Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Интеграция технологий в обучение информационной грамотности: лучшие практики

В декабре 2023 г. ЛибИнформ провел опрос среди директоров университетских библиотек о том, как за последние 2–3 года в их подразделениях изменился процесс обучения пользователей информационной грамотности. Мы проанализировали результаты анкетирования и хотели бы поделиться основными выводами. Возможно, опыт наших респондентов послужит примером и вдохновением для других университетских библиотек.

С увеличением информационных потоков и развитием онлайн-обучения работа с информацией приобретает особое значение в деятельности научных библиотек. Их сотрудники обучают читателей рациональным приемам поиска, анализу и оценке информации, которую те получают из электронных ресурсов, основам информационной безопасности. Что нового появилось в этом процессе начиная с 2020 года? 

В опросе ЛибИнформа приняли участие 42 руководителя университетских библиотек. Большинство из них (73,7%) ответили, что проводят обучение информационной грамотности регулярно, несколько раз в год. 21,1% делают это раз в год, 5% — только по запросу (Рис. 1).

Рис. 1. Как распределились ответы на вопрос: «С какой периодичностью вы проводите в библиотеке обучение информационной грамотности?»

Рис. 1. Как распределились ответы на вопрос: «С какой периодичностью вы проводите в библиотеке обучение информационной грамотности?»

79% респондентов отметили, что проводят обучение для любых категорий пользователей, к которым могут быть отнесены и студенты, и преподаватели, и сотрудники администрации. 21% обучают отдельные группы читателей. 

Абсолютное большинство ответивших на вопросы анкеты руководителей подтвердили, что за последние 2–3 года в их библиотеках произошли изменения в форме или содержании обучения информационной грамотности. 

В одних библиотеках больше внимания стали уделять поиску достоверных источников с объяснением, почему именно эти источники можно считать таковыми. Где-то начали использовать презентации, проводить занятия в онлайн-режиме или увеличили количество обучающих вебинаров. Среди изменений респонденты также отмечали смену формы обучения — например, для преподавателей его начали проводить в рамках курсов повышения квалификации, а для студентов, помимо тренингов, добавили квесты и интегрированные занятия на базе библиотеки. Одни библиотеки создали курс для аспирантов и курс на английском языке, другие расширили спектр изучаемых ресурсов, усилили акцент на дистанционные способы получения информации и пересмотрели содержание обучения после изменения репертуара и условий доступа. 

Чем были вызваны эти изменения? Половина прошедших опрос ответила, что таковы требования времени, другая половина считает, что это реакция библиотеки на потребности тех, кого они обучают. 

Интересно распределились ответы на вопрос о том, используют ли библиотеки в процессе обучения информационной грамотности возможности искусственного интеллекта. 70,6% выбрали ответ «Пока не используем, но будем». Одинаковое количество респондентов, по 11,8%, ответили, что либо уже используют ИИ, либо же наоборот, не используют эту технологию и не планируют (Рис. 2).

Рис. 2. Как распределились ответы на вопрос: «Используете ли вы в процессе обучения возможности искусственного интеллекта?»

Рис. 2. Как распределились ответы на вопрос: «Используете ли вы в процессе обучения возможности искусственного интеллекта?»

В перспективе, как поделились в анкете руководители, библиотеки планируют добавить в обучение информационной грамотности медиатехнологии, обучающие видео и другие современные интерактивные формы обучения, инструменты для лиц с ограниченными возможностями здоровья, использовать методы кейсов и мозгового штурма, развивать  мобильные приложения информационно-поисковых систем и полнотекстовых баз данных.

Благодарим директоров университетских библиотек, принявших участие в анкетировании, за уделенное время.