Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Самиздат: удел отверженных или путь для предприимчивых

Самостоятельная публикация своих произведений больше не характеризует автора как писателя-неудачника, которому отказывают издательства. Самиздат даёт возможность быстро выйти к читателю в обход посредников и даже заработать на этом. Правда, справятся не все.

 

Современное понимание самиздата имеет мало общего со смыслом, который вкладывали в это слово в Советском Союзе. Несколько десятков лет назад оно обозначало неофициальное и неподцензурное распространение литературных произведений. Причём копированием текстов, как правило, занимались благодарные читатели. Это явление как название неподконтрольной властям в тоталитарных странах литературы вошло в английский язык без изменений — samizdat.

Самопубликация в современном понимании на Западе называется self-publishing, и слово описывает явление, когда автор сам публикует свои произведения. Стоит отметить, что это не открытие XXI века. В XVIII веке распространённой практикой было обращение автора в типографию, где он заказывал тираж книги. В 1759 году британский писатель Лоренс Стерн самостоятельно опубликовал первые два тома романа о Тристраме Шенди. За свой счёт опубликовал первый том цикла «В поисках утраченного времени» будущий популярный автор-модернист Марсель Пруст. 

В отличие от традиционной издательской модели, где представители компании контролируют процесс, начиная с оценки качества написанного, в самиздате писатель лично отвечает за результат. Все расходы также возлагаются на его плечи. И это стало немаловажным фактором того, что самиздат в большей доле представлен электронными книгами. По данным на 2015 год, публикация цифровой версии произведения — выбор номер один для писателей, жаждущих встречи с массовым читателем. 

Плюсы и минусы самоиздания

Первый и главный недостаток самиздата — пренебрежительное к нему отношение. Несмотря на то, что отрасль развивается и публикуются без контакта с издательством не только новички, но и некоторые состоявшиеся писатели, желание сделать книгу своими силами многими воспринимается как неудача. В то же время одобрение произведения издательствами считывается потребителем как знак качества.

Однако самиздат сейчас — вовсе не удел авторов, отвергнутых редакторами. Многие изначально нацелены на самостоятельную публикацию, и тому есть несколько причин.

Во-первых, это позволяет гораздо быстрее пройти путь от создания рукописи до встречи произведения с читателем. При традиционном пути публикации писатель вынужден рассылать рукопись по издательствам, ожидать от них ответа. Некоторые организации работают только с сериями и просят понравившихся авторов написать ещё несколько книг. В итоге период между подачей рукописи и релизом произведения может растянуться на несколько лет. В самиздате время публикации зависит только от перфекционизма автора, так как техническая сторона вопроса реализуется за считанные дни. 

Во-вторых, это практически не требует от автора расходов. Базовые условия современных платформ позволяют выложить текст совершенно бесплатно, деньги за свои услуги площадка для размещения получит при продаже экземпляров (или за рекламу, если речь идёт о книгах в свободном доступе). 

В-третьих, после самопубликации писатель всё ещё не связан строгим авторским договором и может творить по своему усмотрению: вне серии, в новом жанре и вообще как угодно. В-четвёртых, в самиздате автор получает в среднем больше денег за каждое проданное издание, чем при традиционном формате. 

В то же время большинство преимуществ срабатывают, если книга будет успешной. Для этого автор должен заниматься маркетингом своих книг. Площадки для публикации предоставляют эти услуги за деньги или даже бесплатно, но, в отличие от издательств, их нулевые затраты позволяют не особенно усердствовать. Поэтому здесь на 100 процентов срабатывает принцип «хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам».

На деле оказывается, что большинство самопубликующихся авторов в мире продают менее 250 копий своих произведений. Впрочем, книге, выпущенной издательством, популярность также не гарантирована. Однако когда над релизом работает команда специалистов, выше шансы, что результат будет выглядеть более профессиональным. Это касается и редактуры, и маркетинга. Самое сложное в этом вопросе — обеспечить отзывы в прессе. Если издательство может «подогреть» интерес публики перед выходом книги, то на произведение из самиздата журналисты обратят внимание только после того, как оно станет известным.

Кроме этого, немногие премии рассматривают в качестве номинантом книги самиздата. Но это компенсируется учреждением специальных наград для самостоятельно публикующихся писателей. 

В каком виде существует современный самиздат

У современного автора, который планирует выйти к читателю простейшим путём, есть два варианта. Первый — публикация электронной книги. По данным, озвученным коммерческим директором «ЛитРес» Владимиром Дмитриевым на конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование», 35% электронных книг, продаваемых в мире, приходится на самиздат. Причём 90% таких изданий читатели покупают на Amazon. Компания запустила площадку для самиздата KindleDirectPublishing в 2007 году. 

В России существует достаточно сайтов, на которых писатели в разном виде могут публиковать свои книги. Некоторые из них денег автору не обещают, тексты размещаются в свободном доступе. Среди таких порталов — Проза.ру (proza.ru), площадка «Самиздат» (samlib.ru) от Библиотеки Мошкова. 

Другие предлагают автору заработать, продавая свои издания. Ridero существует с 2013 года, и сейчас, по данным сайта, с помощью проекта 150 тысяч авторов опубликовали более 160 тысяч книг. Издания доступны для покупки на «ЛитРес», Amazon, BookMate, «Озон». «ЛитРес: Самиздат», открывшийся в 2015 году, заявляет о публикации авторами почти 11 тысяч книг. 

Более сложный вариант — печать по требованию, print-on-demand. Некоторые площадки, например Ridero или Amazon, предлагают авторам вместе с электронными копиями продавать бумажные книги. Только в этом случае нет никаких типографских рисков: произведение отправляется в печать только после того, как книга оплачена покупателем. Это снижает расходы не только на необоснованное производство экземпляров, которые не будут востребованы, но и на склады, дистрибуцию и так далее. 

Как зарабатывают на самопубликующихся писателях

Разумеется, площадки для размещения ищут способы, как заработать на авторах. Площадки с бесплатным доступом к контенту «Проза.ру» и «Стихи.ру» предлагают платить за продвижение. Произведения расставшегося с некоторой суммой денег автора помещаются в специальные подборки или антологии, что должно увеличить число читателей.

Платформы, которые получают часть денег за продажу книг, продвигают издания и бесплатно, но здесь есть нюанс. Интерес площадки прямо пропорционален эффективной работе автора по рекламированию своего произведения. Иными словами, распространитель подогревает интерес к товару, которые и без его усилий становится популярным и приносит деньги.

Кроме этого, дополнительный заработок площадкам обеспечивает предоставление корректорских и редакторских услуг, помощь в выборе обложки и прочая традиционная издательская помощь.

Кто выбирает самиздат

К самостоятельной публикации прибегают и начинающие писатели, которые таким образом хотят заявить о себе, и опытные авторы. Последними движут разные мотивы, но основным драйвером определённо является простота размещения произведения. Есть писатели, которые не заинтересованы в массовом читателе. В их число входят, например, пенсионеры, публикующие мемуары для близкого круга знакомых. Интерес начинающих авторов также понятен: крупные издательства отслеживают выход новинок в самиздате. Подходящие по формату и потенциально успешные коммерчески произведения впоследствии выходят в традиционном виде. 

Также нельзя сказать, что самиздат совсем перестал быть оппозиционным. Он исторически рассматривается как способ бросить вызов власти или противостоять угнетению. Площадки для размещения, заключающие договоры с авторами, в свою очередь в документах перекладывают ответственность за законность контента на писателей, так как тексты публикуются без редактуры. 

Наконец, самиздат можно рассматривать и как объединяющую силу. Под его флагом собираются группами по интересам. Писатели могут поддерживать друг друга и находить читателей, подчёркивая свою «непонятость». Авторы читают друг друга, рекомендуют книги друзьям, что приводит к всплеску востребованности конкретного издания и росту количества отзывов. Однако такая круговая порука приводит не только к положительным последствиям. Члены этих «групп по интересам» не только хвалят все вместе, но и ругают все вместе. Особенно это характерно для площадок, где читать произведения можно бесплатно.

Что ждёт самиздат

В 2017 году в России через самиздат опубликовано не менее 35 тысяч книг, что на 20 тысяч больше, чем годом ранее. По данным Ridero, в 2017 году на платформе опубликовано 14 695 произведений, совокупные продажи книг составили 298 890 экземпляров. В общей доле продаж электронных книг самостоятельно размещённых изданий пока не больше 3%, но, по прогнозам, эта цифра будет расти. 

По наблюдениям, в самиздате наиболее успешными оказываются романы, научная фантастика, триллеры и эротика. Например, в 2014 году именно эти жанры смогли привлечь больше всего денег в сегменты самостоятельно опубликованной литературы. При этом мало шансов преуспеть у авторов кулинарных книг и академических публикаций. 

Серьёзным катализатором развития самиздата может стать система, над которой сейчас работает лидер в системе продаж самиздата Amazon. Она будет автоматически преобразовывать иностранную художественную литературу на английский язык, что позволит вывести самоизданные книги многих стран с локального уровня на международный.

 

Наталья Копылова