Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Кадры решают всё: почему трансформация нужна не только библиотекам, но и библиотекарям

В последние годы много внимания уделяется изменению вузовских библиотек. При этом пугающе мало обсуждают трансформацию роли библиотекаря и готовность соответствовать новым условиям людей, которые работают в этих учреждениях. Пришла пора поговорить и об этом.

 

Библиотекам отводится весьма важная роль в инновационной политике вуза. Они должны продолжать свою традиционную деятельность и при этом трансформироваться в научно-исследовательский, интеллектуальный центр — зависит от того, какие задачи ставит перед коллективом руководство.

Обсуждая проблемы, с которыми сталкиваются библиотеки в процессе изменений, обычно говорят о финансировании, информировании, чём угодно, но не о библиотекарях. А здесь тоже требуются изменения.

Коллектив библиотеки нуждается в интеграции

Казалось бы, сотрудники библиотеки наиболее тесно общаются со всеми представителями университетского сообщества в процессе работы — со студентами, преподавателями. И сами они являются крепким сплочённым сообществом. В этом есть и плюсы, и минусы. Нередко коллектив библиотеки как бы обособляется от остальных, воспринимая необходимость изменений как давление извне.

Чтобы такого не происходило, сотрудники должны быть интегрированы в университетское сообщество, чтобы видеть свою работу не только изнутри, но и извне. Взгляд на неё со стороны читателя поможет этого самого читателя привлечь.

Базового образования библиотекарям недостаточно

Классическое образование — любое, не только библиотекаря — довольно консервативно, оно просто не успевает изменяться в том же темпе, в каком трансформируется реальность. Программисты, получив диплом, вынуждены изучать новые языки и фреймворки, чтобы конкурировать на рынке труда. Библиотекари тоже нуждаются в повышении квалификации.

Во-первых, изучение новых технологий и веяний полезно само по себе. Это помогает делать работу эффективнее. Во-вторых, знакомство с трендами помогает иначе смотреть на привычные вещи. Это важно не только в период трансформации. Всегда есть что улучшить, и делать это гораздо проще, если периодически черпать знания из понятного источника. 

Наконец, в-третьих, это помогает формировать более широкое профильное сообщество, связанное одними целями, задачами и трудовыми интересами. Единомышленники могут впоследствии обмениваться советами, помогать друг другу решать проблемы, указывать на слабые места. 

Руководителям тоже надо учиться

Свои требования есть не только к библиотечному делу, но и к системе управления. Методам и навыкам руководства можно и нужно учиться. Московская школа управления Сколково проводит школу ректоров, и аналогичные курсы не помешали бы тем, кто возглавляет библиотеки. С одной стороны, это помогло бы им быть на одной волне с ректоратом. А это важно, раз перед библиотекой ставятся задачи по участию в инновационной деятельности. Учреждение должно занимать активную роль и предлагать идеи по своей трансформации. Потому что кому как не сотрудникам библиотеки виднее, что они могут. С другой стороны, это поможет более грамотно наладить процессы изнутри, в том числе с помощью новых методов управления. 

Новые вызовы — не проблемы, а точки роста

Не все сотрудники библиотек принимают трансформацию с энтузиазмом. А пандемия, которая заставила коренным образом изменить работу в экстренном порядке, только обнажила ряд проблем. На онлайн-конференции «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир», организованной ЭБС «Лань», сразу несколько руководителей вузовских учреждений поделились наблюдениями, что в условиях карантинных мероприятий сотрудники повели себя по-разному. Пока одни были готовы учиться и осваивать технологии лишь бы продолжать работать, другие с новыми задачами справлялись менее успешно.

Это значит только одно: руководитель должен пересмотреть подход к управлению. Как рассказала на той же конференции руководитель Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета Ирина Котова, необходимо подходить к каждому индивидуально: выявлять сильные и слабые стороны, делать перестановки по функционалу — возможно, не раз и не два — пока каждый не окажется на своём месте.

Важно понимать, что любые изменения — стресс, и каждый с ним справляется по-разному. И возвращение в залы библиотеки после пандемии тоже будет потрясением, хоть это и более-менее привычная среда. А потому задача руководителя — помогать адаптироваться к новым условиям на любом этапе. Не давить, а мотивировать. Не только обрушивать на коллектив распоряжения, но и обсуждать, как будет правильнее поступить. И чтобы понимать, как это сделать грамотно, нужно то обучение управленческим навыкам, о котором говорилось выше.

Изменения должны быть не для галочки

Гибкий подход к управлению коллективом, обучение для сотрудников и руководителей помогут трансформировать вузовскую библиотеку качественно, а не количественно. Можно сколько угодно быть, что называется, в тренде. Внедрять технологии, менять пространство и писать об этом красивые отчёты. Только работать потом придётся не на бумаге, а в реальном учреждении. 

Поэтому важно прежде вопроса «как?» задавать вопрос «зачем?». И ответы на него должны прежде всего искать в самой библиотеке.

 

Наталья Копылова