Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Индивидуальные образовательные траектории: миф или реальность?

Доступность знания в современном мире определяет новый виток развития образовательной среды — ее персонализацию. В этих условиях трансформируется роль педагога: от носителя знаний к тьютору, ментору, наставнику, меняется и сама модель обучения — от «знаниевой» к «компетентностной» и «личностной».

 

Плюсы от реализации индивидуальных образовательных маршрутов очевидны — а вот есть ли минусы? Об этом, а также о трудностях создания ИОТ — индивидуальных образовательных траекторий — не только на бумаге, но и в жизни, говорим в новом материале.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), индивидуальный образовательный маршрут — это не только яркая метафора, описывающая  путь личностного и профессионального развития, уникальный для каждого студента, но и новая потребность вузовской среды.

Эти термины используются применительно к процессу персонализации образования, о котором активно говорится еще с 2015–2017 гг. Так, уже порядка 4–6 лет публикуются научные и методические статьи, рассказывающие об опыте отдельных вузов по реализации ИОТ и о проблематике этого актуального вопроса. Например, такие материалы опубликованы в журналах «Современные наукоемкие технологии», «Высшее образование в России»«Вестник МГИМО-Университета» и др.

Сам социальный заказ на формирование у студентов индивидуального подхода к обучению, самостоятельной учебной деятельности и готовности к конструированию персонального образовательного маршрута  появился с принятием в 2010 г. Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего среднего, специального и высшего профессионального образования.

В нормативных документах говорится о системно-деятельностном подходе, который обеспечивает:

Так был дан толчок дальнейшему развитию идеи индивидуализации образования на уровне государственных стандартов.

За последние 5–10 лет педагоги-исследователи и руководители высших учебных заведений перешли от теории к практике: движение от постановки проблемы к ее решению уже началось, и некоторый опыт в области реализации персональных образовательных маршрутов уже накоплен. Пока что он касается либо отдельных направлений подготовки и факультетов, таких, например, как Liberal Arts в РАНХиГС и СПбГУ, либо отдельных университетов.

В первом случае речь идет о Свободных искусствах и науках. Подготовка на таком социо-гуманитарном факультете формируется по двухуровневой системе: есть некий набор основных дисциплин (как правило, он называется Major) и возможность выбора дополнительной узкой специализации, множества профилирующих дисциплин (Minor).

Подобный формат конструирования индивидуальных образовательных маршрутов используется и для естественнонаучных и технических специальностей и направлений подготовки. Например, на отдельных факультетах Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: на факультете цифровых технологий и химического инжиниринга и на факультете нефтегазохимии и полимерных материалов. Студенты так же, как и в случае с Liberal Arts,  могут выбрать направление подготовки (Major) — например, «Химическая технология», и более узкую специализацию внутри Major  — например, нефтехимию.

Если говорить об университетах, внедряющих элементы ИОТ или полностью переходящих на этот формат, то помимо упомянутых РАНХиГС, СПбГУ, РХТУ имени Д. И. Менделеева, обязательно стоит сказать о Тюменском государственном университете, Тюменском индустриальном университете, Донском государственном техническом университете, Московском авиационном институте. В этих вузах персонализированное обучение применяется все чаще. 

В чем же суть индивидуализации процесса обучения?

К какому пункту назначения стремится индивидуальный образовательный маршрут?

Для студента 

Формально эта идея связана с активным участием студента в формировании собственных профессиональных компетенций, выборе учебных дисциплин и способов контроля успеваемости. Проще говоря, поступая в университет и продолжая учиться в нем, студент каждый раз делает осознанный выбор: что ему изучать, как, в каком объеме, — и главное — он понимает, зачем ему это.

Теоретически такие возможности позволяют получить самый широкий ряд профессиональных и личностных компетенций для успешного трудоустройства и дальнейшего развития. Кроме того, конечно же, такие условия создают привычку непрерывно учиться и самостоятельно принимать решения, касающиеся личностного и профессионального роста. 

Это еще и вопросы умелого тайм-менеджмента, регулирования учебной нагрузки, практического подхода к процессу обучения.

На деле уровень такой осознанности встречается нечасто, особенно если мы говорим о студентах первых курсов, только что выпустившихся из школы, еще не до конца понимающих, зачем им высшее образование в целом и выбранная специализация в частности.

Для преподавателя 

Поэтому ИОТ, создание которого для вуза связано со множеством непростых шагов, о которых мы поговорим далее, это еще и совершенно новая роль университета и педагога. От носителя сокровенного знания их роль меняется в сторону наставника, тьютора, ментора, который уже не только и не столько обучает сам, сколько подсказывает студенту, что и в каком объеме необходимо ему учить.

Потребность в этих изменениях связана с преобразованием привычной модели обучения. Если в центре «знаниевой» модели находился преподаватель, то в центре новой, актуальной модели — «компетентностной» — стоит уже студент со своими способностями, потребностями, интересами, целями.

Изменение этой поведенческой парадигмы для большинства преподавателей является по-настоящему сложной задачей. Ведь ценность знания, носителем которого они традиционно являются, падает, а ценность компетенций, сформировать которые в студенческих группах у профессорско-преподавательского состава получается не всегда, растет. Так встает вопрос о новой квалификации преподавателей, их готовности адаптироваться — в том числе психологически — к своей новой роли.

Для вуза

Студенческая осознанность и новый уровень квалификации профессорско-преподавательского состава — необходимые атрибуты ИОТ, которые, однако, применимы лишь в том случае, если сама идея персонализированного образовательного маршрута реализована в вузе. И эта реализация — одна из наиболее объемных и трудновыполнимых задач.

Во-первых, внедрение персонализированного подхода к обучению студентов в вузе требует обязательного входного тестирования для студентов, цель которого — определить уровень знаний на старте. С учетом этих данных, а также выбранных студентами для изучения дисциплин формируются уже не просто студенческие группы, а некие команды, участники которых близки по интересам и уровням знаний.  

Во-вторых, для каждой такой команды или отдельного студента необходимо создание индивидуального учебного расписания. Это огромный объем работы, особенно когда в вузе учится 5 000–7 000 студентов.

В-третьих, в расходы университета должна быть заложена дополнительная статья расходов как на зарплаты наставникам и преподавателям, так и на материально-техническое оснащение. Индивидуальный учебный план разных студентов включает в себя настолько разные предметы, что реализовать его можно только с помощью дополнительного проведения онлайн-трансляций лекций из аудиторий, с помощью специально подготовленных онлайн-курсов и единой платформы, которая станет навигатором для студента и преподавателя по их учебному расписанию, отчетности, формам контроля знаний и т. п.

В зарубежной практике уже давно студентам доступна возможность выбора определенных курсов. Например, за семестр обучения студент должен набрать минимум 15 «кредитов» (сredits, аналог наших зачетных единиц). Зная общий объем кредитов, который необходимо набрать, студент уже выбирает дисциплины по своей специальности, например: «Межкультурная коммуникация» — 3 кредита, «Лингводидактика» — 4 кредита, «Преподавание иностранного языка» — 4 кредита, «Проектная деятельность в  образовании» — 5 кредитов и т. п.  Количество кредитов за дисциплину отличается в зависимости от длительности курса, типа аттестации или контроля знаний и пр.

Однако создание индивидуального образовательного курса и выбор дисциплин по желанию студента — это не одно и то же. Ведь ИОТ предполагает не только выбор дисциплин или курсов, но и выбор формата контента, преподавателя, удобного времени занятий, учебной группы и т. п.

Такая многофакторность выбора абсолютно точно должна быть подкреплена квалифицированной помощью студента с выбором траектории и ее корректировкой на протяжении всего образовательного процесса. Мы уже говорили о тьюторском сопровождении, но это еще и наличие специально спроектированных точек самоопределения в учебном процессе, «модули ориентации» в образовательном процессе и т. д.

Все это необходимые (и даже далеко не единственные) атрибуты индивидуально выстроенного, уникального для каждого студента процесса обучения.

И, однако же, сформировать условия для создания ИОТ в вузе, реализовать эти программы на деле оказывается даже проще, чем убедить представителей курирующих ведомств в их эффективности. Поскольку опыта отдельных вузов для смены всей парадигмы высшего образования недостаточно, то и говорить о глобальных изменениях пока не приходится. Ведь эти перемены во многом потребуют переписывания РПД, изменения образовательных стандартов и не только.

Готово ли к этим хлопотам высшее образование, пока неизвестно. Но то, что для судов, следующих по индивидуальным маршрутам, дует попутный ветер — в этом нет никаких сомнений.