Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Пересобрать библиотеку: что руководители вузов ждут от этих учреждений

Библиотеки могут стать пространством для работы и отдыха, интеллектуальными центрами, разработчиками алгоритма для автоматизации процессов — взять на себя любые функции. Но для этого надо посмотреть на то, как привлечь читателей, под другим углом. 

 

С 19 по 21 мая прошла первая онлайн-конференция для библиотек образовательных организаций «Будущее наступило, или Как библиотеки спасли мир», организованная ЭБС «Лань». В ней приняли участие представители учреждений со всей России. Но один из дней был по-настоящему знаковым. К обсуждению роли библиотек в современном мире и перспективе их развития присоединились руководители крупных вузов страны. Тема беседы звучала так: «Университетская библиотека — объект для инвестиций университета или статья социальных расходов?». В подобном формате её обсуждали впервые. И, забегая вперёд, стоит отметить, что руководители видят в библиотеках большой потенциал.

«У нас было замечательное здание, коллекции, коллектив, но не было читателей»

Тема трансформации вузовских библиотек обсуждается много лет. Большинство учреждений давно перешли от слов к делу. И всё же тема остаётся актуальной до сих пор, потому что пункт назначения этого сложного пути пока неясен. 

Ректор Крымского федерального университета Андрей Фалалеев отметил, что библиотеку давно пытаются пересобрать. Традиционный формат претерпевает изменения. По его словам, в классическом понимании библиотека обеспечивает хранение, систематизацию, обеспечение доступа к знаниям человечества. Это нужно и сейчас. Но работа во время пандемии показала: если у студентов и преподавателей есть возможность получать материалы в электронном виде, физический доступ им не нужен. Единственная проблема, которая возникла за 10 недель удалённой работы, — как сдавать книги, выданные ранее. Это наводит на мысль, что некоторые формы взаимодействия с пользователями в прежнем объёме не нужны. «Это значит, что у нас освобождаются площади и сотрудники. Их можно занять другими вещами», — подчеркнул он. Какими именно — каждый вуз может решить по-своему, потому что можно добавить библиотекам любой функционал. 

Аналогичную мысль, делясь опытом своего вуза, высказал проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета Олег Змеев. По его словам, 5–6 лет назад, когда библиотека его вуза ещё только стояла на пороге трансформации, она столкнулась с проблемой. «У нас было замечательное здание, замечательные коллекции, замечательный коллектив, но в библиотеке не было читателей», — поделился он. И только благодаря новому подходу ситуацию удалось кардинально изменить.

Третье место и навигатор в мире контента

Если библиотеку можно наполнить любым функционалом, это только усложняет задачу, ведь выбирать приходится из массы вариантов. Участники обсуждения предложили несколько вариантов.

Олег Змеев рассказал, с чего начиналась трансформация библиотеки Томского университета — с появления круглосуточного читального зала. Были обустроены комнаты для работы, в том числе за компьютером. И через некоторое время студенты начали жаловаться, что не всем хватает места.

Такой подход подразумевает превращение библиотеки в «третье место», первые два — это дом и работа. Такое пространство создано для того, чтобы общаться, учиться, заниматься хобби и так далее. И библиотека ТГУ существенно продвинулась в этом направлении. Например, там есть зоны, где тишину соблюдать не обязательно, можно спокойно общаться. При этом библиотека продолжает научно-исследовательскую и просветительскую работу как центр изучения Сибири. 

Основную ставку в ТГУ делают на новые форматы работы с разным контентом. При этом, как сообщил Змеев, трансформацию важно обсуждать с точки зрения того, как заинтересовать студентов, чтобы они пошли в библиотеку, как сделать её удобнее для них. Такой подход заставляет по-другому думать весь коллектив библиотеки. 

Ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова рассказала, что в её вузе библиотека изначально создавалась как интеллектуальный центр, точка роста для нового университета. Ей изначально отводилась важная роль в стратегическом развитии университета. А потому она стала площадкой для множества мероприятий — здесь находится центр инклюзивного образования, ведут адаптацию иностранных студентов. Также библиотека — самая открытая структура вуза, куда множество людей могут обратиться по разным поводам.

Андрей Фалалеев добавил, что раз уж библиотеки должны пересматривать работу с традиционными форматами, возможно, именно им стоит взять на себя алгоритмизацию и автоматизацию процессов. Возможно, искусственный интеллект справится с ними лучше людей и освободит библиотекарей от рутинных задач. В то же время разработка таких алгоритмов может стать бизнес-моделью, которая будет приносить библиотеке деньги.

Ректор Иркутского технического университета Михаил Корняков согласился, что библиотека из-за снижения спроса на традиционные носители должна привлекать к себе внимание за счёт активностей. Но это касается не пространства учреждения. Библиотека должна выступать инициатором, организовывать эти активности, а уж на какой площадке — не столь важно. Ещё одна возможная роль — интегратор знаний. Свои накопленные данные есть у кафедр, лабораторий, университетского музея. Именно библиотека должна взять на себя роль проводника в мир этих знаний, чтобы централизовать их и сделать доступными более широкой аудитории. 

Проректор Московского государственного университета пищевых производств Альбина Бикбулатова рассказала, что в её вузе библиотеке отведена роль большого коворкинга, который предназначен для разных активностей, в частности для практико-ориентированной подготовки. При этом от бумажных носителей отказываться не планируют: «Наши студенты часто обращаются к старым учебникам». 

Проректор по образовательной деятельности Чеченского педагогического университета Сергей Гончаров добавил, что в условиях обилия контента библиотеки могли бы стать агрегатором информации и навигатором, который позволяет получать качественные данные. Проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского технического университета Алексей Лопатин обратил внимание присутствующих на то, что библиотеки могли бы вносить свой вклад по обеспечению открытого доступа к информации, потому что такой подход помогает двигать науку. 

Библиотекарей тоже надо учить

Отдельно обсудили тему дополнительной подготовки сотрудников библиотек и особенно их руководителей. Проректор по учебной работе Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского Ольга Петрова отметила, что повышение квалификации необходимо: «Когда изучаешь новые технологии и веяния, становится возможным новый взгляд на привычные вещи. Кроме того, это полезно, так как создаётся сообщество людей, которые заняты одним и тем же делом. Единомышленники с одними и теми же проблемами могут обмениваться информацией по важным вопросам, например, как уложиться в бюджет». 

Алексей Лопатин добавил, что сейчас по сути никто, кроме Московской школы управления Сколково, не занимается подготовкой управленческих кадров. Классического образования библиотекарей, по его словам, недостаточно, потому что управленческие компетенции появляются под влиянием учителей. «Чтобы в итоге получить 25 хороших управленцев, начать учить надо 100 человек. Соответственно, в дополнительном образовании нуждаются все. Надо создавать специальные программы», — резюмировал он. 

Инициатива ненаказуема

В первые дни конференции представители библиотек выказывали сомнения, что их деятельность заметна ректорату. Руководители вузов в процессе обсуждения дали понять: библиотеки замечают и видят в них хороших помощников в проведении инновационной политики университетов. Поэтому руководство заинтересовано в их максимальном развитии. 

Но при этом и от библиотек ждут инициатив — не ждать, когда идеи спустят сверху в виде распоряжений, а думать, пробовать, предлагать. Только благодаря такой слаженной работе библиотечное пространство станет по-настоящему новым.

 

Наталья Копылова