Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Рейтинг читательской активности как инструмент объективной оценки вузов

ЛибИнформ продолжает цикл материалов, в которых на примере Консорциума сетевых электронных библиотек анализирует, как чтение электронных библиотечных ресурсов влияет на образовательный процесс в вузе.

О проекте 

Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) объединяет 388 образовательных организаций. Каждая из них получает бесплатный взаимный доступ к 74 000 единицам учебного электронного контента по всем направлениям подготовки и дисциплинам, который издали у себя и предоставили для размещения на единой платформе все вузы-участники проекта. 

В нашем прошлом материале «О чем говорит статистика чтения электронного контента в вузе?» речь шла о том, что несмотря на явные признаки кризиса текстовой культуры в высшем образовании, когда студенты вместо сложных текстов предпочитают кратко упакованный для них контент, чтение остается обязательным элементом образовательного процесса. И статистика чтения учебного электронного контента — это не просто показатель вовлеченности студентов в процесс обучения, в изучение первоисточников и верифицированный поиск, но и показатель усвоения материала, знаний, что в конечном итоге оказывается фактором повышения качества образования в вузе в целом. 

Сегодня мы представляем рейтинг читательской активности вузов-участников Консорциума СЭБ. Для его расчета используются три ключевых показателя статистики чтения: книговыдача, количество студентов в образовательной организации и глубина прочтения (сумма прочитанных страниц, поделенная на количество прочитанных книг). 

В отличие от статистики чтения, рейтинг читательской активности объективно уравнивает шансы для всех вузов, независимо от их величины, количества подписок на ЭБС (рейтинг не завязан на количестве приобретенных вузом коллекций) и объема финансирования. В основе рейтинга заложен более сложный механизм расчетов, нежели простой сбор статистических данных, поэтому он не только уравнивает позиции всех организаций-участников, но и позволяет каждой из них объективно посмотреть на себя со стороны, с точки зрения читательской активности, наряду с другими вузами. Важно подчеркнуть, что это не рейтинг конкретной ЭБС, которая составляет его среди своих подписчиков с разными объемами подписных коллекций, это рейтинг участников, которым предоставлен доступ к одному и тому же массиву данных — общему фонду Консорциума СЭБ. 

По итогам 2023 г. среди участников Консорциума СЭБ был сформирован рейтинг читательской активности для вузов разных отраслевых профилей. Топ-10 этого рейтинга по отраслям представлен в таблицах далее. Эти результаты показывают вузы, где возможностями участия в проекте «Консорциум СЭБ» воспользовались максимально эффективно. 

Аграрные вузы

Аграрные вузы

Технические вузы

Технические вузы

Классические университеты

Классические университеты

Педагогические вузы

Педагогические вузы

Медицинские вузы

Медицинские вузы

 

Вузы культуры и искусств

 

Вузы культуры и искусств

В следующем материале цикла мы разберем такой показатель, как востребованность контента в фонде Консорциума СЭБ, издания каких вузов пользуются популярностью у читателей из других организаций, проанализируем, насколько активно участники проекта внедряют контент других вузов в свой образовательный процесс, включают его в программы обучения, рекомендуют своим студентам и сотрудникам.

 

Текст: Екатерина Позднякова