Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Электронные или бумажные: глобальные тенденции и перспективы рынка книгоиздания

На книгоиздательском рынке без перемен: последние несколько лет эта сфера стабильно развивается. Однако это развитие заставляет столкнуться два противоборствующих лагеря, каждый из которых пророчит процветание бумажной или электронной литературе. На основе отраслевых докладов и мониторингов использования традиционного (печатного) и цифрового контента рассмотрим, стоит ли опасаться за какой-то из сегментов книжной индустрии сегодня и в обозримом будущем.

 

Из кризиса, в котором оказалась отрасль в 2009–2010 году, сейчас, спустя десятилетие, все книгоиздательское дело успешно выбралось. Если тогда наблюдалось общее падение тиражей в стране, когда в  2010 году объем рынка составил всего 653,8 млн экземпляров, что было на 20% меньше в сравнении с прошлым годом, то сейчас количество выпускаемой и приобретаемой литературы медленно, но стабильно растет.

Оценку рынка проводит Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям совместно с журналом «Книжная индустрия», публикуя традиционный отраслевой доклад-отчет о рынке печатной и электронной литературы в России за прошедший год.

На данный момент еще не опубликованы результаты аналитики за 2020 год, однако нам доступны доклады за 2019, 2018 и более ранние годы. Знакомство с этими и многими другими профильными информационными материалами позволяет оценить ситуацию на рынке книгоиздания в динамике.

С чем можно связать изменение ситуации за прошедшее десятилетие? При том что цены на книги только росли, менялась общая экономическая ситуация, но главное — в неутомимой гонке за читательским интересом вырвалась вперед электронная литература.

В 2010-м году на долю электронных книг приходилось значительно менее 1% от общего объема российского рынка (для сравнения, в этот же период в США объем рынка электронной литературы составлял 8% от общего рынка). Сейчас — по итогам 2018–2019 гг. — можно сказать, что объем рынка электронной литературы в России практически ежегодно показывает рост на 35% к прошлому году.

Так, объем рынка электронных книг в России в 2019 г., по данным журнала «Книжная индустрия», достиг отметки в 6,51 млрд руб., что составляет уже 8,4% от оборота печатной книги в России.

На основе аналогичного отчета за 2018 год можно сказать, что годом ранее объем рынка электронных книг составил 4,81 млрд руб. (6,4% от оборота печатной книги в России). 

Так обозначается планомерный рост электронных книг, который и в книжной индустрии, и в образовательно-библиотечном секторе вызывает опасения: а не случится ли бунт машин, а не вытеснят ли книги, которые можно читать с планшетов, компьютеров и смартфонов, те, которые нужно перелистывать руками, шурша страничками?..

Проблемы в сфере традиционной бумажной литературы многие эксперты (например, Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) считают связанными с потерей интереса к чтению, ростом цен на книги и утратой социальной функции библиотек.

На читательском уровне бумажная книга — это инструмент для более комфортной и тактильно ощутимой работы с литературой: страницы выступают как ментальные якоря для памяти, вес книги и шершавость страниц, запах типографской краски привлекают кинестетиков, удобство работы с иллюстрациями — визуалов.

В сравнении с печатными экземплярами электронные версии более легкие (невесомые!), мобильные, портативные, на устройстве их можно хранить и читать практически в неограниченном количестве, в то время как размер книжных шкафов и домашних библиотек обычно ограничен. Электронная книга стала своего рода синонимом современной эпохи с ее легким доступом к информации из любой точки мира. Скорость, мобильность, многообразие цифровых возможностей — вот то, что качественно отличает такую литературу от бумажной книги.

При этом офтальмологи и нейробиологи говорят о заметном вреде литературы, читаемой на информационных носителях: портится зрение, информация потребляется, но не усваивается, хуже запоминается.

Однако такие читательские, пользовательские, личные критерии не обязательно лежат в основе глобальных тенденций книгоиздания. Да, все движется по пути упрощения, ускорения, комфорта, но бумажные книги никуда не делись. Да, электронная литература может быть более опасной для здоровья и менее «погружающей в себя», но печатным изданиями это не дает право первенства.

Если говорить о рынке в целом, то усиление роли электронной литературы очевидно. Этот факт легко подтверждается цифрами, представленными выше, и живым пользовательским интересом. Кроме того, на распространение электронной литературы значительно влияет и фактор повышения уровня цифровых компетенций, которыми сейчас обладают и подростки, и молодые люди, и взрослое население, и многие пожилые люди. 

Ставка на развитие цифровых навыков делается уже в масштабах всего государства и образования: так, до 2022 реализуется эксперимент по созданию целевой модели цифровой образовательной среды, благодаря чему школы России должны будут оснастить высокоскоростным интернетом и возможностью видеотрансляций, обеспечить их различными электронными ресурсами. Кроме того, уже в начальной школе с 2021 г. планируется ввести обучение основам искусственного интеллекта. При этом цифровые навыки активно развиваются также и у студентов высших учебных заведений, они становятся все более востребованными на рынке труда.

Все это приводит к тому, что работать с электронной книгой становится привычно и удобно для пользователя, что в свою очередь способствует распространению этого сегмента книжного рынка.

Кроме того, часто электронное издание дешевле бумажного: сказывается отсутствие расходов издательства на печать тиража и его размещение в магазинах и т. п. 

Динамика средней цены бумажной и электронной книги в России в 2011–2019 гг. тоже любопытна. На основе данных ежегодного отраслевого отчета можно сказать, что изначально, когда рынок электронной литературы только-только формировался в России и казался еще не конкурентом печатным гигантам, то разница между средней ценой реализации бумажной книги в рознице и средней ценой электронной книги различалась примерно в 2,2 раза. Сейчас этот показатель значительно изменился: электронные книги тоже растут в цене, и их стоимость относительно бумажных отличается уже в 1,6 раза.

По данным экспертов, рост рынка электронных книг стимулируют такие факторы, как:

Кроме того, не будем забывать об огромной численности аудитории пользователей Интернета. Освоение ими компьютерных и мобильных технологий делает электронную книгу доступной в любой точки мира, где есть Интернет. 

Правда, этот аспект по-своему благотворно влияет и на рынок бумажной литературы, ведь с распространением современных технологий, мобильных устройств и возможностью легко выходить в Интернет, у издателей, книготорговцев, библиотекарей и всех причастных есть возможность устраивать мероприятия в цифровом формате со свободным доступом и распространять литературу — в том числе бумажную — по новым для себя каналам (например, интернет-магазинам). 

Какие факторы для рынка электронной литературы можно назвать сдерживающими? Во-первых, интернет-пиратство, которое никуда не исчезло. Во-вторых, на рынке есть ряд крупных игроков-монополистов (например, «ЛитРес»), которые по объему портфеля электронных авторских прав имеют особый вес в отрасли. В-третьих, недостаточно проработанная подготовка авторов в части авторских прав и заниженная оценка преимуществ цифровой дистрибуции для бизнеса.

Особенно интересной ситуация с соотношением бумажной и электронной литературы становится в связи с учебными заведениями, которые должны быть обеспечены и традиционным, и цифровым учебным контентом. 

Так, примерно от 65% до 97% электронных ресурсов вузовских библиотек приходится на закупаемые у российских поставщиков ЭБС и издательские коллекции. В целом в среде вузов и колледжей наблюдается тренд на компенсацию числа бумажных книг электронными: доля вузовских библиотек, в фондах которых цифровые ресурсы составляют более 30%, увеличилась с 38,5 до 43,2%.

Одновременно с этим доля печатных изданий в совокупных закупках продолжает сокращаться. Совсем не приобретают бумажные книги 6,3% библиотек, участвовавших в опросе отраслевого журнала «Университетская КНИГА», а доля тех, у кого закупки печатного фонда занимают менее 50% по отношению к закупкам цифровых ресурсов, составляет 74%.

Все это говорит об уверенном движении в сторону упрочнения положения электронных книг. Однако вытеснят ли они бумажную литературу?

Однозначно ответить на этот вопрос можно лишь спустя несколько десятилетий, однако уже сейчас можно сказать, что ответ, скорее всего, будет отрицательным.