Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Три варианта осеннего семестра

Все споры о необходимости развития форматов дистанционного образования в университетах остались в прошлом. В условиях пандемии только благодаря им удалось завершить учебный год в вузах. «При этом только 4% отечественных университетов не смогли как следует отладить дистанционное обучение», — отметила заместитель директора по научной работе НЭИКОН Ирина Разумова на проведенной ЭБС «Лань» первой российской онлайн-конференции, посвященной работе вузовских библиотек в новой реальности. В целом в стране и мире высшая школа справилась с вызовом и теперь решает, как подготовиться к осеннему семестру.

 

Как вузы пережили стресс

Основной акцент в докладе Ирины Разумовой был сделан на опыте ведущих вузов мира в условиях распространения COVID-19. 

«Самое сложное для крупных западных университетов было не наладить дистанционное обучение, в принципе все они в этом дистанте работали. Главный вызов, главная задача — снять стресс, снять нагрузку с людей, которые оказались в непрерывно меняющейся стрессовой ситуации, когда они находились в состоянии полной неопределенности», —  считает эксперт.

Как она подчеркнула, ведущие университеты в условиях вынужденных несвобод, вызванных санитарными ограничениями, решили использовать принцип академических свобод (Academic freedom), задав лишь общие правила: курсы переводятся в онлайн или онлайн/дистант, преподаватели сами определяют, в каком формате выстраивать взаимодействие со студентами, оперативно оповещают их о всех изменениях в курсе, графике занятий, о темах, материалах и системе оценок.

«У студентов не должно остаться вопросов, что именно будет происходить с их обучением. А университет должен обеспечить инфраструктуру для перехода в онлайн», —  подчеркнула докладчица. 

Еще в марте большинство университетов все курсы перевели в онлайн-формат до конца семестра, все крупные мероприятия в кампусах отменили или перевели в онлайн-формат. Студентам предписали покинуть кампусы и жить дома до конца учебного года. Сотрудников перевели на дистанционный режим работы из дома. Кампусы закрыли, в них лишь выполнялись работы, которые нельзя остановить. Библиотеки также перевели в онлайн.

«Причем крупные университеты возместили студентам стоимость проживания в кампусе, а сотрудникам, переведенным на дистанционный режим работы, в связи с закрытием детских садов и школ был предоставлен дополнительный трехнедельный отпуск», —  отметила выступающая.

Университет Беркли, основываясь на своем опыте работы в кризисной ситуации во время пожаров в Калифорнии, создал рабочую группу по анализу способности корпуса преподавателей противостоять неблагоприятным внешним условиям. Тогда в вузе отключали электричество и пришлось переходить на дистанционный формат обучения.

В итоге были отработаны процедуры для перехода к дистанционным форматам: загрузка записей лекций в LMS (в Беркли используется Canvas), размещение всех материалов и коммуникаций онлайн и т. п.

«Важно оперативно предоставить преподавателям платные аккаунты в сервисах видеоконференцсвязи. Например, Беркли сделал всем преподавателям платные аккаунты Zoom. Университетский центр преподавания и обучения проводил регулярные сессии ответов на вопросы о работе системы, рассылал преподавателям ссылками на лучшие практики», — рассказала Ирина Разумова.

Важно было, как она подчеркнула, организовать оперативную коммуникацию, «избежать неразберихи, то есть оперативно и подробно сформулировать новые правила игры и рассказать о них преподавателям и студентам».

«Что они еще быстро сделали? И не только они, наша «вышка», например, это сделала. Они предоставили платные аккаунты для видеоконференцсвязи. Если говорить о Беркли, они купили эти аккаунты для всех сотрудников», — добавила выступающая.

Как студенты пережили стресс

Проблемы, с которыми столкнулись западные и отечественные студенты в период пандемии, оказались схожими.

«Не у всех есть доступ к компьютеру, не у всех есть высокоскоростной Интернет. Не у всех есть даже место для работы вне кампуса. Поэтому университеты пошли в сторону поддержки студентов в этом направлении. Например, в Беркли раздавали студентам ноутбуки до конца семестра», — пояснила Ирина Разумова.   

В большинстве своем они не привыкли к дистанционному формату, даже если когда-то уже приходилось занимались таким образом. «Они чувствуют себя неуверенно, они не любят сидеть с включенной камерой, не у всех домашняя обстановка позволяет работать в таком режиме. Некоторые стесняются вести онлайн-дискуссии», — отметила докладчица.

Преподаватели могут увеличить количество заданий. Студенты переживают, что не могут учиться так же эффективно, как прежде. Им одиноко из-за потери чувства места: большинство жили в кампусе, теперь разъехались по домам. Плюс к этому — переживания по поводу самой эпидемии (не заразиться самим, не заразить других, в том числе пожилых родственников). 

К этому добавляются финансовые трудности из-за отменившихся проектов или работы. У многих отменились обменные программы, к которым они долго готовились.

Руководство ведущих университетов постоянно обращается к коллективам на самом высоком уровне по самым разным вещам. Например, один из проректоров Беркли написал большую статью о том, как будет жить университет в условиях пандемии. 

В целом переход на дистант удался, были разработаны онлайн-курсы, отработаны процедуры, организованы центры психологической поддержки студентов. Была четко структурирована подробная информация о жизни университетов в новых условиях, и размещена на самом видном месте. 

«Известно где и что смотреть… У наших университетов я иногда с трудом нахожу эту информацию», — отметила выступающая.

В качестве одного из примеров она привела сайт Гарвардского университета, на котором размещено очень много специализированной информации «со ссылками, подгрузом, с материалами, с выступлениями», при этом информация регулярно обновляется.

Пользователи с легкостью находят перечень и описание лучших платформ онлайн-курсов, включая организацию доступа. Есть руководство по типам курсов: лекции, семинары, дискуссии в небольших группах и лабораторные hands-on курсы.

Размещается информация о том, как взаимодействовать со студентами во время и вне занятий, и дополнительные материалы о том, как сэкономить время.

«И тут же, что отличает некоторые университеты, информация библиотек не на отдельной странице библиотек, а интегрированная в блоки по кризисным ситуациям», — обратила внимание Ирина Разумова.

Здесь же размещается информация о том, как Harvard library может помочь в организации дистанционного преподавания, о цифровых коллекциях библиотеки, о том, как заходить в подписные ресурсы Harvard library из любой точки через web. Есть возможность запланировать консультацию, чтобы получить специализированную поддержку, задать вопрос библиотекарю и получить мгновенную помощь через живой чат в отведенные часы, либо послать запрос в любое другое время и получить ответ.

Сценарии будущего

«С этой фазой справились. Одно дело — довести людей до выпускных экзаменов, а что делать дальше?» — задается вопросом докладчица.

Так, в университете Беркли организовали кризисные комитеты по ключевым направлениям: охрана здоровья и тестирование, научные исследования, обучение, занятость студентов, проживание и питание, спорт, финансовое планирование, коммуникации, функционирование (сотрудники, мероприятия и внешние связи и IT).

Каждый из комитетов разрабатывает стратегию по своему направлению и вносит предложения в Ректорский совет по ключевым областям жизни кампуса. Рекомендации комитетов будут учитываться при формировании решений и разработке планов возобновления деятельности с соблюдением условие соблюдения максимальной безопасности.

Рассматриваются три возможных сценария развития ситуации.

Первый — кампус продолжит находиться в режиме полностью удаленного обучения и преимущественно удаленного администрирования, в том числе и исследовательской деятельности. 

Второй сценарий — возвращается очное обучение, но с социальным дистанцированием (с ограничениями, наложенными службами здравоохранения). 

И третий — полное возвращение к очному формату, но все равно предусматривается, что будут те, кто будет вынужден или предпочтет функционировать удаленно в силу продолжения пандемии (студенты, сотрудники, ученые и преподаватели). 

Схожие варианты сценариев рассматриваются в статье сотрудника Пенсильванского университета, посвященной четырем вопросам, с которыми столкнутся вузы во время кризиса. На взгляд автора, основной вопрос — выжить, привлечь новых студентов. И продолжить существование. На вопрос — откроются ли университеты осенью? — он дает утвердительный ответ. 

Но кто придет осенью в университеты? 

«Студенты предпочитают личное общение, они могут решить ждать падения риска заболевания, изобретения вакцины или отмены дистанцирования. Они столкнутся с проблемами виз, транспорта, билетов. В Австралии, например, учебный год начинается в марте. Студенты уехали и не могут вернуться. Многие захотят учиться ближе к дому. Тут могут помочь филиалы. Опросы в США и Великобритании предсказывают снижение числа абитуриентов. Что усилит конкурентную борьбу за местных выпускников», — продолжает Ирина Разумова.

Некоторые западные эксперты не исключают, что экономический кризис, рост безработицы привлекут абитуриентов в вузы, как это бывало в прошлые экономические кризисы.

Более других пострадают средние университеты

Университеты, предвидя обеднение среднего класса, снижают планку требований к будущим студентам, уже отменяют вступительные тесты, снижают плату и расширяют число стипендиатов. 

«Эксперты утверждают, что престижные университеты не пострадают, они задействуют внутренние резервы. Небольшие локальные университеты тоже не пострадают. Они обслуживают региональных студентов и у них более-менее постоянный набор. И они выживут. Хуже всего придется средним университетам, потому что у них плата за обучение составляет очень большой процент от бюджета. Например, в Гарварде плата за обучение ничтожная, у них эндаумент, проекты, финансирование от фирм. А вот средние университеты пострадают репутационно. У них нет эндаументов и стороннего финансирования. У них высокая конкуренция. У них короткий лист ожидания. У них ограниченные возможности для перехода в дистант», — рассказывает докладчица.

Университеты продолжат вкладываться в дистант

«И последний вопрос: как долго это продлится? Оценки есть разные. Но автор этой статьи считает, что на основании опыта 11 сентября и кризиса 2008 года, ожидается, что приток зарубежных студентов восстановится через три года. В других источниках по поводу восстановления студенческой мобильности я находила цифру в пять лет. Имеется в виду не онлайн-формат, а реальная студенческая мобильность», — продолжает Ирина Разумова.

В конце своего выступления она также акцентировала внимание на некоторых принципиальных технических моментах, важных с точки зрения организации дистанционного обучения:

— нужна удаленная аутентификация, не привязанная к кампусу;

— лучше всего перешли в онлайн те, у кого были онлайн-ресурсы (MOOC) на платформе Learning Management System (Model и др.), а в библиотеках — libguides и subject librarians. 

«Сейчас американские университеты (ICOLC) наблюдают всплеск заказов на потоковые медиа (streaming media, ebooks, платформу Springshare). Платформа, кроме всего прочего, позволяет быстро создавать libguides (подробные тематические инструкции)», — отметила докладчица.  

Она приходит к выводу, что университеты вкладываются и будут вкладываться в дистант.