Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Количество бюджетных мест в вузах и число ученых — есть ли корреляция?

Дальнейшее развитие отечественной науки непосредственно связано с обеспечением доступности образования.  Об этом говорят принимаемые на государственном уровне решения и последние заявления Президента РФ и Министра науки и высшего образования. Как планируется повышать эффективность научных исследований через институт образования в России?

 

Академическая сфера за последний год претерпевает множество изменений. Так, объявлено об объединении грантовых фондов РНФ и РФФИ, что влечет за собой преобразования в получении дополнительных средств на исследовательскую работу и изменение основных векторов научных изысканий в масштабе страны. В апреле была представлена обновленная номенклатура научных специальностей, зафиксировавшая актуальные потребности в таких новых направлениях, как искусственный интеллект и кибербезопасность, но исключившая, например, специальность библиотекаря. Меняются требования к диссертационным советам и выходящим на защиту кандидатам.

Эти преобразования нацелены на актуализацию направлений научной работы и повышение ее эффективности. Потребность в этом есть: за границу уезжают 70 тысяч ученых, что превышает показатели 2012 года в пять раз. При этом сложности связаны и с оттоком IT-специалистов, и с сокращением числа аспирантов в целом, которые далее и должны заниматься научными исследованиями.

Незримо ощутимая попытка реформировать эту ситуацию связана с формированием более доступной образовательной среды для завтрашних студентов — нынешних выпускников школ.

О преобразованиях в этой области говорил и Владимир Путин, оглашая апрельское послание Федеральному собранию: «В предстоящие два года дополнительно откроем в вузах еще 45 тысяч бюджетных мест. Не менее 70% из них отдадим именно в регионы РФ, где нужны выпускники».

Эту идею последовательно раскрывал Владимир Фальков во время брифинга в конце апреля, посвященного увеличению количества бюджетных мест в вузах. Основное количество бюджетных мест будет отдано медицинским, педагогическим, инженерно-техническим направлениям, более 73% бюджетных мест будет направлено в регионы, в основном — в уже созданные и формирующиеся научные центры: Новосибирскую, Томскую, Красноярскую области и другие.

Эта необходимая мера с повышением доступности высшего образования может восприниматься одновременно и как ставка на увеличение количества ученых через 4–6 лет. Здесь уместна аналогия с воронкой продаж: чем больше звонков будет сделано, чем больше встреч будет проведено, чем с большим количеством клиентов налажено взаимодействие, тем большее количество сделок будет заключено и в дальнейшем оплачено. Видимо, был выбран экстенсивный путь развития.

Особый, трепетный подход к тесному взаимодействию академической и образовательной среды по-своему оправдан и уже на реальных примерах доказывал свою эффективность. В этом плане показательна история новосибирского Академгородка, отец-основатель которого, академик Михаил Лаврентьев, реализовал мультидисциплинарный научно-образовательный центр в соответствии с идеей «треугольника»: наука, образование, связь с промышленностью. Каждая грань этого «треугольника» — научные институты, расположенный в непосредственной близости от них Новосибирский государственный университет и там же находящийся СУНЦ НГУ — Физико-математическая школа — формируют неразрывное единство.

Эффективна ли выбранная стратегия при прочих равных обстоятельствах (например, без существенного роста уровня зарплат ученых), покажет время. 

Однако на определенные мысли может навести и опыт других стран, которые уже сейчас так же, как и мы, увеличивают количество бюджетных мест в образовательных организациях с тем, чтобы на определенном этапе получить невообразимое количество специалистов высокого класса и бесконечный ряд научных достижений. 

В следующем материале ЛибИнформа мы представим перевод статьи профессора высшего образования Пенсильванского университета (США) Лауры Перны (Laura Perna), где описана актуальная ситуация с бесплатным обучением в колледжах США, которые являются аналогом старшей школы и первой ступени вузовского обучения в России — бакалавриата.