Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как ректора сделать фанатом университетской библиотеки

О том, как библиотеке стать не просто нужной, а незаменимой в вузе, мы говорим с директором Фундаментальной библиотеки имени Императрицы Марии Федоровны Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Нателой Квелидзе-Кузнецовой.

Вопросы задает Александр Никифоров, главный редактор ЛибИнформа, директор Образовательной системы Лань. 

«Остров сокровищ»

— Натела Нодарьевна, в нашем цикле интервью «Библиотека будущего» мы пытаемся понять новые смыслы, которые обретает деятельность университетских библиотек в цифровую эпоху. Один из ключевых моментов, мнения о котором разнятся, — была ли у вузовской библиотеки монополия на научное и учебное знание и, если была, повлияла ли ее утрата на роль этой институции?

— Я бы сказала, что роль библиотеки — обеспечение образовательной и научной деятельности библиотечно-информационными ресурсами — как раз остается прежней и сохранится неизменной в любую эпоху. Меняется ее функционал и, соответственно, средства и способы при исполнении главной роли.

Да, библиотека потеряла монополию на информацию. Раньше читальные залы были наполнены людьми, потому что эту информацию больше неоткуда было взять, даже в магазинах книги были малодоступны. Теперь задача библиотек усложнилась. Если раньше рефреном звучало, что библиотекарь — это навигатор в безбрежном море информации, то сейчас на нас ложится бремя доказывания, что информация, представленная в библиотеке, прошла серьезный отбор на достоверность и легитимность распространения. Это проблема, и не все библиотекари оказались готовы к такой нагрузке, к постоянной необходимости повышать свою компетентность в непривычных сферах.

— Как раз эта необходимость постоянно усиливать профессиональные навыки привела к тому, что некоторые библиотеки стали брать на себя как можно больше различных функций, в том числе им несвойственных, чтобы доказать вузу свою незаменимость. На Ваш взгляд, это возможный путь для всей институции?

— Во многом это происходит из-за того, что мы сейчас находимся в относительно прописанном, а скорее даже не прописанном на официальном уровне регламенте деятельности вузовских библиотек. То, что Вы описали, очень похоже на процесс первоначального накопления капитала по Адаму Смиту: главное, доказать, что мы это можем, мы на это способны, а дальше — разберемся. И это правильно. Библиотека не захватила чьи-то функции, она исполняет свои. 

Библиометрия и всё, что связано с наукометрией: от учета публикаций до анализа публикационной деятельности и обучения академическому письму, всегда присутствовали в деятельности научных и университетских библиотек, но теперь осуществляется на более высоком технологическом  и интеллектуальном уровне. В отличие от восьмидесятых, девяностых и начала двухтысячных годов, сегодня эта деятельность требует гораздо большей оперативности в представлении аналитических данных и других способов их использования для прогнозирования. Это сложно? Да. Затратно? Да. Обязательно? Нет. Буквально по документам — нет. А по смыслу? Точно соответствует роли университетской библиотеки.

Если библиотека стремится к тому, чтобы руководство видело, как много она делает для всего университета, что нужно делать? 

Прежде всего, давайте вспомним, что в конце прошлого — начале нынешнего века информация была более доступна, а ограничения  на нее  были минимальные, правила игры по защите информации и ее верификации — довольно размытые. Появившийся тогда в свободном доступе массив литературы был попросту пиратским. 4-я часть Гражданского кодекса РФ, закрепившая права на результаты интеллектуальной деятельности, была принята только в 2006 году. Конечно, к тому времени все отвыкли, а кто-то и вовсе не знал, как обращаться с лицензионными продуктами, — я имею ввиду информационный образовательный и научный контент.

Библиотеки должны были своевременно сориентироваться в комплектовании соответствующих фондов, включая электронный формат. Руководство вузов надеялось тогда на современных менеджеров, которые считали бесполезным расходовать средства на и так доступный, но при этом нелегитимный продукт («в Интернете всё есть»). Это касается в том числе сканированных копий печатных книг. Продвинутые же библиотеки того времени продуктивно экономили средства: закупали электронные ресурсы через консорциумы, что обеспечивало их более низкую стоимость.

Сегодня ситуация иная, но библиотека продолжает заботиться о выявлении читательской потребности, о подборе соответствующей литературы. Это не оторванный от траекторий обучения и исследований «остров забытых книг», а стоящий на пересечении всех магистральных направлений развития вуза «остров сокровищ» в виде самой современной, самой необходимой, оснащенной сервисами для поиска и работы с текстами библиотечной платформы, с одной стороны. И редкими историческими изданиями, интерес к которым не угас, — с другой стороны. Я уж не затрагиваю тему библиометрической аналитики, тоже свойственной библиотекам вузов. Так вот этот «остров сокровищ» должен располагаться посередине всех магистральных направлений в вузе. Тогда он не останется незамеченным руководством. А чтобы не пришлось доказывать всему ректорату свою значимость, библиотеке важно оказаться полезной и незаменимой главному читателю в университете — ректору. Он, я думаю, сможет, если сам это понимает, объяснить остальным руководителям, что такое библиотека.

— Вы знаете пример университета, где бы ректор стал фанатом библиотеки? 

— За 42 года моей работы в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена шесть ректоров были и есть ее фанаты.

— Как Вам это удалось?

— Надо сказать, что это традиционное понимание значения библиотеки в нашем университете. Мы продолжали выстраивать свою работу так, что руководству очевидно: без нас ему не обойтись. 

В библиотеке с незапамятных времен существует такое направление, как дифференцированное обслуживание руководства (ДОР). Когда я пришла работать в библиотеку в 1981 году, то выполняла именно эту задачу — еженедельно подбирала для проректора по международному сотрудничеству свежие статьи из реферативных журналов по интересующим его темам. Важно было делать это оперативно, потому что материалы недельной давности никому не нужны. Проректор знал, что без библиотеки ему никто эту подборку не сделает.

Сегодня каждый управленец в вузе, как правило, публикуется в научных изданиях, а все публикации оформляются списками литературы. После выхода материалов их мониторят в базах данных. Всем этим занимается библиотека. Наукометрическая аналитика строится на сборе и регистрации данных о публикационной деятельности сотрудников: и то, и другое — тоже не без участия библиотеки. А еще мы готовим информационные материалы к различным встречам, участвуем в организации визитов гостей университета и многое другое, что раскрывает и укрепляет имидж университета.

С каждым из проректоров мы обсуждали вопрос комплектования, настойчиво показывали им, как в образовательном процессе используется каждая закупленная книга, будь то электронная или печатная, представляли статистику востребованности ресурсов за несколько лет. 

Когда руководство видело эти результаты, никаких вопросов к библиотеке больше не оставалось. И это при том, что каждый новый ректор поначалу считал, что университет очень много тратится на библиотеку. Заканчивалось всё тем, что финансирование библиотеки оставалось на прежнем уровне или даже увеличивалось. 

Трудно это доказывать? Чрезвычайно трудно. За этим стоит большая работа всего коллектива библиотеки. Я, наверное, говорю прописные истины, но они на самом деле работают. 

«Короля делает свита»

— Как Вы считаете, появятся ли в университетской библиотеке специалисты, которые сегодня считаются небиблиотечными? Кто они? 

— Это специалисты в библиотечно-информационном поле и ИТ-специалисты для организации современного представления библиотеки в виртуальном пространстве. Библиотекари и айтишники — очень разные люди, они разговаривают на разных языках. Так вот цель библиотеки — научиться ставить перед ИТ-специалистами задачи для достижения общего результата. Для этого совместная работа должна приобрести черты симбиоза, этот процесс не может быть однобоким.

ИТ-специалистов в библиотеках мало, привлечь их на наши зарплаты очень трудно, но мы должны найти решение, потому что это наше настоящее, а в будущем без этого просто невозможно будет работать. Чем глубже и осмысленней задачи будут ставить библиотекари перед ИТ-специалистами, способными их решить, тем меньше будет вопросов: нужна ли сегодня библиотека университету. 

— Готовы ли университеты финансово вкладываться в повышение квалификации библиотекарей, в том числе ради того, чтобы они понимали язык технических специалистов?

— Вряд ли в университетах в первую очередь думают о том, чтобы отправить на обучение библиотекарей. Даже наш крупный университет не располагает средствами для обучения на дорогостоящих программах сразу многих сотрудников.

Однако никто не запрещает самообразование. Например, в Герценовском университете проводятся курсы повышения квалификации внутреннего порядка. Потребность в них возникла, когда у нас выявилась проблема в недостаточном понимании, как работать с информационными электронными ресурсами. Вот уже 11 лет мы совместно с Национальным электронно-информационным консорциумом (НЭИКОН) реализуем дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Эффективность научных исследований и публикационная активность образовательных и научных организаций: стратегия развития, управление, мониторинг, информационная поддержка». На эту программу к нам приезжают специалисты со всей страны. Сначала это были в основном библиотекари, директора, руководители направлений информационных электронных ресурсов. Затем стали присоединяться департаменты научных исследований, специалисты из редакций журналов, проректоры. 

Если нет возможности учиться платно, надо находить другие варианты. Осваивать новые компетенции можно на профессиональных конференциях, это тоже выход из положения. О Школе Лани для библиотекарей Вы лучше меня расскажете, насколько востребованы ее курсы и какая эффективность от этих занятий. 

— На последней Школе было зарегистрировано 2500 специалистов.

— Это же о чем-то говорит! Так что возможности обучаться, в том числе бесплатно, есть, было бы желание.

— Курсы повышения квалификации нужны, прежде всего, для развития профессиональных навыков. Но не менее важны и «мягкие» навыки. К таковым относится в том числе развитие лидерских качеств. Вы председатель жюри и соорганизатор Всероссийского конкурса вузовских библиотекарей, цель которого — как раз находить лидеров библиотечного дела, помогать им развивать свой потенциал на благо библиотеки и всего университета. Как руководителю библиотеки создать условия, в которых его сотрудники смогли бы проявить лидерские качества? Что Вы порекомендовали бы своим коллегам-руководителям из других библиотек? 

— Во-первых, директору нужно захотеть увидеть в своем коллективе потенциальных лидеров. Я как руководитель  предпочитаю, чтобы со мной работали умные, инициативные, ответственные коллеги. А чтобы они проявили все эти качества, надо не бояться давать им возможность быть заметнее руководителя. Надо подчеркивать их достоинства, не скупиться на похвалу, но не ради лести, а ради мотивации к саморазвитию. 

Во-вторых, работайте с разными людьми, предлагайте им разные варианты, как проявить себя, то есть не просто давайте задания, а наблюдайте, как их выполняют. Только в деле можно определить человека, на что он способен, и то, может быть, не с первого раза. Тогда коллектив становится сильным. Как там говорится? Короля делает свита, а король эту свиту собирает. В этом весь секрет.

 

Текст подготовила Екатерина Позднякова