Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Востребованность вузовского контента: роль и функция библиотеки

Завершаем цикл материалов, в которых на примере Консорциума сетевых электронных библиотек мы изучаем востребованность электронных библиотечных ресурсов в вузах.

О проекте

Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) объединяет 388 образовательных организаций. Каждая из них получает бесплатный взаимный доступ к 74 000 единицам учебного электронного контента по всем направлениям подготовки и дисциплинам, который издали у себя и предоставили для размещения на единой платформе все вузы-участники проекта. 

В ранее опубликованных материалах  «О чем говорит статистика чтения электронного контента в вузе?» и «Рейтинг читательской активности как инструмент объективной оценки вузов» мы проанализировали статистику чтения учебного электронного контента как фактор повышения качества образования в вузе, а также рейтинг читательской активности вузов-участников Консорциума СЭБ.

В завершающей статье цикла разберем востребованность контента в фонде Консорциума СЭБ и то, насколько активно участники проекта внедряют контент других вузов в свой образовательный процесс, включают его в программы обучения, рекомендуют своим студентам и сотрудникам. 

Для более предметного изучения вопроса представим цифры статистики — контент каких вузов по итогам 2023 г. оказался самым востребованным среди остальных участников Консорциума СЭБ. Здесь стоит добавить, что в числе читателей изданий этих организаций — пользователи из вузов разных отраслевых профилей. То есть, к примеру, контент аграрных вузов могут активно читать не только организации их профиля, но и в технических, классических и других университетах. 

Топ-10 вузов с самым востребованным контентом по отраслям представлен в таблицах далее. 

Аграрные вузы

Аграрные вузы

Технические вузы

Технические вузы

Классические университеты

Классические университеты

Педагогические вузы

Педагогические вузы

Медицинские вузы

Медицинские вузы

Вузы культуры и искусств

Вузы культуры и искусств

Цифры статистики востребованности контента, который вузы-участники размещают для свободного взаимного доступа, показывают, что проект реально помогает образовательным организациям продвигать свои наработки (учебники, учебные пособия, статьи, методички, практикумы) в образовательные процессы и программы вузов по всей стране. А это в свою очередь помогает популяризировать экспертный бренд вуза, усиливать собственное позиционирование и узнаваемость на федеральном уровне и, что не менее важно, выстраивать реально работающее сетевое взаимообогащение образовательным контентом. 

Как видно по рейтингу востребованности контента, у множества вузов количество прочтений их контента составляет десятки тысяч книговыдач, а у некоторых организаций этот показатель превышает 100 000. Для многих участников такие цифры статистики стали настоящим откровением: их издания могут быть полезны и интересны тысячам пользователей из других вузов по всей стране, и чтобы в этом убедиться, нужно было лишь опубликовать их на площадке со взаимным доступом. 

Добиться таких результатов продвижения собственного контента среди сотен организаций высшего образования вряд ли было бы возможно вне Консорциума СЭБ, который их всех и объединил на общей платформе. В настоящее время такие технические возможности для сотен вузов предоставляет только платформа ЭБС Лань, оператора проекта.     

Нужно отметить, что статистика использования ресурса не создается сама по себе. Ключевой вклад в эту работу вносят сотрудники вузовских библиотек, которые занимаются популяризацией этого проекта: информируют о нем своих преподавателей-авторов, мотивируют их к публикационной активности, поддерживают в издательской деятельности, обучают студентов пользоваться электронными ресурсами и регулярно напоминают им о тех возможностях, которыми располагает библиотека. 

Кроме того, видя такие результаты чтения, преподаватели-авторы тоже становятся заинтересованы в том, чтобы издавать в вузе и размещать свои труды на платформе, которую читают студенты и специалисты из почти 400 образовательных организаций. Понимая, что их работу будут оценивать тысячи пользователей со всей страны, авторы существенно повышают требования к качеству тех материалов, которые они готовят и предоставляют в общий доступ под брендом своего вуза. Это обязывает держать планку, ответственнее относиться к соблюдению авторских прав, ведь речь здесь идет не только об имени автора, но и о репутации всего вуза, который они представляют на федеральном уровне.      

Почитать весь цикл материалов: 

«О чем говорит статистика чтения электронного контента в вузе?» 

«Рейтинг читательской активности как инструмент объективной оценки вузов» 

 

Текст: Екатерина Позднякова