Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Советы буктьюберов: как вести свой канал

Движение буктьюберов развивается во всем мире. В пространстве российского буктьюба сейчас более 200 блогеров рассказывают о своих книжных приобретениях, делятся впечатлениями и вдохновляют подписчиков на чтение. Какие вопросы интересны аудитории? Как найти свою «книжную» нишу? Как суметь рассказать о книге, не разрушив ее интриги? Популярные российские буктьюберы поделились своими секретами.

Ольга Миклашевская,
буктьюбер, Москва
Тамара Хакимова,
библиотекарь, буктьюбер, республика Марий Эл
Ульяна Петрухина,
буктьюбер, Санкт-Петербург

Ульяна Петрухина, видеоканал Ulielie

39 тыс. подписчиков
Дата создания канала — сентябрь 2009 г., первые «книжные» видео — февраль 2013 г.

Вести «живой» разговор

В первое время мне необходимо было заранее записать все, что я хочу рассказать о книге. Все было четко по сценарию: я придумывала текст, выверяла каждое предложение и читала его, стараясь не отступать от написанного. Конечно, причиной был знакомый многим страх перед камерой. Садишься перед ней и голова пустеет. Сейчас же наоборот: камера заставляет меня больше говорить. В реальной жизни я довольно молчаливый человек, но теперь, как только сажусь перед камерой, меня не остановить. Это пришло не сразу, примерно через полгода после того, как я начала снимать свои первые видео о книгах. Сейчас я продумываю видео перед съемкой, но уже ничего не записываю — делюсь теми мыслями, которые приходят в голову. Однако это не универсальный совет. Мне нравится рассказывать спонтанно, речь становится более живой. Другим же людям, возможно, будет удобнее структурировать свою речь, заранее написать тезисы и сценарий.

Рассказывать без спойлеров

Искусство книжных обзоров — это во многом искусство рассказывать без спойлеров. Одно лишнее слово — и читатели в комментариях ополчатся на тебя из-за того, что они узнали больше, чем хотели бы. Зачастую мне самой сложно смотреть видео о книгах, которые я хочу прочитать: боюсь, что человек выдаст какой-то секрет и разрушит мою радость от ожидания. Поэтому, рассказывая о книге, я даю расширенную версию анонса, но никаких ключевых моментов стараюсь не выдавать. Первые пятнадцать страниц — тот предел, в рамках которого я могу рассказать о сюжете. Можно сказать, что читателей ожидает удивительный поворот, но нельзя говорить, что это за поворот. Можно сказать: герой ведет себя на работе странно, но не надо детализировать, в чем именно заключается странность. Хотя о самих героях можно рассказать чуть больше, не рискуя разрушить интригу. По сюжету же — минимум информации, лучше поделиться впечатлениями. Конечно, это понимание пришло с опытом. Когда смотришь видео других блогеров, начинаешь лучше видеть ту грань, которую лучше не пересекать. По комментариям видно, что, едва человек больше углубился в сюжет, и читатели в ответ пишут, что он «испортил книгу» и читать ее больше не хочется.

Больше «домашности»

За три года ведения канала я поняла, что очень важно делать свою работу качественно, но не переходить черту, когда качество начинает походить на профессионализм. Люди это чувствуют, и у многих начинается отторжение. Если они видят, что ты делаешь шоу из своего канала, их это отталкивает, и они возмущаются в комментариях: «Ты стал таким неискренним!» Есть книжный канал, который ведет профессиональный телеведущий, он интересно рассказывает о книгах, но зрители часто пишут, что хотелось бы меньше профессионально поставленной речи и продуманных предложений, больше «домашности»: по какой-то загадочной причине людям это и вправду нравится. Да, они хотят, чтобы было интересно и красиво, но не слишком профессионально, важно уловить эту грань.

Искать сегменты, о которых никто не рассказывает

Наиболее представленный сегмент на буктьюбе — литература для подростков. Youtube в целом довольно молодое сообщество, возрастная группа 13–24 года — самые активные подписчики и блогеры. На моем канале много обзоров подростковой и детективной литературы, книг по саморазвитию. Многие пренебрежительно относятся к подростковой литературе, считая ее чем-то, что не стоит внимания. На самом же деле, подростки нуждаются в том, чтобы во всем сегодняшнем многообразии выбрать то, что действительно стоит прочитать. У меня три младших сестры, поэтому мне интересно подбирать книги, которые им захотелось бы прочитать.

Тем, кто хочет быстро развивать свой книжный канал, возможно, стоило бы обратить внимание на те жанры и темы, о которых еще никто не рассказывает: например, фантастика в ее традиционном понимании, альтернативные жанры. По поисковым запросам зрители найдут то, что им интересно. Мало представлены на буктьюбе комиксы и графические романы — скорее всего потому, что у нас есть некое предубеждение к такого рода литературе, да и не так много людей питают к ней интерес. А так, обо всем, что можно встретить в «Первой полосе», на выкладках в «Буквоедах», найдутся блогеры, которые расскажут.

Читать то, что интересно

Абсолютное большинство книг, которые появляются на канале, я читаю для себя. Художественные книги, книги по саморазвитию и поиску себя — поскольку университет закончен и в данный момент мне важно почитать что-то воодушевляющее; все это книги, которые сами ко мне просятся. Бывает, что мне интересно сделать литературную подборку, посвященную определенному событию или празднику. Например, последние два года перед Хэллоуином я делала подборки книг и фильмов, которые заставляют кровь стынуть в жилах. Есть рубрика «Читаем и смотрим» о книжных экранизациях. Каждый год я составляю список экранизаций, которые выходят, и выбираю то, что мне интересно, фильмы, которые настолько меня заинтересовали, что я решила обратиться к литературному первоисточнику.

Снять свой топ-5

Если снять самое первое видео об отдельной книге, то толком не расскажешь ни о своих литературных предпочтениях, ни о себе. Нужно что-то, что покажет, кто вы есть. Например, снять ролик «5 самых любимых книг», чтобы зрители поняли, в каком направлении ваш канал движется и кем вы являетесь как читатель. Это одни из самых просматриваемых видео — многие по поисковым запросам сразу наткнутся на канал. Теговые видео тоже очень интересны — они дают возможность рассказать о себе.

Стоит ли развивать специализированный канал, посвященный конкретному литературному направлению? Я думаю, в какой-то момент, как бы сильно ты ни любил эту тему, захочется почитать что-то другое — сложно на протяжении месяцев и лет читать одно и то же. Тогда проект может остановиться, ведь на Youtube ничто так не важно, как личная вовлеченность. Но здесь много зависит от подачи: думаю, можно и про одни детективы создать канал, если сумеешь эффектно обыграть тему детективов.

Анонсировать видео в соцсетях

Я всегда была очень активна в Интернете. Свой первый текстовый блог создала, когда мне было 12 лет. Как только новая социальная сеть появляется — я там, мне хочется ее исследовать. Поэтому, когда начала вести свой видеоканал, мне сразу стало понятно, что если я хочу развиваться в этом направлении, то скрывать его не имеет смысла. В тот момент у меня уже были аккаунты в Instagram и Twitter, где я непременно анонсировала свои новые видео. Позже создала группу ВКонтакте, в которой собрала часть своей аудитории и тоже выкладывала видеоролики, но целенаправленно продвижением канала я не занимаюсь.

Показать библиотечное «закулисье»

Если библиотечную сферу интегрировать с Youtube, то библиотекам нужно становится открытей. Мне всегда было интересно «закулисье», в том числе издательств и библиотек; интересно знать, что находится по ту сторону. Если бы создали канал, где рассказывалось о библиотеках что-то такое, о чем, просто зайдя в библиотеку, не догадаешься и не увидишь, я бы смотрела его не отрываясь. Нужно найти способ рассказать о библиотеке так, как о ней никто не слышал. Чтобы люди почувствовали, что это место, куда они могут прийти за спокойствием, почитать в кресле в уютной обстановке, отключиться от посторонних мыслей.

Мне бы хотелось ощущения диалога и дружественности с теми людьми, которые представляют библиотеки на буктьюбе; равенства между теми, кто приходит в библиотеку и теми, кто в ней работает. Например, библиотекари из разных районов города могли бы рассказывать о книгах, которые на них произвели впечатление. Я уверена, они бы настолько воодушевленно рассказывали о литературе, которую прочитали, что это было бы интересно всем. На Youtube очень важна личностная составляющая. Если человек смог удержать мое внимание хотя бы полторы минуты, я буду смотреть его видео всегда.

Ольга Миклашевская, видеоканал «Оля Понедельник»

25 тыс. подписчиков
Дата создания канала — октябрь 2011 г.

Снимать видео про себя

Главный совет: если вы хотите снимать видео, снимайте их про себя. Сейчас на буктьюбе наметилась новая тенденция: появились книжные каналы, которые позиционируют себя как информационные. Ничего о себе, можно даже не знать имя человека в кадре — только литературный разбор книг. Конечно, все имеет право на существование, но я сама такие видео не смотрю, да и многие не смотрят, именно по той причине, что они не личностные. Youtube — это про человека, про личность; если подход становится излишне формализованным, пропадает «изюминка». Если человек говорит не как личность, а как информационный посредник, это неинтересно. Не стоит также писать тексты и заучивать их наизусть — это неестественно и потому отталкивает. Если зрители захотят постановочной съемки, они включат телевизор, Youtube не для этого.

Записать совместное видео

Наилучший вариант в начале пути, если о вашем канале расскажет блогер покрупнее, это даст отличную возможность развиваться. Я сама всегда стараюсь помогать тем буктьюберам, которых знаю лично. Быть представленным популярным блогером — лучший способ влиться в общую тусовку. Иначе вас попросту будет сложно найти, даже если вы снимаете замечательные ролики. Постарайтесь также снимать побольше совместных видео, особенно если вы живете в одном городе с известным блогером. Стоит обратиться к тому, с кем вы общаетесь, возможно, вы часто оставляли комментарии на его площадке, и он вас запомнил.

Тамара Хакимова, видеоканал Mara Book («Приют мысли»)

3 тыс. подписчиков
Дата создания канала — март 2013 г.

Перечитать книгу перед созданием ролика

Канал для меня отдушина, мое «я», и только если книга меня чем-то цепляет, я буду о ней говорить, будет ли это классика или актуальная новинка. Часто меня просят поделиться своими впечатлениями о какой-то книге, и я стараюсь выполнять просьбы своих зрителей. Мое главное правило, даже если я читала книгу, перечитать ее перед созданием ролика. Книга должна меня эмоционально зажечь, только тогда я cмогу говорить о ней.

Темы для обзоров часто подсказывают мои подписчики, сама, конечно, тоже что-то придумываю. Каждый месяц на канале обязательно появляются мои «Фавориты...» в номинациях: книга, фильм, живопись, музыка, телепроект, история из жизни, открытие нового блогера. Думаю, эта рубрика на канале будет постоянной! Иногда придумываю тэги: к примеру, «вкусный» тэг, который обыграл литературные и кулинарные ассоциации, и некоторые буктьюберы тоже ответили на «вкусные» вопросы о книгах.

Сценарии я никогда не пишу. Не мой случай. Мне легче говорить вживую, размышлять перед камерой, какие-то откровения случаются именно в этот момент, хотя, пересматривая ролики, часто бываю недовольна собой.

Опираться на собственный интерес

Как найти свою нишу в книжном пространстве — сложный вопрос, я сама еще продолжаю этот поиск. Думаю, главное, быть собой, не пытаться кому-то подражать: отталкиваться от себя и опираться на собственный интерес. Естественно, на буктьюбе правит бал молодежь, интересам старшего поколения пока уделяется недостаточно внимания, поскольку очень мало «возрастных» буктьюберов. Моя аудитория — это люди ищущие себя, умные, интеллигентные. Например, недавно под роликом, посвященным «Крейцеровой сонате», одна из моих подписчиц оставила такой комментарий: «Очень рада, что нашла Ваш блог на просторах буктьюба. Искала долго, присматривалась ко многим, но так и не находила автора, который не просто был бы схож со мной во вкусах, но еще и заставлял двигаться дальше, тянуться выше... Каждый вечер теперь смотрю Ваши видео. Потрясающий блог и потрясающая Вы!» Хоть и нескромно приводить в качестве примера этот отзыв, но он очень вдохновил меня и мотивировал.

Вдохновлять на чтение

Да, я профессиональный библиотекарь, но на буктьюбе чувствую себя прежде всего читателем. То, что я делаю, должно быть интересно прежде всего мне самой, а мне интересно! Для меня загадка, почему библиотекарей так мало на буктьюбе, ведь это реальная пропаганда книги. Многие читатели нашей библиотеки смотрят «Приют мысли» и читают по моей рекомендации. Иногда я узнаю об этом совершенно случайно: читают ведь дома, в электронном формате. На что стоит делать ставку библиотекам? Я думаю, необходимо возрождать семейное чтение. «Читаем вместе с детьми!», «Читаем полчаса перед сном» и т. п. Кстати, отличная идея и для моего канала.

Материалы по теме:

«Книжные» видео: редакторы о новинках

«Книжные» видео: редакторы о новинках

Американское издательство Simon & Schuster привлекло к себе немалое внимание прессы, выпустив серию видео под говорящим названием «Behind the Book» («За “книжными” кулисами»). Оказалось, что это далеко не единственное издательство, которое создает свою видеотеку. Портал Publishing Trends решил собрать несколько таких «книжных» видео для просмотра и обсуждения

Библиотеки в социальных сетях: 5 практик

Библиотеки в социальных сетях: 5 практик

Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?

Видео о книгах: буктьюберы

Видео о книгах: буктьюберы

Движение буктьюберов — блогеров, снимающих видео о прочитанных книгах, — набирает силу во всем мире. На Западе на буктьюберов даже обратили внимание традиционные издательства: маркетологи заметили, что рецензии книжных блогеров сказываются на продажах. Сообщество российских буктьюберов тоже успело стать заметным феноменом.