Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Для материально-технического обеспечения учебного процесса вузы вынуждены использовать внебюджетные источники

С 2015 года российские университеты живут в условиях сокращения бюджетного финансирования. При этом законодательно установлены жесткие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Чтобы не лишиться лицензий, вузы все чаще используют внебюджетные средства для поддержания его на должном уровне.

 

Общемировая тенденция

На 2019–2020 учебный год Министерство науки и высшего образования на 10% сократило количество бюджетных мест в вузах: с 601 169 годом ранее до 549 478. При этом финансирование магистратуры снижается почти на 40%. По программам бакалавриата выделяется 312 440 мест, специалитета — 77 110, магистратуры — 128 848. 

Для всех вузов действует нормативно-душевой принцип финансирования. Каждое ведомство по общим правилам определяет базовый норматив — минимальную сумму на подготовку одного студента и поправочные коэффициенты, так называемые коэффициенты выравнивания, отдельные для каждого высшего учебного заведения.

Самый большой базовый минимум у вузов, готовящих специалистов по таким приоритетным направлениям подготовки, как медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, — от 120 до 130 тысяч рублей в год. 

На подготовку историков, психологов, журналистов, юристов, математиков базовый норматив — от 65 до 70 тысяч. По медицинским специальностям бакалавриата или специалитета — 68, 78 и 120 тысяч рублей. Размер зависит от того, требуется дорогостоящее оборудование для обеспечения учебного процесса или нет, приоритетная специальность или нет.

Проведя в конце прошлого года анализ расходования средств федерального бюджета на реализацию вузами образовательных программ, Счетная палата пришла к выводу, что Минобрнауки устанавливает контрольные цифры приема студентов без учета потребности регионов и работодателей в профессиональных кадрах.  При этом основная часть госфинансирования вузов направляется ими на текущие расходы, а затраты на модернизацию материально-технической базы и развитие университетов ежегодно сокращаются. 

По мнению председателя Счётной палаты Алексея Кудрина, объёмы финансирования вуза необходимо соотносить с результатами трудоустройства его выпускников.

В интервью «Российской газете» директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор Сергей Кадочников обратил внимание на то, что «во многих странах мира доля государственного финансирования вузов сокращается довольно сильно».

Жесткие требования закона

«Положением о лицензировании образовательной деятельности» и ФГОС  устанавливаются жесткие требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по образовательным программам вузов: обеспечение оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями; обеспечение помещениями для медицинского обслуживания и питания; обеспечение учебного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Среди критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, касающихся материально-технического обеспечения: 100%-ное обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в т.ч. доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

Чтобы соответствовать этим требованиям в условиях сокращения бюджетного финансирования, вузы используют различные способы, чтобы сохранить материально-техническое обеспечение учебного процесса на должном уровне.

Самый простой и распространенный — расширение числа студентов «любой ценой», в основном за счет «содержания» популярных непрофильных программ, которые обеспечивают наибольший внебюджетный доход, отмечается в докладе ректора НИУ ВШЭ, председателя Совета Ассоциации «Глобальные университеты» Я. И. Кузьминова, прозвучавшем на профессорском форуме 2019 года «Наука. Образование. Регионы».

 «У 2/3 вузов очень маленькие бюджеты — фактически они не имеют возможности финансировать никакие проекты развития», — констатирует ректор.

Некоторые вузы обязывают профессорско-преподавательский состав активно участвовать в поиске внебюджетного финансирования. «У нас сложилась система, что мы должны каждый год приносить в университет по 70 тысяч рублей в виде грантов, каких-то хоздоговорных работ и т. д. Видимо, наверху забыли, что учителя — это не бизнесмены. Что мы можем? Ну, ходим, унижаемся, предлагаем свои услуги по озеленению. Все это идет очень вяло, а если не приносим вузу доход, на нас еще и косо смотрят», — сетовал в кулуарах форума профессор Мичуринского государственного аграрного университета Александр Верзилин.

По словам ректора Орловского государственного аграрного университета Татьяны Гуляевой, за последние 30 лет материальная база сельхозвузов практически не обновлялась. 

«В последний раз мы получали приличные суммы на обновление материальной части 10 лет назад по гранту. В этом году и на следующий год нам выделили небольшие суммы, но их недостаточно», — считает ректор аграрного университета.

Образовательные усилия российского бизнеса

Крупные российские компании довольно активно сотрудничают с вузами. Как отмечает «Forbes», среди наиболее распространенных форм — учреждение базовых кафедр, финансирование магистерских программ, организация стажировок на предприятиях, участие в составлении содержательной части курсов повышения квалификации, разработка небольших обучающих программ, иногда оплата дополнительного образования своих сотрудников.

При этом финансовые структуры сотрудничают с известными вузами, а сырьевые корпорации — с профильными. Сбербанк — с НИУ ВШЭ и Российской академией народного хозяйства. Газпромбанк — с МГИМО. Тинькофф Банк — с МФТИ.  Чтобы получить необходимых специалистов, банки компенсируют стоимость их обучения, привлекают студентов к своим бизнес-проектам, организуют практику и дальнейшее трудоустройство.

«Газпром нефть» на фоне активного развития Северного морского пути готовит логистов в Мурманском государственном техническом университете. «Компания не только поделилась собственным экспертным потенциалом, но и оплатила привлечение к преподаванию норвежских профессоров, знающих нюансы международного опыта по части работы в Арктике», — пишет издание.

«Роснано» для подготовки инженеров в сфере высоких технологий сотрудничает сразу с тремя вузами — МИСиС, МФТИ и МИФИ. Обучение предполагает одновременную стажировку в одном из 14 проектов АО «Роснано» с последующим трудоустройством лучших выпускников. 

Фонды целевого капитала

На взгляд доктора экономических наук Игоря Николаева, в России пока так и не получил должного распространения институт эндаументов (фондов целевого капитала). «Именно этот источник является весьма значимым для финансирования западных университетов, что также позволяет им не беспредельничать с платой за обучение», — считает специалист.

Тем не менее, есть и положительный опыт. Так, полученный в прошлом году доход Фонда целевого капитала Томского политехнического университета в размере 2,8 млн рублей направлен на выплату стипендий лучшим студентам и грантов молодым ученым, приобретение оборудования и реставрацию картины Алексея Вейнберга, сообщила пресс-служба вуза.

Эндаумент-фонд Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», созданный в 2011 году, ориентирован исключительно на финансирование и развитие деятельности вуза. У фонда более 500 благотворителей, удалось воплотить в жизнь уже 45 проектов. 

Прецедент в части ведения хозяйственной деятельности высшего учебного заведения создан в Татарстане. Согласно открытым данным, публикуемым университетом «Иннополис», текущий годовой бюджет вуза составляет 1,2 млрд рублей. Половина этой суммы – спонсорские средства. 

«Нужны превосходящие гуманитарные технологии»

«Темпы экономического роста снизились, и вузы выходят на новые рынки для получения ресурсов… Государства не могут тянуть прежние объемы обеспечения высшего профессионального образования. То есть для развития нужны новые ресурсы. Поэтому вузы должны уметь общаться с теми, кто готов эти ресурсы дать, и предложить им некий продукт своей работы, донести до них, кто мы и что умеем делать», — убежден директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге профессор Сергей Кадочников.

На взгляд председателя Комитета Госдумы по образованию, декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова, стране сегодня нужны превосходящие гуманитарные технологии.

«Нужно, чтобы достижения оборонно-промышленного комплекса распространялись на все другие сферы. Нам нужно поддерживать пики и бороться с разрухой в образовании», — подчеркнул декан в своем выступлении на профессорском форуме.