Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Консорциум СЭБ: как вузам-участникам максимально использовать его преимущества

Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) — некоммерческий проект Электронной библиотеки Лань, который был создан несколько лет назад для консолидации вузовских изданий на единой площадке и взаимного бесплатного доступа к ним для всех участников.

Сегодня это одно из крупнейших, беспрецедентных по количеству участников объединений в сфере высшего образования в России, чей фонд включает более 70 000 наименований изданий по всем дисциплинам и направлениям подготовки. В проекте состоят 386 образовательных организаций из России, Беларуси и Казахстана. 

Консорциум СЭБ становится неотъемлемой частью образовательного процесса многих вузов. Тому, как участники проекта могут в полной мере использовать все его преимущества, был посвящен круглый стол с участием экспертов — руководителей вузовских библиотек, который прошел на четвертом учебном модуле курса повышения квалификации для сотрудников университетских библиотек от Школы Лани  «Университетская библиотека в экосистеме университета».

Что представляет собой Консорциум СЭБ сегодня? И как библиотека и вуз могут по максимуму использовать его возможности для своего развития и позиционирования? В работе круглого стола, где эксперты дискутировали по этим вопросам, приняли участие:

Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, исполнительный директор АППОЭР — Ассоциации производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов;

Алена Асаева, директор Библиотечно-издательского комплекса Тольяттинского госуниверситета;

Марина Обновленская, директор Научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета;

Александр Никифоров, директор ЭБС Лань, лидер проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек»;

Инна Юрик, директор научной библиотеки Белорусского национального технического университета.

Модератором круглого стола выступила Светлана Тюкина, директор интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета, эксперт «Социоцентра».  

Эксперты из библиотек вузов, участников Консорциума СЭБ, поделились своим опытом эффективного использования этого ресурса, чей показатель книговыдачи по итогам 2023 г. составил 3,55 млн. Настолько востребован электронный контент, который издают у себя и предоставляют для взаимного доступа на единой платформе все организации-участники Консорциума СЭБ? Такой показатель статистики привел на круглом столе Александр Никифоров, директор ЭБС Лань, лидер проекта. 

Сегодня уже можно говорить о том, что изначальная цель проекта, ради которой он и создавался, — помогать вузам выполнить требования по книгообеспеченности за счет бесплатного взаимообогащающего обмена контентом, — достигнута. Какие еще преимущества получают для себя организации-участники? 

Высвобождаются средства на дополнительные ресурсы

Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки РГПУ имени А. И. Герцена, отметила, что, помимо книгообеспеченности, изначально вуз ставил и другую задачу. Проанализировав, какое количество средств высвободится за счет доступа к базе знаний от СЭБ, коллеги посчитали, что смогут направить их на дополнительные издания, в которых есть потребность и на которые раньше не было возможности направить бюджет. Кроме того, коллекции в СЭБ подходят не только для точечной книгообеспеченности по конкретным дисциплинам, но и для самостоятельной работы студентов, ведь чем шире и разнообразнее выбор учебного контента, тем лучше подготовка.  

Продвигаются вузовские наработки, создаются научные коллаборации

Согласно опросу участников Консорциума СЭБ, который был проведен накануне круглого стола, 89% респондентов считают, что благодаря участию в проекте их вузовский контент теперь читают в других университетах, включают в образовательные программы. 

«Когда мы увидели статистику востребованности наших изданий в фонде Консорциума СЭБ, то поняли, что труды наших преподавателей интересны далеко за пределами нашего университета, их активно читают, — рассказывает Алена Асаева, директор Библиотечно-издательского комплекса Тольяттинского госуниверситета. — Это очень воодушевило наших авторов. Многие стали приходить в издательство с вопросом: когда их публикация будет размещена на платформе СЭБ. Стало очевидно, что принцип Консорциума СЭБ не только в том, чтобы получать контент от других участников, но и чтобы делиться своими наработками». 

Преподаватели-авторы заинтересованы в том, чтобы издавать в вузе и размещать свои труды на платформе, которую читают студенты и специалисты из почти 400 образовательных организаций.

«Нас в проекте сразу заинтересовала возможность сетевого взаимодействия, прежде всего аграрных вузов, — добавила Марина Обновленская, директор Научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета. — Мы ждем от этого взаимообмена увеличения научных коллабораций, совместных научных исследований, повышения цитирования и публикационной активности наших авторов». 

Рост публикационной активности влияет на узнаваемость автора, его положение как ученого, методиста, педагога, исследователя, руководителя научной школы или лаборатории.

Существенно возрастают требования к качеству контента, который вуз предоставляет в общий доступ

Чем больше контента становится в общем фонде, тем больше его читают, а значит, растут и требования к его качеству. Авторы понимают, что их труд будут оценивать коллеги и студенты по всей стране, цитировать, рекомендовать к изучению, и это обязывает держать планку качества.

Размещение работы на платформе с многотысячной аудиторией стимулирует автора строже и ответственнее относиться к ее качеству еще и потому, что речь идет не только о его репутации, но и о репутации всего вуза. Отсюда — возросшие требования к содержанию предоставляемых материалов, строгости соблюдения авторский прав. Библиотека со своей стороны тоже принимает активное участие в этом процессе. 

Инна Юрик, директор научной библиотеки Белорусского национального технического университета, рассказывая, как участие вуза в Консорциуме СЭБ повлияло на качество контента, привела в пример тот факт, что несколько лет назад, когда научная библиотека анализировала нормативные локальные документы, в те из них, что касались продвижения контента в электронных каталогах, были добавлены требования к трудам для публикаций. 

Результаты вуза в проекте важны ректорату: это важная имиджевая составляющая

Эксперты круглого стола подтвердили еще один важный результат опроса участников проекта: большинство библиотек (82,2%) сообщает о результатах и статистике использования ресурса ректорату, потому что руководителям важно знать, какое место занимает вуз среди остальных, кого из авторов-преподавателей больше всех читают, какой контент интересен в других организациях. Это часть позиционирования университета вовне, составляющая его бренда и узнаваемости на федеральном уровне. Более того, каждый 5-й участник опроса отметил, что руководство еще и поощряет сотрудников за особо заметные результаты.  

Участие в Консорциуме СЭБ включают в программы развития вуза, отчеты, мониторинги, заявки на участие в программе «Приоритет 2030». Как проект реального сетевого взаимодействия и кооперации знаний он соответствует важнейшей цели нацпроекта «Наука и университеты» — стимулированию и развитию объединений вузов и научных организаций, консолидации научных и образовательных ресурсов. 

Выводы

Все эти преимущества и результаты, которые получают для себя организации-участники Консорциума СЭБ, возможны прежде всего благодаря большой работе университетской библиотеки — ее инициативе, вовлеченности, умению продвигать проект и доносить до преподавателей его возможности. Полученные результаты значимы и ценны для всего университета, для его развития и позиционирования, и это не может не заметить руководство вуза. Так библиотека укрепляет свое положение в структуре вуза, включается в реализацию сетевых форм взаимодействия, вносит свой вклад в развитие публикационной культуры — все эти функции гораздо шире традиционных узкобиблиотечных функций и могут быть выполнены на таком качественном уровне и с такими результатами только сотрудниками университетских библиотек.

 

Текст: Екатерина Позднякова