Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Профессиональные качества библиотекаря

В новом материале мы разбираем профессиональные качества библиотекаря, которые помогают ему эффективнее выстраивать взаимодействие с читателями и коллегами.

«В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми и документами, библиотекарь не только управляет библиотечной деятельностью, но и сотрудничает с пользователями, коллегами, общественными организациями, — отмечает Г. А. Алтухова, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры в своей статье «Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества». — Библиотекарь согласовывает свои действия с действиями коллектива, учится у коллектива, обогащает свою профессиональную деятельность опытом коллег и взаимосвязями с пользователями».

Для выполнения этих функций библиотекарь должен обладать соответствующими профессиональными качествами и компетенциями. Расскажем о тех из них, которые сегодня приобретают новое качество в связи с развитием технологий информационного поиска. 

Профессиональные задачи библиотекаря

К основным направлениям профессиональной деятельности библиотекаря относятся следующие задачи.

Чтобы решать эти задачи, важно обладать рядом компетенций. Остановимся на тех из них, которые можно отнести к категории не самых очевидных. 

Функциональные компетенции 

Важная составляющая профессионального развития библиотекаря, которая выражается в умении находить новую информацию из различных источников и самостоятельно работать с ними, а также изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

Задача библиотекаря — продвигать источники информации в читательскую аудиторию, без этого книга или электронный документ останутся незамеченными пользователями.

Коммуникативные компетенции

Библиотека выполняет в том числе социальные функции: проводит обучающие курсы, лекции, мероприятия, организует клубы по интересам, курсы иностранных языков. Соответственно, библиотекарь вовлечен в эту деятельность и должен обладать умениями для выполнения перечисленных задач.

Лидерские компетенции 

Лидерство в профессиональной библиотечной деятельности проявляется: 

«Руководителям библиотек важно постоянно выявлять потенциальных лидеров из числа персонала, чтобы развивать их способности, — добавляют авторы публикации «Лидерские качества как важнейшие составляющие профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности». — Это необходимо и для делегирования полномочий, планирования преемственности. Очевидно, что чем больше библиотечных сотрудников смогут реально быть ситуативными лидерами, чем больше лидерских полномочий делегируется в зависимости от обстоятельств отдельным работникам, тем желаннее станет даже рутинная работа».

Эмоциональные компетенции

Эмоциональный интеллект, то есть способность управлять своими чувствами и распознавать чужие, понимать мотивацию и намерения людей, важно развивать и в библиотечно-информационной деятельности. Это выражается в форме эмпатии к другим людям, умения сопереживать, слушать, понимать и принимать их, коммуникабельности, сотрудничества в команде, открытости по отношению к окружающим. Как уже было сказано в начале, библиотекарь сотрудничает с людьми, а значит, для него эмоциональный интеллект тоже становится профессиональным качеством.