Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Какое образование требует экономика завтрашнего дня

10 лет назад все стремились стать менеджерами и юристами, 5 лет назад — программистами. Что будет с рынком труда еще через несколько лет и какие профессии окажутся востребованы в дальнейшем? Об этом можно порассуждать, анализируя имеющуюся статистику запросов от работодателей и ключевые тренды развития экономики.

 

Прошлое — настоящее — будущее

Задумываясь о профессиях будущего, невольно обращаешься к прошлому: 2–3 десятилетия назад еще можно было устроиться  машинисткой, а еще раньше была острая потребность в фонарщиках. Какие-то профессии трансформировались: современному фотографу не нужно носить с собой магниевую проволоку для вспышки, а современные библиотекари работают не только с книгой, но и с разнообразными электронными ресурсами практически на уровне IT-специалистов.

Какие еще профессии — но уже современные — испытывают сокращения?

Менее востребованными оказываются и профессии, в основе которых лежит интеллектуальный труд:

Даже популярной на сегодняшний день профессии копирайтера предписывают гибель в недалеком будущем: считается, что человека пишущего заменит обученная нейронная сеть.

Мир меняется. И за этим паровозом трансформаций и преобразований, конечно, хочется поспевать.

Многие согласятся: в вопросе выбора профессии — особенно если речь идет о студенте в самом начале его профессионального пути — ориентироваться стоит не только на актуальное положение дел, но и на перспективу. Задумываться об этом необходимо особенно в том случае, когда профессия выбирается «на года» — как дело всей жизни. 

Впрочем, сейчас и таких профессий, и людей, так смотрящих на работу, все меньше; но и для тех, кто готов меняться и учиться новому всю жизнь, важно понимать, какой предмет обучения выбрать следующим и какую специальность освоить, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.

Человек и машина

В 2020 году в докладе «Будущее рабочих мест 2020» были озвучены пугающие цифры: к 2025 году исчезнет 85 миллионов рабочих мест, а 97 млн будет создано. Как такое возможно? 

Во многом это результат тренда на автоматизацию множества процессов, в результате чего меняется распределение текущих задач между человеком и машиной. Считается, что уже через 5–7 лет время, которое будет тратить на работу человек и машина, будет примерно равным. В этих условиях рынок труда все меньше нуждается в исполнителях, занимающихся механическим трудом, и все больше — в специалистах, в умелых управленцах, в сотрудниках, способных принимать решения, консультировать, рассуждать и делать выводы, коммуницировать и придумывать новое.

И, разумеется, востребованными оказываются профессии, которые позволяют порождать, администрировать и обучать такие механизмы, программы, сервисы — все, что связано с технологиями, IT-компетенциями, программированием, цифровой грамотностью, BigData, облачными сервисами и т. д.

Это такие профессии, как:

«Мягкие» навыки

Но быть айтишником не значит быть абсолютно точно востребованным. Отличие специалистов новой формации кроется не только в непосредственно профессиональных компетенциях, но и в так называемых soft skills — «мягких» навыках, таких как:

Потребность в таких кадрах есть уже сейчас: например, еще в 2018 году Компания Microsoft совместно с HeadHunter проанализировала более 20 млн резюме и более 11 млн вакансий за период 2014–2018  гг. и определила (вполне ожидаемо), что количество вакансий, где требуется навык программирования, стремительно растет, причем даже в сферах, не связанных с ИТ. Однако гораздо более любопытным стало исследование по увеличению ценности soft skills даже для технических специалистов.

Так, важность «мягких» навыков среди IT-специалистов наглядно демонстрируют результаты их опроса: 46% опрошенных считают, что в будущем будут одинаково важны soft skills и hard skills, а 17% — что мягкие навыки будут даже важнее.

Междисциплинарность

Тренд современных научных исследований — их междисциплинарный подход. Например, компьютерная лингвистика или биоинженерия: на стыке языкознания и технологий; технологий и медицины. Из науки это веяние уверенно переходит в профессиональную сферу для более широких кругов населения, уже не только для ученых.

Так появляются новые профессии:

«Цифровой шлейф» теперь тянется за экскурсоводами и врачами, педагогами и строителями. Новые формы — опять же в основном цифровые — принимает и искусство: живопись, музыка, писательское дело. Все, что связано с маркетингом и созданием графического, текстового, видеоконтента, востребовано уже сейчас и будет востребовано все больше: в мире будущего в продвижении и донесении до конечного покупателя нуждаются товары, сервисы, услуги. Блогинг, ведение аккаунта в соцсетях, развитие личного бренда — все это уже не новомодное веяние, а часть повседневной рутины для магазинов, предпринимателей, творческих личностей.

Куда пойти учиться

Где же всему этому учат? Куда отправиться учиться, если так хочется быть востребованным через 5–10–15 лет? Междисциплинарные связи требуют глубокого погружения сразу в несколько специальностей, развитие «мягких» навыков — та еще задача, да и овладение техническими компетенциями и повышение уровня цифровой грамотности требует сил и времени…

Правильный ответ: этому не учат нигде. И везде одновременно. В первую очередь уже сейчас работодателей интересует человек и как личность, которая станет частью сложившегося коллектива, и как набор знаний, навыков, компетенций, которые требуются на рабочем месте. Дипломы вузов из первых строчек рейтинга — это, конечно, круто. Но уже недостаточно.

Да и скорость изменений феноменальная: сейчас невозможно представить, что можно оставаться востребованным на рынке труда, забыв о необходимости учиться постоянно.

И вот эти критерии — гибкость, стремление к саморазвитию, высокая обучаемость — являются ключевыми. Так, в зарубежной литературе даже сложилось новое представление о профессионализме, который нужен постиндустриальному обществу, — транспрофессионализм. Этим термином обозначают выход за рамки одной профессии, обогащение ее знаниями, технологиями, связанными с другими видами профессиональной деятельности, развитие новых ключевых компетенций.

Именно таких профессионалов — транспрофессионалов — и требует экономика завтрашнего дня.