузы при стремительном переходе на дистанционный формат год назад, уже преодолены, — считает Александр Фадеев, —  налажена работа с оборудованием, усвоены новые технологии и даже сформированы новые компетенции у студентов, у преподавателей и у руководства вузов, но на повестке дня стоит важный вопрос об эффективности традиционных педагогических методик». Более актуальным теперь является другой вопрос, по словам спикера, — как вовлечь студентов, как удерживать их внимание, как сделать процесс удаленного и смешанного взаимодействия эффективным, полезным и интересным.

К мнению Александра Фадеева присоединилась и Виола Анатольевна Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета: «Пандемия показала, что традиционные образовательные технологии уже работают не так эффективно как раньше. А цифровые технологии еще не работают так эффективно, как хотелось бы».

На примере УрФУ Виола Ларионова привела результаты опроса, в котором приняли участие около 6 тысяч студентов и 1,5 тысячи преподавателей. Опрос показал, что за этот год пандемии в УрФУ количество резких противников онлайн-обучения среди преподавателей сократилось в 2 раза, а со стороны студентов неготовыми к дистанционному обучению оказались всего 20%. «Пандемия показала готовность и той и другой аудитории внедрять образовательные технологии, экспериментировать, делать образовательный процесс более интересным», — считает Виола Ларионова.

В таких условиях, когда применение современных технологий становится неотъемлемым атрибутом педагогического процесса, важна готовность преподавателя овладеть новыми навыками, быстро перестроиться на удаленный формат взаимодействия.

Лариса Александровна Цветкова, вице-президент Российской академии образования (РАО), проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на примере своего вуза утверждает, что «около половины преподавателей поддерживают возможность частичного сохранения дистанционных форм обучения и считают, что обучение по ряду предметов вообще можно полностью перевести в дистанционный формат». 

При этом свидетельством хорошей и быстрой адаптацией педагогов к новым реалиям эксперт считает их приверженность к смешанному формату, в котором традиционные методики в усовершенствованном варианте дополняются новыми цифровыми инструментами: «В период пандемии большинство преподавателей все-таки отдает предпочтение работе в смешанном формате. У нас в три раза увеличилось число приверженцев такого формата обучения».

Опыт зарубежных педагогов, столкнувшихся в прошлом году с принудительным и чрезвычайно резким переходом на дистанционное обучение, показывает, что они также были вынуждены адаптироваться к новым реалиям. Однако же достигнутый успех с освоением новых образовательных платформ и технологических решений показал, что все-таки «такая модель дистанционного обучения лучше всего показывает себя в сочетании с классической классно-урочной системой, а не вместо нее».

Цифровые задачи — для преподавателя и для вуза 

Кроме того, роль педагога в таких условиях несколько трансформировалась, но не стала менее значимой. Например, по-иному в условиях дистанта реализуется воспитательная функция, которая ложится на плечи образовательных организаций и педагогов; по-новому осуществляется контроль и проверка знаний (прокторинг, обязательный зрительный контакт и включенная камера и микрофон и пр.).

Еще один важный аспект, связанный с организацией учебного процесса, связан со смещением ключевых образовательных ориентиров: в нынешних условиях с открытым доступом к гаджетам, интернету и огромному количеству информации, фокус в обучении смещается с вопроса «Что?» на «Как?». И сейчас преподавателям особенно важно сделать акцент не только на фактической информации, которую должен усвоить студент и ученик, но и на ее практическом применении, на выстраивании связей между своими знаниями.

Это было важно всегда, но если классическая, традиционная педагогика иногда «прощала», когда студенческим успехом считалось превращение в «ходячую энциклопедию» или «кладбище знаний», то в цифровую эпоху важно в первую очередь умение применять эти знания на практике и главное — умение учиться и дальше. 

Разумеется, миссия цифровой педагогики заключается и в обеспечении ученика и преподавателя новыми техническими средствами и технологическими возможностями. Однако цифровая педагогика никак не влияет и не должна влиять на цели и задачи высшего образования. Более того, содержательное наполнение учебного процесса — если мы не говорим о специальностях, связанных с информатикой, кибербезопасностью, искусственным интеллектом и пр., — тоже никак не меняется в своей основе. 

Богатое педагогическое наследие не исчезает — оно лишь дополняется новыми возможностями применительно к конкретному акту педагогической деятельности. 

Какие задачи стоят перед вузом, если он встает на путь трансформационных, цифровых изменений, стараясь сохранить многогранный традиционный педагогический опыт своего преподавательского коллектива?

Так, необходимо заняться модернизацией информационно-коммуникационной инфраструктуры, наладить широкополосный доступ в Интернет для организации и всех участников учебного процесса.

Однако необходимо также сформировать у преподавателей  навыки работы с техническими новинками. Это касается и практикующих специалистов, для которых могут проводиться обучающие семинары, мастер-классы, тренинги и курсы повышения квалификации, и студентов педагогических вузов, которые уже в процессе своего обучения должны овладеть необходимыми компетенциями. 

Наконец, важную роль играет продуманная система мотивации для преподавателей, которая стимулирует освоение новых навыков, необходимых для работы в изменяющейся образовательной среде. 

Кроме того, большое внимание необходимо уделить и правовому обеспечению применения новых технологий, и видоизменению, обновлению и актуализации учебных планов и дисциплин, и разработке методического обеспечения для работы с информационными технологиями. 

Если на всех этих уровнях проведена серьезная, вдумчивая работа, то цифровая педагогика становится удобным инструментом, расширяющим возможности преподавателя, а не заменяющим его.