Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Популярные лектории в книжных магазинах

Интеллектуальный клуб — та современная форма, в которую сегодня трансформируются многие традиционные книжные магазины. Они предлагают публике не только книги, но и особую интеллектуальную атмосферу, которая окружает все, что связано с книгой. Руководители культурных проектов книжных сетей и клубов поделись с нами, какие мероприятия читающая публика встречает с особым интересом.

Людмила Березовская,
Руководитель проекта «Культурная среда» книжной сети «Буквоед»
Санкт-Петербург

В год у нас проходит до тысячи мероприятий. Известные и начинающие писатели — все проходят через презентационную систему. На встрече автор может рассказать о своем творении, ответить на вопросы. К каждому автору, независимо от того, насколько он медиен, — индивидуальный подход. Приезд французского писателя Бернара Вербера — заметное событие. Ему сопутствует большая рекламная кампания, лимитированное количество посетителей, ведь книжное пространство ограничено, а на его встречи приходят более 500 чел. К начинающему писателю придет значительно меньше посетителей, те, кого заинтересовал анонс, и родственники.

Книги самые разные — можно перечислить всю палитру литературных жанров. Около 90% заявок на презентацию приходят от издательства, остальное — лично от авторов. Иногда мы сами делаем запросы или обращаемся напрямую к писателю. Не всегда это легко. Конечно, петербургские писатели «под боком» и с радостью откликаются. Но Борис Акунин, например, живет во Франции и сейчас не планирует появляться в России. Подготовка поездки Дэна Брауна заняла примерно год, столько же длились и переговоры. Приезд г-на Лукьяненко, нашего великого фантаста, планировался четыре месяца, а Владимира Соловьева — три.

Конечно, «Буквоед» — коммерческая книжная сеть, основной интерес при проведении мероприятий коммерческий. При этом нельзя терять лицо: был бы Адольф Гитлер жив, мы бы вряд ли его пригласили, хотя продавался бы он явно круто.

У каждой встречи своя аудитория. Я бы не сказала, что вокруг «Культурной среды» есть сформировавшаяся армия поклонников. Да, у нас 102 тыс. подписчиков «Вконтакте», но люди выбирают те мероприятия, которые лично им интересны. Встречи с Лукъяненко, Глуховским и Вербером — для тех, кто любит фантастику, с Татьяной Толстой и Людмилой Улицкой — для поклонников высокой прозы, к Владимиру Соловьеву и Александру Невзорову пришли те, кто интересуется политикой. Каждая персона уникальна и подход к ней индивидуальный. «Культурная среда» может предложить что-то интересное любому и каждому. Есть небольшой пласт поклонников «Культурной среды», которые ходят постоянно, — это пенсионеры. Они могут бесплатно занять свой вечер мастер-классом или презентацией, но основная масса приходит по интересам. Разноуровневость и многопрофильность — плюс «Культурной среды». Проекту уже больше 10 лет, но он постоянно обновляется, меняет лицо, всегда открытый и разный. Он самодостаточен. Пока люди будут писать книги, придумывать разные методики обучения, стремиться к самосовершенствованию, этот проект будет существовать.

Елена Ярославская,
PR-специалист книжной сети «Читай-город»
Москва

Книжные магазины «Читай-город» позиционируются не только как место для покупки книг, но и как культурно-досуговые центры, стремятся развивать культурный уровень людей. За 2015 г. в магазинах сети было проведено более 700 мероприятий, в том числе мастер-классы для детей и взрослых, различные семинары и тренинги, презентации новых изданий, встречи с российскими и зарубежными популярными писателями (в том числе Захаром Прилепиным, Людмилой Улицкой, Диной Рубиной, Дмитрием Глуховским, Андреем Бильжо, Анной Матвеевой, Александрой Марининой, Ником Перумовым, Владимиром Познером, Сарой Джио и др.).

В регионах интерес к подобным мероприятиям гораздо больше, чем в столице. Иногда магазин просто не может вместить всех желающих. Приезд знаменитого писателя — это целое событие. Москва, напротив, перекормлена информационными поводами, событиями, медийными лицами. Привлечь внимание людей гораздо сложнее.

Проведение таких встреч (некоторые могут собирать до 500, а иногда и 1000 чел.) очень важно для нас. Это часть жизни нашей целевой аудитории, способ подпитывать ее интерес к чтению и книге. При этом проблема с инфраструктурой и транспортом в нашей стране остается. Поэтому организовать встречу с автором в Москве гораздо проще, чем, например, в Иркутске.

Тимур Багов,
управляющий книжным клубом «Книги и кофе»
Санкт-Петербург

Кино всегда вызывает большой интерес, тем более, мы показываем то кино, которое нельзя посмотреть в кинотеатрах. Киноклуб с Леонидом Цыткиным пользуется стабильной популярностью: мы давно с ним сотрудничаем, наша площадка подходит именно для его формата. Вскоре запускаем дискуссионный киноклуб «Делириум», посвященный несколько другим фильмам: скорее артхаусу, нежели классике, — и ожидающий другую публику. Если Леонид Цыткин читает лекцию, проводя исторические параллели и ссылки, то здесь участники клуба, направляемые киноведами, сами обсуждают фильм.

Но самое интересное мероприятие, которое всегда собирает полный зал, — «Ужин с чудаками». Этот проект — встреча со специалистами в определенной области, с которыми можно свободно обсудить интересующие темы. Интеллектуальный клуб — это наш формат! Мы всегда открыты для интересных проектов, которым нужен дом.

Есть и пересечения с книжным ассортиментом. Писатели презентуют свои книги, причем такие, которые не купишь в крупных сетях, — замечательные малотиражные издания. Недавно мы представили книгу популярного в Интернете художника Павла Лемтыбожа, который пишет короткие стихи с иллюстрациями, она сразу была распродана. У нас небольшой зал — можно легко пообщаться с выступающим. Это выгодно отличает нас от крупных магазинов. Они тоже проводят интересные мероприятия, но там можно лишь послушать, скромно постояв в сторонке.

У каждого направления свои поклонники, но есть и постоянные посетители, которые ходят на все. Интересно, что они сами предложили нам ввести абонемент, по которому можно круглый год посещать любые мероприятия.

Материалы по теме:

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.

Книжные клубы в эпоху планшетов

Книжные клубы в эпоху планшетов

Американские издатели издавна прибегали к услугам местных книжных клубов, чтобы увеличить свои продажи. Но для независимых книжных магазинов та неоспоримая роль, которую всегда играли их книжные сообщества, пошатнулось с ростом популярности электронных книг. Однако сейчас, когда продажи печатных книг снова поднялись, книготорговцы обнаружили, что сотрудничество с книжными клубами позволяет заметно увеличить продажи.

Книжные промо-туры: по городам и весям

Книжные промо-туры: по городам и весям
Никита Аверин, писатель-фантаст, сценарист, блогер

Промо-туры, в рамках которых писатель путешествует по городам, встречается с читателями и продает подписанные им издания, — популярный способ продвижения книг на Западе. Имеет ли он шансы на успех в России? Писатель-фантаст Никита Аверин первым совершил книжный тур по нашей стране и поделился своим опытом.