Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Вынужденная дистанция. Как изменилось вузовское образование за время эпидемии коронавируса

Сторонники дистанта, с которым учебные заведения столкнулись весной прошлого года, назвали массовую миграцию в онлайн новой волной цифровой трансформации образования, а критики перемен — профанацией, приводящей к утрате духа академизма. Корреспондент «Либинформа» Денис Козлов подвел итоги 10 месяцев дистанта и выяснил, с какими вызовами столкнулись вузы и преподаватели, перешедшие в онлайн, какие образовательные технологии успешно прошли коронавирусный стресс-тест.

 

Дистант в оценках преподавателей и студентов российских вузов

29 января министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил о переходе вузов с дистанционного формата обучения на очный. Постепенное возвращение в офлайн начинается 8 февраля. Однако дискуссии о достоинствах и недостатках высшего образования в дистанционном формате, ставшем безальтернативным во время эпидемии коронавируса, вероятно, продолжатся. Несмотря на некоторые успехи по внедрению дистанта, отзывы участников образовательного процесса свидетельствуют о поляризации мнений и неоднозначном отношении как к технологиям, так и к самой практике образования, реализуемой вузами.

Так, по итогам исследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, преподаватели высшей школы связывают переход на дистант с повышением доступности высшего образования. «Больше возможностей появилось для студентов с различными ограничениями: проживающих в малых городах, работающих, стесненных материально, сомневающихся и отказывающихся от высшего образования в силу возраста, семейного положения или неуверенности в будущем» — пишет один из авторов исследования Дмитрий Рогозин.  

Среди угроз, связанных с переходом на дистант, педагоги назвали некоторую дисфункциональность обучения на удаленке. В частности, преподаватели упоминали в своих ответах спад мотивации и нехватку дисциплины для обучения среди студентов, увеличение нагрузки и эмоциональные срывы у преподавателей и обучающихся, а также отсутствие индивидуального подхода, невозможность контроля знаний, возросшую формализацию образовательного процесса, технические сложности.

Кроме того, некоторые преподаватели были всерьез озабочены снижением общественного статуса вузов из-за коронавирусных ограничений. «Высшее образование — это важнейший социальный институт, где помимо явного знания транслируют и неявное. Потому главная угроза — это потеря некоего духа академичности», — приводят мнение доцента Волгоградского филиала РАНХиГС авторы исследования. 

Результаты прошлогодних социологических опросов об удовлетворенности студентов дистанционным обучением хоть в целом и соответствуют оценкам и ожиданиям профессорско-преподавательского состава, но однозначной картины трансформации не дают.  Так, по данным опроса ВЦИОМ, подавляющее большинство студентов (72% респондентов) удовлетворены тем, как было организовано дистанционное образование в их вузе. Вместе с тем, обучение стало менее эффективным после перехода на дистант по мнению 65% обучающихся, опрошенных в ходе совместного исследования Высшей школы экономики и Томского госуниверситета. При этом только 32% опрошенных заявили, что дистанционная учеба нравится им больше, чем очные занятия.

В исследовании ВШЭ и ТГУ также отмечается, что к 1 июня 2020 года 86% студентов испытывали усталость от обучения в удаленной форме (подводят техника и технологии), а 34% информантов испытывали трудности со сном. При этом 43% опрошенных заявили, что стали меньше уставать от учебы на удаленке. Тем не менее все участники образовательного процесса считают, что их вузы справились с задачей массового перехода на дистанционный формат обучения на «хорошо» и «отлично». 

Пандемия как драйвер цифровой трансформации образования 

Осенью 2020 года Интернет взорвала, пожалуй, самая комичная история, связанная с дистанционным обучением. Студент Алексей Дудоладов из села Станкевичи в Омской области записал видео о том, как он выходит на пары онлайн, сидя на березе. Дело в том, что в Станкевичах нет возможности подключиться к широкополосному Интернету, а мобильная связь с земли не обеспечивала Алексею скорости, достаточной для работы в системе телеконференций — студенту пришлось ловить Интернет на дереве, чтобы не пропустить занятия.

Однако эту ситуацию вряд ли можно назвать типичной, об этом свидетельствуют исследования интернет-активности в России. По данным компании «ТМТ Консалтинг» уровень проникновения услуг широкополосного доступа к сети в нашей стране превысил 61% (более 31 миллиона пользователей) в третьем квартале прошлого года. В исследовании WeAreSocial и Hootsuite отмечается, что доступ к Интернету имеет 81% населения России — 118 миллионов человек, а подавляющее большинство российских пользователей выходят в сеть со смартфонов. В целом системы доступа были готовы к увеличению активности во время эпидемии COVID-19.

При этом реальными факторами, определившими успех цифровой трансформации в вузах стали программы развития электронной информационной образовательной среды (ЭИОС). Так, в Санкт-Петербургском госуниверситете удалось легко адаптировать образовательные программы под дистанционный формат благодаря системе интерактивного обучения (LMS) и опыту по созданию курсов на массовых платформах онлайн-образования.

Университет задолго до пандемии использовал систему Blackboard, интегрированную с собственными сервисами СПбГУ и сторонними разработками, такими как «Антиплагиат», а учебный контент доставлялся преподавателям и студентам в электронной библиотеке (ezproxy) из российских ЭБС и с западных платформ по подписке вуза. Blackboard ранее уже показал высокую эффективность при обучении иностранным языкам и во время сдачи выпускных квалификационных работ. Опыт использования этой системы позволил университету легко пережить новую цифровую трансформацию. 

Ведущие вузы также активно использовали коммерческие разработки, адаптировали продукты западных IT-компаний, платформы онлайн-конференций и системы управления обучением (LMS). Позитивную роль сыграл и человеческий фактор. Эпидемия, вопреки негативным ожиданиям, не разрушила контакты внутри академической среды, а напротив, цифровая трансформация стала одним из новых элементов взаимодействия вузов. Например, университет ИТМО весной прошлого года запустил публичный справочный сайт с инструкциям по переходу на дистант для преподавателей в формате интерактивного учебника. В этом учебнике описаны преимущества, недостатки и методы работы в популярных образовательных платформах и веб-приложениях.

[ВРЕЗКА] Какие сервисы и платформы использовали вузы

Zoom — популярная платформа онлайн-конференций; преимущество зум в его простоте: для подключения к конференции, в том числе со смартфона или планшета, не требуется регистрации, интерфейс интуитивно понятный и на русском языке.

Moodle — мощная платформа для онлайн-образования; позволяет подготовить и провести дистанционный курс, тестирование, вебинар, индивидуальные и групповые консультации.

Perusall — бесплатный сервис совместной работы с документами с предустановленными средствами анализа; позволяет оценить вовлеченность и качество выполненной работы, имеет англоязычный интерфейс, интегрируется с Moodle, Blackboard.

MicrosoftTeams — платформа онлайн-собраний; платная альтернатива Zoom интегрирована с офисным пакетом от Microsoft и облачными сервисами компании.

Документы Google — бесплатный инструмент для совместной работы с документами; имеет удобные приложения для всех известных операционных систем и удобный веб интерфейс, документы автоматически сохраняются в облачном хранилище.

Электронные библиотечные системы; главные источники учебных материалов для российских студентов во время эпидемии коронавируса.

К новой цифровой трансформации высшего образования с начала пандемии также подключились и издатели. Издательский дом «Лань» открыл бесплатный доступ к части учебных материалов для вузов, значительно расширил проект обмена образовательным контентом «Сетевая электронная библиотека», запустил интерактивную платформу «Школа Лани», а также систему интерактивного обучения Moodle в облачном хостинге для образовательных организаций.

Облачный хостинг, отмечают в «Лани», позволяет вузам создавать интерактивные обучающие курсы, не переживая за техническое оснащение серверных хранилищ и устойчивость работы LMS. Кроме того система интерактивного обучения Moodle распространяется бесплатно, имеет понятный русифицированный интерфейс, поэтому она завоевала симпатии преподавателям вузов задолго до начала эпидемии коронавируса. Используя Moodle, преподаватель без труда создаст курс, тест для контроля уровня знаний обучающихся, разместит в своем курсе необходимые мультимедийные и текстовые материалы, при необходимости проведет онлайн-лекцию.

Moodle в облаке поддерживает бесшовную авторизацию в ЭБС «Лань»,  а это значит, что преподаватели (авторы курсов) и их студенты будут иметь доступ к учебным материалам в электронно-библиотечной системе «Лань», на которые подписан вуз. Такое решение, отмечают в «Лани», универсальное, и поэтому будет интересно не только высшим учебным заведениям, но также колледжам и техникумам, перешедшим на дистант.

Несмотря на стремление всех участников образовательного процесса поскорее вернуться в учебные аудитории, прошлогодние исследования свидетельствуют о необратимых изменениях в самой структуре образования. Элементы дистанционного обучения, вероятно, сохранятся и будут развиваться в вузах даже в случае полной победы над коронавирусной инфекцией: более 30% студентов, опрошенных социологами, заявили, что им нравится учиться из дома, а преподаватели (по данным мониторинга РАНХиГС) называют дистант хорошей возможностью перейти на новые стандарты образования. Вузы также не спешат отказываться от прошлогоднего опыта. 

Например, Высшая школа экономики вернется в офлайн в гибридном режиме: занятия в помещениях вуза возобновятся с 29 марта, но будут проходить не более трех дней в неделю — некоторые дисциплины останутся онлайн. Несмотря на снятие некоторых ограничений, в вузе сохранится масочный режим, уточняет портал «Вышка для своих».