Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Научная библиотека. Большие перемены начинаются с малых шагов

На портале «ЛибИнформ» вышел цикл интервью с руководителями университетских библиотек. Эксперты отрасли поделились своим видением роли и функций библиотеки в условиях трансформации высшего образования и на примере своих подразделений рассказали, как меняется современная научная библиотека.

Для библиотек пришло время позиционировать себя как активных участников университетской жизни, инициативно предлагать вузу проекты и выполнять сложные командные задачи. Библиотекам пора заявить о себе как о важнейшем инструменте информационного обеспечения науки и образования.

Об этом в интервью говорили все герои, руководители университетских библиотек. На своих примерах они рассказали, как заняли позицию сильного подразделения, способного управлять процессами и выполнять запросы всех категорий пользователей. 

Мы обобщили их основные тезисы и успешные проекты, которые помогли библиотекам заявить о себе руководству в новом свете. Надеемся, их опыт будет вам полезен. 

Напомним, что серия интервью вышла в совместном проекте Образовательной системы «Лань», Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации и Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета, САФУ.

Инициатива. Субъектность. Компетентность

Что нужно делать библиотеке, чтобы ее работа была заметна в вузе, а ее ресурсы востребованы? В ответах на этот вопрос герои интервью так или иначе рассуждали об инициативности библиотеки, о ее стремлении активно действовать и вовлекаться в жизнь университета. В чем это выражается на практике?

Библиотека учитывает потребности всех категорий пользователей: студентов, аспирантов, преподавателей, исследователей и продумывает, чем она может им помочь в учебной и научно-исследовательской работе, какие сервисы облегчат им их задачи и позволят быстро и удобно находить нужные источники и информацию. 

«Библиотеки должны заявить о себе как о важнейшем инструменте информационного обеспечения российской науки и образования», — Михаил Шепель, председатель Секции библиотек вузов Российской библиотечной ассоциации.

Библиотека взаимодействует со всеми подразделениями в вузе, мониторит, что нового происходит на факультетах, какие ведутся исследования. По своей инициативе участвует во внутренних мероприятиях и предлагает помощь в их организации и проведении. Ключевой посыл от библиотеки: чем мы можем помочь коллегам из других структур университета, какие у нас есть для этого ресурсы? 

«Обладая сведениями о направлениях работы, мероприятиях, стратегии университета, проще планировать деятельность библиотеки. А еще важно, чтобы руководитель библиотеки и его заместители были участниками значимых университетских сообществ, советов, комиссий. Оттуда поступает много полезной информации о том, что происходит в вузе», — Елена Лотова, директор научной библиотеки РУДН. 

Научная библиотека — мультифункциональный центр вуза, где аккумулируются информационные источники, издательская, проектная  деятельность, наукометрия, а во многих университетах еще и онлайн-обучение. Для этого у нее есть ресурсы, которых нет ни у одного другого подразделения, и есть большой кредит доверия как у держателя верифицируемой, нефейковой информации. 

«Важно понимать, что у руководства университета есть четкое понимание, что нужно вузу, и поэтому ему не интересно слушать просто про библиотеку и про то, чем она в сущности является. Ректорату интересен конечный результат: ради чего она существует, что она делает для информационного обеспечения, какие создает комфортные пространства, какой вклад вносит в научный и образовательный процесс», — Артем Васильев, директор научной библиотеки Томского государственного университета. 

Руководители библиотек отмечают, что процессы трансформации в них шли вместе со всем университетом. Качественные перемены не происходят в отдельно взятом подразделении, импульс им задает администрация вуза и сам ректор. Если университет не стремится меняться в лучшую сторону, даже самая активная библиотека не вытянет на себе этот процесс, какими бы ресурсами она не обладала. 

«Ректор задал импульс на трансформацию. В университете проводились десятки стратсессий, по их итогам сотрудников направляли на обучение в Сколково. Даже если бы моя командировка туда не состоялась, я всё равно был погружен в процесс развития, потому что так устроена система в университете: либо ты в команде и движешься вперед, либо нет», — Михаил Шепель.  

Многие вузовские библиотеки не решаются заявить о себе как о подразделении, способном решать сложные задачи. Отсюда возникает непонимание: почему нас не замечают, не ценят в администрации? Чего от нас хочет ректорат? Но как только библиотека меняет свою позицию со слабой объектной: «нас мало и мы ни на что не влияем» — на сильную субъектную: «мы многое можем и у нас есть для этого ресурсы», ей начинают доверять большие проекты. Для этого надо сместить фокус на вопрос: а что у нас есть и чем мы можем помочь коллегам, к какой работе в вузе можем подключиться? 

«Научная библиотека должна осознавать себя субъектом, а не объектом. В субъектной позиции она становится не просто элементом университета, а понимает, чем отличается от других подразделений», — Светлана Тюкина, эксперт программы «Приоритет 2030», заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ. 

Библиотеке нужны сотрудники, владеющие актуальными компетенциями, специалисты, которые умеют работать с цифровыми ресурсами, базами данных, библиотечными системами, умеют вести проектную деятельность.  

Для этого необходимо проходить курсы повышения квалификации, участвовать в форумах не только библиотечных, но и смежных отраслей, выступать со своими докладами на профессиональных образовательных конференциях, заявляться на участие в конкурсах на получение грантов с культурно-просветительскими и научно-образовательными проектами, включаться в профессиональные сообщества. 

«Сегодня работа библиотеки настолько разнопланова, что одного профильного образования уже недостаточно. Я высоко ценю профессионалов и те знания, которые даются в рамках профессионального обучения, но сегодня в библиотеках требуются и IT-специалисты, и контент-менеджеры, и руководители проектов», — Ирина Котова, директор научно-технической библиотеки Томского политехнического университета.  

Невысокие зарплаты и не самые амбициозные карьерные перспективы, к сожалению, остаются в числе минусов библиотечной профессии. Однако библиотекам удается развернуть это положение в созидательное русло и стать кузницей кадров для сферы образования, культуры. 

Для этого они организовывают у себя практику для студентов, часть из которых потом остается в штате, приглашают на работу магистрантов, недавних выпускников вуза. 

«Когда берешь в коллектив молодых, ярких, активных людей, которые сами еще близки студентам и их интересам, ты понимаешь, что работа в библиотеке не предполагает ни большого карьерного роста, ни высоких зарплат. Сформулировали для себя рабочую версию, что мы, как и университет, занимаемся функцией воспитания и взращивания кадров. Понимаем, что спустя пару лет кто-то из этих специалистов уйдет, и к этому нужно относиться спокойно. В любом случае они уйдут нашими “агентами влияния”», — Светлана Тюкина.

«Есть такая расхожая характеристика современного поколения, что они готовы работать ради движа, ради интереса, возможностей самореализации. Таких людей особенно много среди студентов. Если студенческие годы они воспринимают как время поиска себя, а университет — как такую целевую модель, то таких людей очень легко вовлечь в проектную работу», — Артем Васильев.

Важной линией в нашем цикле интервью стал вопрос, как воспринял перемены коллектив библиотеки. Можно сколь угодно размышлять о важности трансформации, но редко кому удается избежать в начале если не сопротивления изменениям, то по меньшей мере нежелания их начинать. Меняться не всегда хочется: это требует усилий и смелости. 

Найти подход к сотрудникам, убедить их в том, что пройдя через трансформацию, мы станем лучше, что нам самим будет интереснее работать — задача, безусловно, руководителя. Герои наших интервью такие подходы нашли, пусть не сразу, иногда через непонимание или сопротивление коллектива. 

Универсальный рецепт можно сформулировать так: во-первых, понять, зачем нужны перемены, какой мы хотим видеть библиотеку после их воплощения, во-вторых, не пытаться убедить весь коллектив сразу. Лучше сформировать ядро из самых инициативных, креативных, неравнодушных, участвующих в проектах и мероприятиях единомышленников, без которых преобразования были бы невозможны. За ними потянутся и остальные.  

«Мы тоже прошли этап, когда всё новое воспринималось в штыки, и я слушала сто один аргумент, почему нам всё это не надо. Убеждала постепенно, искала единомышленников. Раз сотрудники не хотят слушать об изменениях от руководства, значит надо найти тех, кто работает с ними на одной позиции и сможет доказать им преимущества и необходимость перемен. Я шла разными путями. Кого-то пыталась трансформировать и все-таки понимала, что многих очень сложно перенастроить. Тогда я стала набирать новых креативных людей. И знаете, что произошло? Те, кто не хотел меняться, почувствовали конкуренцию… » — Елена Лотова. 

Проекты успеха

Эксперты приводили в интервью примеры проектов и инициатив, которые помогли библиотекам заявить о своем потенциале, доказать, что их коллектив способен выполнять различные задачи и обладает достаточными для этого компетенциями. 

Так, научной библиотеке САФУ руководство университета поставило задачу стать открытым городским пространством, «где есть возможность коммуницировать со всеми подразделениями университета, с любым преподавателем, директором высшей школы или начальником управления». В результате Интеллектуальный центр стал важной частью единого информационного пространства всего университета. 

В научной библиотеке Томского государственного университета хорошо «выстрелил» проект «Про Сибирь» с востребованной сегодня идеологией гражданской науки. Библиотека сумела подать его как нужный университету и городу. 

«Проект представляет собой платформу, где не просто предоставляется доступ к источникам, а где формируются сообщества по интересам, связанным с краеведением, с памятью, с личными семейными историями», — рассказывал в интервью Артем Васильев. 

Михаил Шепель, который возглавлял научную библиотеку ТГУ до 2019 года, поделился в интервью историей, как когда-то им удалось доказать руководству, что их возможности не ограничиваются книгохранением, что библиотека готова меняться в лучшую сторону и выполнять гораздо более широкий круг задач. Для этого руководству вуза подготовили предложения по преобразованию библиотечного пространства. 

«От меня ждали предложений, какие площади буду отдавать, а я выступил с совершенно другим заявлением: как преобразовать библиотеку, — вспоминает защиту проекта в ректорате Михаил Шепель. — Мне потом говорили, что на совещании многие думали, что меня ждет разнос за невыполнение поручения, а я получил от ректора благодарность. В нас поверили».

Научной библиотеке РУДН в свое время передали задачу создания образовательной онлайн-платформы. 

«Мы объединили для решения этой задачи специалистов библиотеки и сотрудников факультетов, у которых уже были наработки в области онлайн-обучения, стали изучать апробированный российский и иностранный опыт, — вспоминала во время беседы Елена Лотова. — Проект был сложным, но интересным и актуальным. В результате этот вызов пошел нам на пользу, о библиотеке стали говорить как о подразделении, которому можно поручить любую задачу».

В заключение

В завершении каждого интервью мы задавали всем героем общий вопрос: что такое университетская библиотека сегодня? Из их ответов сложился вполне конкретный образ. 

Это «неотъемлемая часть университета, которая помогает ему становиться сильнее, лучше, активнее включаться в мировую исследовательскую повестку», совершенствовать образовательный процесс. 

Пространство, которое позволяет реализовывать третью миссию университета, показывать его самобытность, самодостаточность, творческую составляющую. 

Научная библиотека обеспечивает все информационные потребности своего вуза. 

Это центр притяжения для студентов, аспирантов, преподавателей, исследователей, где можно найти ответы на многие вопросы и в плане образования, и в плане науки.

В современной библиотеке работают специалисты, которые владеют навыками информационной культуры и понимают технологии доставки читателю нужной качественной информации, а также персонального обслуживания пользователей.

Современная научная библиотека занимает проактивную позицию, она открыта миру, открыта переменам и трансформациям.

Все интервью цикла доступны по ссылкам:

интервью с Михаилом Шепелем, председателем Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации; 

интервью со Светланой Тюкиной, экспертом программы «Приоритет 2030», заместителем директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета, САФУ; 

интервью с Артемом Васильевым, директором научной библиотеки Томского государственного университета; 

интервью с Еленой Лотовой, директором научной библиотеки Российского университета дружбы народов; 

интервью с Ириной Котовой, директором научно-технической библиотеки Томского политехнического университета.