Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Имидж преподавателя в 2022

Что влияет на образовательный процесс? Правильная структура занятия, профессионализм педагога, качественная учебная литература, вовлеченность студента — это первостепенные показатели. В сравнении с ними комфорт на рабочем месте для преподавателя и для студента кажется менее значимым — но ведь это совсем не так. И вовсе уж неожиданным оказывается такой параметр, как имидж преподавателя, — а ведь образ и поведение педагога влияют на становление глубинных психических механизмов. Именно они в итоге и позволяют формировать продуктивные отношения со студентами.

 

Если обратиться к теории эволюции, антропологии и психологии межличностных отношений, то становится очевидно, что фигура Учителя очень важна для всего человечества: только посредством передачи приобретенных знаний и умений было возможно выживание и дальнейшее развитие вида. Действительно, отношение «учитель — ученик» основаны на эволюционных исторических факторах, а поиск примера для подражания и Учителя — врожденная программа развития Человека разумного.

Поэтому область влияния преподавателя выходит далеко за пределы того предмета, который он ведет. На эффективность образовательного процесса влияет не только то, что и как говорит педагог, но и, в том числе, сама манера его речи, его поведение и внешний вид. Вот почему одним из аспектов профессионального развития преподавателя является его планомерная работа над собственным имиджем.

Слово «имидж» («образ») впервые было широко использовано экономистом К. Болдуингом в 60-х годах XX века: тогда этот термин был представлен как один из необходимых атрибутов для делового преуспевания. С того времени область применения имиджа заметно расширились: более она не ограничена деловыми рамками. Даже сформировалось отдельное направление в ряду наук о человеке — имиджелогия. 

Считается, что имиджелогия — это технология воздействия. Так, известный математик Блез Паскаль в XVII веке писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», —  последний оказывался более эффективным. 

Для того чтобы воспользоваться «способом понравиться», имиджелогия прибегает к разным инструментам. Все они основаны на пяти составляющих имиджа, а именно: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. Эти составляющие выделяются в политической имиджелогии, но некоторые из них могут быть полезны и представителям сферы образования.

Эти три составляющих имиджа преподавателя в первую очередь влияют на  впечатление. Причем большую значимость приобретает габитарный и вербальный имидж — и даже содержание высказывания оказывается менее важным, чем характеристики речи: дикция, тембр, сила, полетность и диапазон.

К этому выводу пришел еще в  XX веке психолог Альберт Мейерабиан, который установил, что наше восприятие других людей зависит от: 

Долгое время вузовский преподаватель ощущал свою ценность как носитель знания. Сейчас, в 2022 году, все больше меняется его роль, но даже для стандартной передачи знаний нужно привлечь внимание слушателей и удерживать его долгое время, а на это в первую очередь будет влиять манера речи и профессиональный внешний вид.

Как надо говорить, чтобы тебя слышали и слушали?

Как надо выглядеть, чтобы отношения со студентами были продуктивными?

Все эти параметры были актуальны и в 2021 году, и в 1921 году, разумеется, они переносятся и в 2022 год. Это базовые характеристики, которые формируют образ уверенного и профессионального учителя, педагога. Этот образ будто бы говорит: «Я передаю знания, которые дают уверенность в жизни. Я сам(а) уже решил(а) проблемы, которые вам надо решить».

Однако какие изменения произошли за последние годы в формировании имиджа учителя и преподавателя?

Меняется детская и юношеская аудитория, с которой работают педагоги: она сама становится менее зашоренной и выступает против ограничений в самовыражении. Еще недавно учитель биологии с цветными волосами или преподаватель по математическому анализу с татуировками могли бы насторожить руководство учебной организации, родителей, учеников и студентов. Сейчас трудности с коммуникацией могут возникнуть только с первыми двумя группами: большая часть студентов и школьников совершенно спокойно относятся к проявлениям личности педагога, если это никак не влияет на его профессиональные качества. Однако негибкая внешняя среда и массовое общественное мнение в лице коллег, руководства или родителей все еще может быть против дредов, цветных окрашиваний, пирсинга, татуировок и яркого стиля в одежде у преподавателя.

Почему происходит так? Все просто: имидж — это не просто образ человека, это еще и эмоционально окрашенный стереотип восприятия этого образа в подсознании социального окружения, воспитанников, коллег. И при формировании этого имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые ему приписываются окружающими.