Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

У библиотеки должна быть активная жизненная позиция

Научная библиотека Российского университета дружбы народов располагается в пяти зданиях, у нее 40 тысяч читателей и двухмиллионный печатный фонд на 77 языках мира. При всей своей внушительности библиотека отнюдь не превратилась в учреждение, наглухо закрытое от всего нового и передового. Напротив: ее коллектив активно вовлечен в университетские процессы на правах полноправного участника, а в чем-то и лидера. О том, как это удалось, мы поговорили с директором научной библиотеки РУДН Еленой Лотовой.

Образовательная система «Лань» при участии Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации и Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета продолжают разговор с руководителями вузовских библиотек, активно вовлеченных в процессы трансформации высшего образования.  

Герой сегодняшнего интервью — Елена Лотова, директор научной библиотеки РУДН.

Свои вопросы спикеру задают Светлана Тюкина, заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки Северного (Арктического) федерального университета (интервью со Светланой Тюкиной), Михаил Шепель, председатель Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации (интервью с Михаилом Шепелем), и Александр Никифоров, директор Образовательной системы Лань, соорганизатор Всероссийского конкурса вузовских библиотекарей «Лаборатория лидерства». 

«Благодарна судьбе за своих учителей»

Александр Никифоров (далее — А. Н.): Елена Юрьевна, что или кто привел Вас в библиотеку?

— Хороший вопрос, потому что мой путь в профессию связан с моим отцом, который не имел никакого отношения к библиотечному делу. 

Если Вы помните, в СССР были изобретатели-рационализаторы. Мой папа был как раз таким человеком и постоянно приносил домой разнообразную литературу, научные журналы. Ребенком я не понимала, что там написано, но с удовольствием рассматривала иллюстрации, графики, что-то читала. Ещё папа для меня выписывал журнал «Наука и жизнь».

Надо сказать, что росла я в необычном доме — это был первый в Москве кооператив для работников науки и техники. В гостях у соседей я видела огромные библиотеки, встречала потрясающих, умных, образованных людей. У них не было ковров на стенах, хрусталя в сервантах, зато было множество книг, произведений искусства, которые меня буквально завораживали.

Еще в нашем доме арендовала помещения книжная база, куда привозили редкие книги, в том числе иностранную литературу и каталоги по искусству. Жители дома имели возможность приобретать эти книги, так что и у нас была внушительная библиотека. 

Вот, пожалуй, из этих обстоятельств и формировался мой интерес к книгам, искусству.

Светлана Тюкина (далее — С. Т.): Можно сказать, Вы сформировались как человек книжной культуры?

— Пожалуй, да. А когда возник вопрос, на кого пойти учиться, я решила стать искусствоведом. Увы, поступить у меня не получилось, конкурс на искусствоведческий факультет тогда был огромный, и папа предложил: «Может, пойдешь на библиотечный факультет? Конечно, это не то, что ты хотела, но для женщины это замечательная работа, и потом ты любишь книги, а дальше видно будет». Вот так я выбрала свою будущую профессию.

До сих пор вспоминаю папу с огромной благодарностью за то, что он так повлиял на мою судьбу.

С. Т.: Вы не сразу пришли в РУДН после института, так ведь? Насколько знаю, сначала работали с Яковом Леонидовичем Шрайбергом в Государственной публичной научно-технической библиотеке, крупнейшей в стране.

— Всё верно, до РУДН у меня был долгий путь. В РУДН я пришла уже взрослым сформировавшимся человеком, сразу на должность директора.

А начинала я действительно в научном отделе ГПНТБ, куда пришла на практику, а после там же и осталась. Яков Леонидович тогда был руководителем отдела (сегодня Я. Л. Шрайберг — научный руководитель Государственной публичной научно-технической библиотеки — прим. ред.). До сих пор зову его учителем. Не раз обращалась к нему за советом, подпитывалась мыслями и идеями. Это человек, который очень многое сделал для библиотечного дела в нашей стране. 

С. Т.: Раз мы заговорили об учителях, расскажите, пожалуйста, кто еще повлиял на Вас в плане профессионального становления?

— Надо сказать, что в Российском университете дружбы народов мне тоже повезло. Я застала плеяду выдающихся профессоров и по-прежнему восхищаюсь тем, насколько это были разносторонне талантливые люди. 

С теплотой вспоминаю своего научного руководителя Наталью Георгиевну Георгиеву. Потрясающий человек, которая обогатила меня различными методиками научно-исследовательской работы. 

Множество мудрых советов мне дал наш бывший проректор по образовательной деятельности Александр Петрович Ефремов, крупнейший ученый-физик. 

Сколько же замечательных людей мне встретилось в профессии и в сфере образования! Не перестаю благодарить судьбу за своих учителей.

С. Т.: Важно ли для Вас, чтобы у Ваших молодых коллег были наставники?

— Важно, конечно. Мне нравится работать с молодежью, как руководитель стараюсь делать всё, чтобы им было комфортно в библиотеке, чтобы они у нас оставались. 

Если мы работаем в молодежной среде, значит, у нас должны быть молодые сотрудники, чтобы общаться со студентами на одном языке. С профессорско-преподавательским составом у нас есть кому разговаривать, договариваться и быть на одной волне. А вот молодежи нужны те, кто их лучше понимает. 

В какой-то момент я поняла, что молодым необходимо давать больше возможностей реализовывать свои проекты, меньше советовать, контролировать, нужно сдерживать себя и свой авторитет. 

Библиотека цифрового формата 

Михаил Шепель (далее — М. Ш.): У Вашей библиотеки очень интересная, если не сказать уникальная, модель: учебно-научный информационный библиотечный центр, своеобразное сочетание научной библиотеки и института дистанционного образования. Так исторически сложилось, или это результат осознанного проектирования?

— Началось всё с того, что в университете возникла необходимость модернизировать внутренний учебный портал с образовательными материалами, доступными онлайн. Задачу создания образовательной онлайн-платформы, LMS, передали в библиотеку, в структуре которой была лаборатория информационных технологий.

Мы объединили для решения этой задачи специалистов библиотеки и сотрудников факультетов, у которых уже были наработки в области онлайн-обучения, стали изучать апробированный российский и иностранный опыт. Затем, когда выделили финансирование, приняли на работу в библиотеку нужных нам сотрудников: программистов, методистов, системных администраторов. Постепенно собрали целую команду. 

Проект был сложным, но интересным и актуальным. На начальном этапе не было даже финансирования. На нас смотрели как на «университетских сумасшедших» и спрашивали: «Вы что, без денег всё это делаете?».  

В результате этот вызов пошел нам на пользу, о библиотеке стали говорить как о подразделении, которому можно поручить любую задачу.

М. Ш.: То есть изначально это был не библиотечный, а скорее совместно созданный с библиотекой проект, который потом Вы каким-то образом смогли интегрировать в свои процессы? 

— Это был проект, который поручили библиотеке. А так как на рынке и у нас уже появилось большое количество информационных баз данных, которые способствовали обеспечению образовательного процесса, идея привязать эти ресурсы к онлайн-курсам возникла сразу, настолько она казалась логичной.

В результате онлайн-платформу удалось срастить с библиотечными ресурсами, и сегодня библиотека полностью отвечает за информационное обеспечение учебного процесса. Это не только книги, базы данных, но и полноценные онлайн-курсы на образовательной платформе.

Мы предполагали, что будем обучать пользователей использованию онлайн-контента в курсах, а в итоге стали обучать созданию курсов, тестов, настройкам на платформе, стали сами создавать электронные курсы для своих программ ДО и дисциплин, которые реализует библиотека. 

А. Н.: Ваша библиотека активно занимается разработкой программ ДПО. Это направление возникло как раз из проектов по организации онлайн-курсов? 

— Нет, это было раньше. Идея организации ДПО для сотрудников высшей школы и других организаций родилась после того, как к нам активно стали приезжать коллеги. Они хотели понять, как у нас устроены различные технологические процессы, как всё организовано. Гости, руководители учебных заведений и библиотек, говорили мне потом: «Я пришлю к Вам людей учиться».

Когда таких обращений стало много, мы поняли, что, оказывается, нам есть о чем рассказать коллегам, есть чему их научить.  

С. Т.: Как вовлечены в эту работу библиотекари и кого Вы считаете возможным привлекать к программам повышения квалификации?

— Привлекали сначала желающих, потом предлагали молодым сотрудникам попробовать свои силы. Старались обучать по нашим и внешним программам повышения квалификации всех сотрудников, но не все готовы были преподавать сами. 

За то время, что я возглавляю библиотеку, сотрудники уже поняли, что спокойной жизни со мной не будет. В первые годы в РУДН, когда я приходила утром на работу с горящими глазами и говорила всем: «У меня идея!», на меня смотрели с некоторым скепсисом, но теперь всё иначе. Все поняли, что так жить намного интереснее. Мы стали заметны, интересны, у нас появилась своя проектная команда. 

В коллективе есть свой инициативный костяк и есть люди, которых мы постоянно подтягиваем, потому что мне надо, чтобы количество заинтересованных, неравнодушных, участвующих в проектах и мероприятиях сотрудников у нас прибывало.

С. Т.: Какие компетенции Вы хотите развивать в сотрудниках, что считаете важнейшим в профессиональном образовании? Что должно быть в работнике, чтобы Вы сказали: «Это мой человек»? 

— Человек с горящими глазами, который не боится перемен, ищет варианты и формы развития библиотеки и заинтересован в их внедрении, готов думать, созидать, делиться предложениями, идеями. 

Формированию необходимых компетенций способствуют командные мероприятия, которые мы стараемся проводить несколько раз в год. Каждый раз устраиваем какие-либо активности: конкурсы, деловые игры, дискуссии, тренинги, а потом уже переходим к развлекательной части. 

Поначалу готовила всё сама, потому что считаю, что это руководитель должен задавать тон, ставить планку. Теперь коллеги делают всё сами. 

А. Н.: Представитель Вашей библиотеки второй год подряд участвует во Всероссийском конкурсе лучших университетских библиотекарей «Лаборатория лидерства» — и очень успешно. (На момент проведения интервью результаты конкурса еще не были известны. 26 октября были объявлены итоги, и Виктория Волкова из научной библиотеки РУДН стала победителем Всероссийского конкурса лучших университетских библиотекарей — прим. ред). Участие в конкурсе — это попытка доказать что-то себе, коллегам, руководству, или  демонстрация профессиональному сообществу своего уровня, лидерского потенциала? Или это возможность дополнительной прокачки всей команды? 

— Хорошее выражение — «прокачка команды», мне нравится! Пожалуй, оно здесь наиболее подходит, потому что уже после того, как наш представитель первый раз принял участие в конкурсе и показал высокие результаты, мы поверили в свои силы, собрали проектную команду и приняли решение о новом участнике профессионального соревнования.  

Мне бы хотелось, чтобы участники конкурса остались работать в библиотеке, а впоследствии заняли в ней руководящие должности. Вот такие планы!

А. Н.: Даже так? 

— Вы знаете, дела надо передавать вовремя — я в этом убеждена. Нельзя засиживаться на одном месте. Считаю конкурентным преимуществом тот факт, что работала в большом количестве организаций. Был период, когда я вообще уходила из библиотечной среды, занималась совершенно иным делом и очень рада, что мне удавалось реализовывать свои мечты в разных сферах деятельности. 

С. Т.: Тогда такой вопрос: предположим, в будущем у Вас будет подготовлен преемник на Ваше место. Чем бы Вы хотели заняться после ухода из библиотеки РУДН? 

— Меня периодически приглашают консультировать по вопросам поиска информации, выявлению источников, много запросов по редким книгам, и каждый раз убеждаюсь, что мне близко это научно-исследовательское направление — в нем я бы и хотела развиваться.

Кроме того, меня по-прежнему увлекает искусство, в свое время я организовывала выставки живописи, постоянно расширяла свой кругозор и в этой сфере. Круг художников, коллекционеров мне близок и интересен, это совершенно особые люди, и когда я с ними общаюсь, то как будто попадаю в другой мир. Вполне возможно, какие-то проекты будут в этой сфере. 

М. Ш.: Библиотека РУДН — активный участник развития всей электронной образовательной среды вуза. Без преувеличения Вы находитесь на фронтире цифровой трансформации. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой деятельности. 

— Когда мы сформировали первую схему электронной образовательной среды университета, то поняли, какая у нас обширная зона ответственности, за сколько всего мы отвечаем. 

Модернизация образовательной платформы в этом году, реализация проекта по БД в программе «Качества образования», включение коллектива в работу по внедрению дополнительных сервисов — всё это подчеркнуло нашу значимость как активного участника развития электронной образовательной среды университета.

Нам помогает выполнять наши обязательства клиентоориентированность и чувство ответственности за порученные направления деятельности. Когда я приступила к работе в РУДН и произнесла слово «клиентоориентированность» применительно к университетской библиотеке, на меня посмотрели, так скажем, с интересом. 

Именно клиентоориентированность позволила нам привлечь к вопросам развития библиотеки администрацию, исследователей, ученых. Мы начали доказывать, что нужны и полезны всем категориям пользователей и способны работать в различных проектах, организовывать любые мероприятия, решать стратегические задачи как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими командами. 

Что касается цифровой трансформации, мы работаем в двух форматах. Если студент или преподаватель не могут присутствовать в университете лично, мы проконсультируем онлайн, используя имеющиеся сервисы и соцсети, отправим рекомендации и информацию в электронном виде, часто используем озвученные презентации и быстро созданные видеоматериалы по конкретному запросу.

Но процесс живого общения, очные встречи проходят намного интересней и эффективней, и мы активно используем это направление, придумываем события и мероприятия.

М. Ш.: Я правильно понимаю, что, в отличие от многих других библиотек, Вы не пытаетесь встроиться в образовательную среду, доказывая, что нужны университету, а сами ее формируете в вузе?

— Мы уже доказали, что нужны университету. Но предлагаю спросить об этом у коллег в университете: согласны ли они с этим утверждением. 

Наш новый ректор Олег Александрович Ястребов ценит библиотеку, прислушивается к нам, поддерживает наши идеи. Более того, наш руководитель так заинтересовался проектом электронная библиотека, что поручил нам дополнительный сегмент работы в этом направлении. Благодаря этому библиотека стала еще более заметной и результативной  структурой в университетском сообществе. 

С. Т.: Как библиотека сумела доказать ректору свою значимость?

— Наш ректор может в любой момент прийти в библиотеку, проверить, как работают консультанты, может подключиться к любому нашему онлайн-мероприятию, послушать, что мы транслируем, как позиционируем себя и что у нас сейчас в работе. 

Зал Ученого совета расположен рядом с библиотекой, поэтому ректор, другие руководители, сотрудники и гости видят нашу ежедневную работу, активную жизненную позицию. Это и формирует репутацию библиотеки. 

В каждом учебном и научном подразделении у нас есть ответственные за библиотеку, наши амбассадоры, через которых распространяем информацию о сервисах, контенте, мероприятиях. 

Мы принимаем активное участие в разных мероприятиях университета, например, в день первокурсника проводим экскурсии, квесты, рассказываем новым студентам о возможностях библиотеки. 

Вот из таких деталей складывается имидж библиотеки, который и помогает нам доносить свои идеи и предложения. 

С. Т.: РУДН является участником программы «Приоритет 2030». Есть ли у Вас понимание, как библиотека может встроиться в процессы трансформации вуза? Или она уже встроена?

— Библиотека уже встроена в процесс трансформации.

В программе «Приоритет 2030» есть несколько направлений: мы обеспечиваем приоритетные научные направления вуза, формируем репозиторий для демонстрации публикаций, монографий, патентов и других материалов наших авторов в сетевом пространстве, поддерживаем этот ресурс, модерируем, проверяем в нем сведения на полноту, достоверность, соблюдение авторского права. 

Международная деятельность 

А. Н.: Ваш университет — один из самых продвинутых в области международной деятельности. Участвует ли библиотека в развитии этого направления? 

— Международная деятельность, действительно, сильная сторона нашего университета. У нас учатся представители 160 стран. 

В частности, мы обеспечиваем деятельность Института русского языка, сформировали специализированную библиотеку для изучения русского языка иностранными студентами и их адаптации в России, участвовали в формировании электронной библиотеки по проекту Россотрудничества. Проводим различные мероприятия для студентов из разных стран, устраиваем выставки, у нас есть постоянная экспозиция в читальном зале «Мир и РУДН».

А. Н.: В РУДН наверняка продолжаются командировки, связанные с развитием международной деятельности, привлечением иностранных абитуриентов. Представителей библиотеки включают в такие делегации?

— Университет пошел другим путем: открыл за рубежом центры со своими представителями, особенно в тех значимых регионах, где мы набираем большое число студентов, для этого привлекаются выпускники университета из данной страны. А библиотека помогает формировать подборки необходимых учебников для представительств и посольств.

Организован литературный клуб совместно с филологическим факультетом, представители разных национальностей пишут и читают стихи на родном и русском языках. Землячества разных стран устраивают национальные праздники в университете, для всех этих событий мы подбираем литературу, устраиваем выставки и дискуссии.

С. Т.: РУДН — пожалуй, самый многонациональный университет в нашей стране. Как на библиотеке отражается этот мультикультурализм? Какие требования задаёт?

— Частично я уже ответила на этот вопрос. Еще у нас в библиотеке регулярно проходят выставки современного искусства, мы сотрудничаем с различными культурными центрами в Москве и ответственными лицами представительств разных стран. 

Когда наши иностранные студенты увидели, что библиотека ведет такую деятельность, они обратились к нам с предложениями об экспонировании  художественных работ их стран. Это открыло перед нами огромный спектр возможностей по коммуникации посредством искусства.

А. Н.: И как, получилось организовать выставки художников из других стран? Может быть, были какие-либо экзотические выставки или экспонаты?  

— К нам привозили аутентичные работы художников из Латинской Америки, в которых используются кружево и аппликация. Невероятно яркие, позитивные, самобытные работы. 

Эту уникальную выставку нам предложило организовать посольство Венесуэлы: они ее проводили в Париже, Лондоне, в других городах мира в музейных залах, а в Москве выбрали для демонстрации площадку РУДН — холл библиотеки. Для нас это было значимое событие.

Понимаете, выставка — это серьезное мероприятие, важный для всего университета информационный повод, о котором будут говорить и писать.

Расскажу интересный случай. Мы проводили у себя фотовыставку об Афганистане. После ее открытия ко мне пришли представители землячества этой страны и попросили снять часть работ, аргументируя это тем, что на них показаны негативные моменты: бедность, разруха. На что я сказала, что привлекать внимание необходимо не только к прекрасному, но и к проблемам, это поможет их решению. В итоге мы договорились об организации выставки афганского художника.  

Вы не представляете, какой фурор произвела эта выставка. На ней были представлены работы мастера: пейзажи, натюрморты, портреты, выполненные на коже, бархате, с использованием чеканки, плетения и других оригинальных техник.

Посетители были в восторге: какой афганцы самобытный народ, какое у них потрясающее искусство, какие красивые пейзажи, животные, люди! Мы сработали тогда на контрасте, но результат того стоил, и в этом тоже заслуга библиотеки. 

Конкуренция — двигатель перемен

А. Н.: Елена Юрьевна, мы провели уже несколько интервью с руководителями вузовских библиотек и всем задаем ряд общих вопросов. Первый из них: как понять, что библиотеке пора меняться? С чего начинать изменения?

— Чтобы что-то менять, надо, чтобы люди, работающие в библиотеке, хотели включаться в процессы изменений. Позиция «не трогайте меня, мне и так хорошо» для современной вузовской библиотеки вообще не подходит. У библиотеки должна быть активная позиция. 

Понимаю, что поначалу руководителю сложно убедить в этом коллектив. Мы тоже прошли этап, когда всё новое воспринималось в штыки, и я слушала сто один аргумент, почему нам всё это не надо. Убеждала постепенно, искала единомышленников. Раз сотрудники не хотят слушать об изменениях от руководства, значит надо найти тех, кто работает с ними на одной позиции и сможет доказать им преимущества и необходимость перемен. 

С. Т.: Вам проще и предпочтительнее набирать новых людей под изменения, или все-таки менять уже работающих сотрудников, чтобы они соответствовали назревшим изменениям?

— Я шла разными путями. Кого-то пыталась трансформировать и все-таки понимала, что многих очень сложно перенастроить.  

Тогда я стала набирать новых креативных людей. И знаете, что произошло? Те, кто не хотел меняться, почувствовали конкуренцию, они поняли, что если будут просто так сидеть, то потеряют свое место.

Еще я стараюсь всегда давать человеку время «дозреть» до какого-то решения. Если он знает, что я его жду с предложениями по дальнейшему развитию его структурного подразделения или направления работы, я предоставляю ему возможность хорошо всё обдумать.

А. Н.: Университетская библиотека сегодня — это о чем?

— Прежде всего, научная библиотека должна обеспечить все информационные потребности того учреждения, в котором она находится. Если у нас нет какого-то информационного источника, мы его найдем, обратимся к партнерам, в другие библиотеки, в том числе в зарубежные, напишем непосредственно авторам. 

Информационные запросы могут быть разными, и даже если мы не профессионалы в какой-то области, мы должны проанализировать проблему, найти специализированные ресурсы, а при отсутствии финансов — материалы открытого доступа. Открытый доступ сейчас  — это клондайк информации. 

Другая важнейшая задача — мониторить всё, что происходит в университете. РУДН — огромный вуз. Чтобы отслеживать всю его событийность, наши сотрудники отсматривают новостные ленты: над чем идет работа на  факультетах, какие там открытия, исследования, что нового. Надо быть в курсе всех событий и всё время думать, чем помочь коллегам из других структур университета, потому что далеко не все знают, что мы можем для них сделать. Обладая сведениями о направлениях работы, мероприятиях, стратегии университета, проще планировать деятельность библиотеки.

Важно, чтобы руководитель библиотеки и его заместители были участниками значимых университетских сообществ, советов, комиссий. Оттуда поступает много полезной информации о том, что происходит в вузе.

Если же всего этого не делать и оставаться в тени, отстаивать свои интересы будет очень сложно. Не секрет, что в процессе оптимизации часто посягают на библиотечные площади. Нас это тоже когда-то коснулось. Аргументация была такая: «У Вас же есть электронная библиотека. Зачем Вам лишние помещения?». Когда же мы показали наши богатейшие фонды, используемые технологии, варианты коммуникации с пользователями,  процесс обучения разных категорий пользователей, статистические показатели эффективности, афишировали наши перспективные планы, посягательства прекратились — все увидели, как мы работаем, как развиваемся, что было, чего достигли. Это и есть активная позиция — жизнь библиотеки.  

В следующем интервью цикла мы беседуем с Ириной Котовой, директором научно-технической библиотеки Томского политехнического университета.

При желании вы можете поделиться обратной связью, задать вопросы спикерам, на которые сможете получить ответы в итоговом материале проекта, по адресу: info@libinform.ru.