Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Трансформация университетов: будущее за консорциумами и коллаборациями

Если вторая волна коронавируса внезапно не накроет страну, то новый учебный год российские вузы начнут в обычном режиме. Пережитый стресс для большинства университетов стал поводом задуматься о трансформации, чему способствуют и опасения, связанные с возможным сокращением бюджетного финансирования. Стимулируют трансформацию вузов и новые проекты Минобрнауки.

 

Весна на «удаленке»

Пандемия стимулировала цифровую трансформацию вузов, но в основном в части развития технологий, связанного с развитием дистанционных технологий. При этом выяснилось, что онлайн-форматы могут быть полезными и в обычных условиях. А чем лучше преподаватели и студенты владеют цифровыми инструментами, техникой, знают программы, способные сэкономить время, повысить качество эксперимента, тем лучше общий результат.

Как отметили участники дискуссии «Трансформация образовательной деятельности в Университете ИТМО с учетом дистанционного формата», организованного департаментом образовательной деятельности вуза, основные трудности, с которыми столкнулись преподаватели, перейдя на удаленный режим работы, — вовлечённость студентов, особенно на теоретических занятиях; контроль за качеством работы во время лекций и практики; преподавание в смешанных языковых группах.

«По итогу этого периода я выяснила для себя, что если студентам дать свободу выбора инструмента для выполнения любых работ, дать доступ к контактам преподавателя, но ограничить дедлайн, то это даст неплохие результаты. В сухом остатке — общий уровень ребят оказался на 15% выше, чем в предыдущие семестры», ― сообщила профессор факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Елена Будрина, рассказывая, как в ее подразделении прошла весна на «удаленке». 

На взгляд департаментов образовательной деятельности, вопросы организации дистанционного обучения требуют еще более глубокого осмысления и проработки, чтобы вузу максимально плавно войти в новый учебный год.

Понятие «цифрового университета» сильно эволюционировало

Пока вузы осваивали дистанционные форматы в условиях ограничений, связанных с распространением коронавируса, в Министерстве науки и высшего образования обновили модель цифрового университета. 

С 2019 года ИТМО и еще четыре вуза (НИУ ВШЭ, Уральский федеральный университет, НИУ Томский государственный университет, Первый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова) в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» участвуют в проекте по созданию центров по разработке моделей цифрового университета. Им в новом учебном году предстоит включиться в глобальный процесс трансформации, связанный с этим проектом.  

«На новом этапе развития модели цифрового университета необходимо двигаться не внутри университетского сообщества, а обязательно двигаться по другой модели, где будут создаваться консорциумы университетов и крупных партнеров в области цифрового развития», — отметил глава ведомства Валерий Фальков, анонсируя изменения в проекте.  

Понятие «цифровой университет», по его словам, за последние годы сильно эволюционировало. Сегодня центральной фигурой в университете является студент и его взаимосвязи со всем, что происходит в вузе. Это накладывает определенный отпечаток на организацию учебного процесса. В связи с этим было принято решение в новом учебном году начать работу над созданием консорциумов, в которые войдут российские вузы и отечественные IT-компании. 

Как сообщает сайт Минобрнауки, основным элементом обновленной модели цифрового университета должны стать, по мнению Валерия Фалькова, большие данные, при помощи которых университеты смогут управлять образовательными траекториями студентов. Новые электронные системы в области образования обеспечат не только непосредственную передачу информации, например в режиме онлайн-лекций, но и контроль уровня ее освоения. За счет анализа разных данных — от оценок до того, какими предметами интересовался студент, — и будет формироваться индивидуальная траектория обучения.

Даже консервативным университетам приходится меняться

Последние 15 лет инициативы правительства по поддержке и развитию высшей школы так или иначе стимулировали трансформацию вузов в определенных направлениях, если они стремились попасть в федеральные программы и получить дополнительное финансирование. Самые известные из них — программы национальных исследовательских университетов, федеральных университетов, опорных университетов и Проект 5-100. 

В целом эти программы способствовали развитию, попавших в них вузов, но не решили проблем, связанных с заявленными федеральными органами власти национальными приоритетами технологического и социального развития, обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождения Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, создания в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

По-прежнему во многих российских вузах развитие инновационного менеджмента тормозится унаследованной советской системой управления, малым участием реального сектора экономики в формировании запроса на подготовку специалистов. Необходимость перестройки образовательного процесса в таких вузах очевидна.

«Даже университетам, по природе стабильным и консервативным, приходится меняться. Усиление конкуренции, изменение научной политики, внедрение ЕГЭ и усиление дифференциации регионов способствовали и дифференциации внутри группы классических университетов, часть из которых смогла преодолеть сложный период трансформации за счет активной поддержки исследовательской идентичности, специальной работы с сильными студентами, привлечения кадров из индустрии», — поясняет научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Федеральные программы содействовали возрождению в ведущих университетах страны научных школ, формированию полидисциплинарных команд, созданию инновационных центров. Вузам, попавшим в них, удалось повысить качество абитуриентов, остановить старение коллективов и увеличить научную продуктивность. 

Так, в рамках Проект 5-100 получает поддержку, направленную на повышение международной конкурентоспособности, 21 вуз, что позволяет им перейти к ускоренной модернизации, опережающему развитию и трансформации. 

«Те классические университеты, которые попали в этот проект, фактически вышли на модель глобального классического университета, задавая образец для всей группы классических университетов, которая „растянулась“ по качеству», — считает Исак Фрумин. 

По его мнению, университеты, которые справятся с трансформацией наиболее успешно, в дальнейшем сосредоточатся на развитии науки и ее интеграции с образованием, тогда как наименее удачливые ограничатся обеспечением массовости высшего образования. 

«Чтобы полностью использовать потенциал классических университетов, им необходимо трансформироваться в крупные многопрофильные университеты, реализующие сразу несколько миссий. Такие университеты в современной литературе называются флагманскими», — говорит Исак Фрумин. 

Программа стратегического академического лидерства

Для решения заявленных Российской Федерацией амбициозных целей Минобрнауки разработало новую программу — стратегического академического лидерства. Ею вводится новый статус «национальный опорный университет» (НОУ), который уравнивается со статусом «научный исследовательский университет» (НИУ).

Отборочный этап в программу начнется уже в конце сентября – начале октября, затем пройдет отбор на присвоение статуса национальных опорных и национальных исследовательских университетов.

Должна быть выстроена цепочка «кадры – наука – производство»

Некоторые вузы уже готовы участвовать в этой программе. Например, в Крыму создают консорциум федерального университета и академических институтов, что позволит ведущему вузу полуострова — Крымскому федеральному университету — участвовать в программе стратегического академического лидерства, а региону — развиваться на основе научно-технологического прогресса. 

Глава РАН Александр Сергеев и руководитель КФУ им. В. И. Вернадского Андрей Фалалеев, считают, что коллаборация образования и науки позволит создать на полуострове инновационный агрокластер для подготовки высококвалифицированных кадров.

«В Крыму есть на что опереться: есть хорошие кадры, очень мощный университет, есть академические институты и на территории РК, и в Севастополе. Конечно, должно быть плодотворное взаимодействие… Первоочередная задача для университета — подготовка кадров. Если вуз не готовит хороших специалистов, он не должен соревноваться за выдающиеся результаты в инновациях и производстве. С другой стороны, мы понимаем, что должна быть выстроена цепочка «кадры – наука – производство», поэтому лучше всего готовить специалистов на примере высокотехнологичных производств», — полагает глава РАН Александр Сергеев.

Для подготовки специалистов в Крымском федеральном университете уже запущен современный биотехнологический комплекс, центр киберагрономии и крупный производственный кластер. На этой площадке студенты могут проходить практику и работать. Кроме того, в вузе планируют открыть новые магистерские программы по таким направлениям, как биотехнологии и управление беспилотными летательными аппаратами. 

К сожалению, пока в большинстве регионов с трудом выстраивается цепочка «кадры – наука – производство». Вузы выпускают специалистов, которые не могут найти работу, перспективные научные разработки не всегда находят применение в производстве. 

«Мы всегда несем ответственность за тех, кого готовим»

Но есть примеры, внушающие сдерживающий оптимизм. Тамбовский государственный технический университет, как отметил ректор вуза Михаил Краснянский, согласно новой стратегии развития ТГТУ, образовательные и научные проекты реализует совместно с индустриальными партнерами при поддержке администрации региона. На площадке Инжинирингового центра ТГТУ удалось объединить науку и промышленность региона.

«ТГТУ всегда ориентировался на потребности экономики региона и на протяжении всей своей истории был тесно связан с ключевыми направлениями промышленности Тамбовской области… В соответствии с поручениями губернатора мы ставим целью трансформацию университета в международный научно-образовательный центр как драйвера инновационно-технологического и социально-экономического развития региона. Мы предполагаем дальнейшее развитие ТГТУ как лидера в подготовке инженерной элиты, в генерации и трансфере научных знаний и технологий по «точкам роста» в условиях дальнейшей коллаборации с научно-образовательным и бизнес-сообществом для устойчивого развития инновационной экосистемы региона и повышения качества жизни населения», — подчеркнул Михаил Краснянский.

В Новосибирской области вузы взаимодействуют с якорными предприятиями региона, привлекая специалистов для подготовки студентов. Выстраиванию эффективной модели подготовки специалистов и повышению уровня трудоустройства выпускников способствует также работа 17 отраслевых советов. 

В Красноярском крае хорошо зарекомендовал себя формат базовых кафедр и целевого приёма. В Иркутской области популярны такие программы, как «Земский учитель», «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

«Мы всегда несем ответственность за тех, кого готовим. Наша задача не просто дать качественное образование, но и помочь выпускникам трудоустроиться, комфортно чувствовать себя на рынке труда», — подчеркнул руководитель Минобрнауки на встрече с ректорами сибирских вузов.