Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Тренды библиотечной индустрии: из книгохранилища в мультифункциональный центр

Меняется библиотечное пространство, меняется отношение к контенту и меняется восприятие функций и задач современной библиотеки — причем эти трансформации затрагивают как академические, так и публичные, муниципальные библиотеки.

 

Об этих трех ключевых преобразованиях мы и поговорим.

Вместе с развитием технологий и изменением пользовательских запросов меняется и само помещение библиотеки.

Крупные строящиеся в наше время библиотеки в России и мире уже сейчас имеют особый облик. Футуристично выглядят новый корпус Национальной библиотеки Китая, построенный в 2008 году, и Библиотека Тяньцзинь Бинхай в Китае (Tianjin Binhai Library, 2017). Не менее впечатляюще выглядят Учебный центр Rolex в Лозанне (2010) и «Улей в Вустере» («The Hive», Worcester, 2012). 

Для российской действительности также характерны преобразования библиотечного пространства. Например, широко известный проект модельных библиотек — библиотек «образцовых», в которых пространство соответствует современным представлениям о комфорте, удобстве и дизайне. Разумеется, не все проекты действительно поражают воображение дизайнерскими решениями: для некоторых небольших муниципальных библиотек новые мягкая мебель и стеллажи для книг — уже радость. О примерах удачных решений (причем не только в плане организации пространства, но «содержательной пересборки» библиотечного функционала) можно узнать поподробнее здесь.

Изменения касаются не только тех библиотек, которые смогли принять участие в программе: многие своими силами модернизируют пространство. Особенно это касается ряда академических библиотек, в которых руководство библиотеки заботится о значительных переменах. Очень современно выглядит библиотека Ставропольского государственного аграрного университета или библиотека ИТМО с собственными коворкингами, которые работают 24/7.

В настоящее время вопрос комфорта и эстетического восприятия библиотеки — это в том числе вопрос ее выживания. Много говорится об изменении отношения к библиотекам, о том, что они скоро не будут нужны — нет, будут, даже в этом цифровом мире. Но чтобы это все-таки было не книгохранилище, а по-настоящему востребованный интеллектуальный, творческий, досуговый центр, в котором бы люди собирались, можно было бы развивать смежные направления деятельности библиотеки, проводить мастер-классы, образовательные курсы, реализовывать социально-значимые проекты, для всего этого необходимо, чтобы библиотека выглядела современно. 

К числу таких «необходимо», которые демонстрируют, что это современное помещение, но которые не связаны непосредственно с дизайном интерьера, можно отнести:

Такой мультифункциональный центр со свободным доступом для широкого круга лиц, дополненный эргономичной и стильной мебелью, с продуманным и выверенным дизайном — это и есть библиотека будущего и уже немного даже настоящего.

Хорошая библиотека сегодня больше, чем просто библиотека: это центр интеллектуального досуга, коммуникационная площадки, место для обучения, коворкинга, аренды оборудования, творчества, работы, научных экспериментов и отдыха. Это больше не хранилище книг, а учебный центр по их использованию.

Пожалуй, изменения, коснувшиеся библиотечного пространства, — это лишь вершина пирамиды, описывающей многомерные трансформации этой институции. Несколько «глубже и основательнее» находится вопрос, связанный с контентным наполнением фондов библиотеки.

Казалось бы, а где здесь проблемный вопрос? Ну, раньше были книги, а теперь к ним добавились еще и неощутимые физически электронные издания. Куда уж проще! Но для библиотек эти изменения касаются тех основополагающих традиций и положений, которые и регулировали их деятельность все это время. Меняется контент — меняется и библиотека.

Некогда книги как материальные носители информации были роскошью, недоступной для всех. Тогда библиотеки были единственным местом, где можно было найти ценные, рукописные, редкие книги. В эпоху пост-Гутенберга библиотека стала эффективным средством получения доступа к знаниям. Сегодня, в мире цифровом, библиотека остается книгохранилищем и центром знаний, однако не меньшим «фондом» располагает и интернет или любая электронная библиотека. Какую же нишу занять библиотеке физической? Сохраняя традиционные книжные фонды и дополняя их цифровыми версиями книг и журналов, библиотеки становятся центром притяжения для общества, местом для интеллектуального и творческого поиска идей, вдохновения, единомышленников.

Сегодня в библиотеках представлен самый широкий перечень электронных и бумажных изданий — и электронных становится все больше. Причем увеличение процента электронных версий, в сравнении с печатными, особенно характерно для академических, вузовских библиотек.

Как и несколько лет назад, тренд на компенсацию печатного контента электронным остается актуальным. Однако тренд на увеличение электронных книг вовсе не обязательно вытесняет книги бумажные. Напротив, ряд исследователей считает, что академические библиотеки должны рассматривать печатные и электронные книги как взаимодополняемые, а не взаимозаменяемые — только так в формате, удобном как можно большему числу посетителей, можно гарантировать обеспечение учебного процесса необходимой литературой.

Новое направление деятельности библиотек, связанное с цифровым контентом, требует от сотрудников и руководства новых навыков, технического оснащения, концептуальных изменений и выхода на те площадки, которые востребованы у пользователей библиотеки. Речь идет о развитии сайта библиотеки и ее соцсетей, которые делают учреждение ближе своим читателям, позволяют говорить с ними на одном языке и оказывать услуги в удобном для пользователей формате. 

И здесь мы переходим к еще одному вопросу: как меняется функционал библиотечных работников? Какие задачи стоят перед современной библиотекой?

Если обратиться к тем аспектам, которые уже были нами затронуты — обслуживание лиц с ОВЗ, повышение технологической грамотности сотрудников библиотеки, расширение спектра возможностей для читателей вплоть до просмотра фильмов и игры на цифровом фортепиано, ведение соцсетей, цифровые компетентности и многое, многое другое,  то становится очевидно, что изменилась не только библиотека, но и библиотекарь.

С уважением к профессиональному мастерству сотрудников библиотек все-таки позволим себе выразить свое мнение: раньше в библиотеке работали библиотекари, а сегодня Б и б л и о т е к а р и. Чувствуете разницу?

Это к слову о том, могут ли погибнуть библиотеки под натиском армий цифровых трансформаций: нет, не могут, покуда в библиотеке будут работать инициативные, многофункциональные, быстро обучающиеся, стремящиеся к развитию сотрудники. И таких сегодня довольно много: здесь, здесь, здесь и здесь авторы находят ответ на вопрос о том, почему в библиотеку все-таки приходят молодые и мотивированные.

Разумеется, если библиотека действительно хочет быть востребованной у современных читателей, ей, бесспорно, необходимо меняться — и эти изменения невозможны без команды.

Многие библиотекари сознательно этому противятся: мол, есть перечень должностных обязанностей. Какие соцсети? Какие конкурсы? Какие мастер-классы? Я на это не подписывался!.. 

С таким мышлением формально не поспоришь, однако у библиотеки, где работают такие сотрудники, будущего нет. Она не будет востребована, потому что сейчас пользователи ждут гораздо большего.

Представьте: вам нужно к врачу. Формально любой квалифицированный врач можно вас проконсультировать, но если в большинстве больниц есть возможность получить талончик в режиме онлайн, а не приезжать в 6–7 утра, или есть возможность стоять в электронной очереди, а не проталкиваться между невыспавшихся и недовольных, если есть возможность получить результаты анализов на почту, а не ехать за ними на другой конец города — разве это не удобно, разве это не вызывает положительные эмоции и мысль о том, что все действительно развивается? Так и с библиотеками — соответствовать среде и уровню развития общества (в том числе технологическому, разумеется, но не только) необходимо.

Обобщаем

Итак, с учетом всего вышесказанного, какие общие тенденции развития библиотек и библиотечной индустрии можно назвать?

Во-первых, усиливается социальная миссия библиотек: двери библиотеки открыты для детей и взрослых, для лиц с ОВЗ, для тех, кто любит читать, и тех, кто хочет качественно и интересно провести время.

Во-вторых, библиотеки больше не являются исключительно книгохранилищами. Они реализовывают свою образовательную функцию (учат работать с ресурсами) и даже сами проводят исследования, конкурсы, премии, то есть выступают активными участниками развития культурно-образовательной сферы.

В-третьих, библиотеки учатся сами. Повышают профессиональную квалификацию и приобретают новые компетенции, касающиеся уже не только библиотечной сферы. 

В-четвертых, пространство библиотеки — физическое и виртуальное — все активнее «поворачивается» в сторону пользователя: помещение становится уютным и комфортным, читатели могут получать литературу удобным для себя способом, могут взаимодействовать с коллективом библиотеки по удобным для себя каналам.

В наше время, когда история библиотек насчитывает более 4,5 тыс. лет, библиотеки и библиотекари нужны больше, чем когда-либо.

Но склады с мертвой бумагой, которую охраняют клерки, не нужны. Нужны многофункциональные центры, интеллектуальное и творческое пространство и специалисты с широким набором компетенций.

Кажется, пришло время перевернуть страницу…