В последние годы много внимания уделяется изменению вузовских библиотек. При этом пугающе мало обсуждают трансформацию роли библиотекаря и готовность соответствовать новым условиям людей, которые работают в этих учреждениях. Пришла пора поговорить и об этом.
В первые недели после введения режима ограничений, связанного с пандемией коронавируса, по свидетельству директора Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольги Назайкинской, огромное количество нормативных документов, официальных писем «с очень сложными бюрократическими формулировками, которые исходили от руководства университетов в сторону студентов, преподавателей, которые невозможно дешифровать и понять, что там на самом деле сказано», создали определенную напряженность и нервозность.
В условиях ограничений, вызванных пандемией, наиболее уязвимы оказались библиотеки, которые в силу тех или иных обстоятельств повременили с введением некоторых дистанционных технологий. Им пришлось в спешном порядке внедрять их. При этом часть сотрудников оказалась неспособной перейти на удаленный формат. Возникла острая необходимость переквалификации кадров.
Библиотеки могут стать пространством для работы и отдыха, интеллектуальными центрами, разработчиками алгоритма для автоматизации процессов — взять на себя любые функции. Но для этого надо посмотреть на то, как привлечь читателей, под другим углом.
Чтобы учреждение оставалось эффективным на удалёнке, необходимо выстраивать коммуникации с ректоратом и пользователями, повышать квалификацию сотрудников и не бояться рисковать.
Все споры о необходимости развития форматов дистанционного образования в университетах остались в прошлом. В условиях пандемии только благодаря им удалось завершить учебный год в вузах. «При этом только 4% отечественных университетов не смогли как следует отладить дистанционное обучение», — отметила заместитель директора по научной работе НЭИКОН Ирина Разумова на проведенной ЭБС «Лань» первой российской онлайн-конференции, посвященной работе вузовских библиотек в новой реальности. В целом в стране и мире высшая школа справилась с вызовом и теперь решает, как подготовиться к осеннему семестру.
Пандемия коронавируса негативно сказалась на многих отраслях экономики. Но продажи книг на фоне ограничений выросли, как и загрузки библиотечных электронных ресурсов. Интерес к чтению также подогревают виртуальные книжные клубы и онлайн-мероприятия.
В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации приступили к реализации программы помощи студентам, потерявшим доход, по причине пандемии COVID-19.
В этом году по самым востребованным специальностям российские медицинские вузы перейдут на почти стопроцентное целевое обучение в ординатуре, в Госдуме в первом чтении принят законопроект об аспирантуре. Реформа аспирантуры, о которой много говорили последние два года на совещаниях самого высокого уровня, начинает принимать реальные очертания.