Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Нужно ли библиотеке доказывать свою значимость?

Очевидно, что с наступлением цифровой эпохи роль и функционал вузовской библиотеки меняются. Сможет ли библиотека стать главным информационным и аналитическим центром университета, взять на себя новые, в том числе пока не вполне библиотечные, функции? Эти вопросы мы обсуждаем с руководителями вузовских библиотек в цикле интервью «Библиотека будущего». 

Наша первая собеседница — Алена Асаева, директор Библиотечно-издательского комплекса Тольяттинского госуниверситета. Свои вопросы ей задает Александр Никифоров, главный редактор «ЛибИнформа», директор Образовательной системы «Лань».

Библиотека для онлайн-обучения 

— Алена Михайловна, как бы Вы охарактеризовали текущий этап развития Вашей библиотеки? Какие принципиальные перемены в ней произошли за последнее время?

— В 2021 году библиотека Тольяттинского университета стала частью вузовского Библиотечно-издательского комплекса. На мой взгляд, объединение прошло органично, и библиотека получила дополнительные возможности, например, при оформлении выставок или в части повышения квалификации для специалистов издательства. 

Сотрудники библиотеки тоже смогли вписаться в издательский процесс. Вся библиография в выпускаемых изданиях вычитывается и выправляется библиографами, все метаданные размещаются в elibrary сотрудниками библиотеки. Раньше организовать эту работу совместно с издательством у нас не получалось. 

Если говорить о сугубо библиотечных изменениях, то главным среди них стало появление электронно-библиотечных систем. Лет 10 назад мы относились к электронным книгам как к чему-то факультативному, а сейчас это равноправная часть фонда, с которой мы работаем точно так же, как с печатной книгой.

— Значительная часть студентов Тольяттинского госуниверситета учится удаленно. В чем особенность библиотеки внутри онлайн-университета? 

— Главным образом в отсутствии библиотеки как места. Все привыкли, что библиотека в первую очередь является определенной площадкой. Для многих наших студентов библиотека там, где стеллажи с книгами, а там, где этого нет (например, у библиографа практически все рабочие ресурсы сейчас в компьютере), там, вроде бы, и не библиотека. 

Мы работаем в гибридном формате из-за наличия большого количества студентов дистанционной формы обучения. Решаем все вопросы, связанные с предоставлением доступа к нашим ресурсам. В первую очередь, это регистрация в доступных нам ЭБС и помощь при отсутствии доступа к каким-либо материалам.

— Меняется ли роль библиотекаря в онлайн-университете?

— Роль библиотекаря всегда одна — быть помощником, как говорится, лоцманом в книжном море. Мы помогаем нашим читателям найти нужную им информацию, а книгам помогаем найти своего читателя. Для этого уже давно делаем книжные выставки в двух форматах: традиционные на полке и виртуальные на сайте, чтобы не обделять информацией ни очных, ни дистанционных пользователей. 

— Какие инструменты нужны библиотекарю, чтобы быть тем самым лоцманом, навигатором по образовательным онлайн-ресурсам и помогать студентам и преподавателям ориентироваться среди огромного объема контента в интернете?

— Библиотека традиционно готовила обучающие материалы: листовки, выставки, обзоры, указатели. Просто раньше мы это делали с помощью ватмана, красок и чернил, а с появлением компьютеров и принтеров эти материалы приобрели вид печатной продукции. 

С появлением сайта библиотеки и освоением социальных сетей мы перешли в онлайн-пространство. Библиотека стала доступнее для читателей, а мы получили практически неограниченную аудиторию. Вместе с тем, приходится постоянно учиться, чтобы сочетать традиционные библиотечные технологии с регулярно появляющимися новыми техническими возможностями. Осваиваем различные техники презентаций, фотографирования, видеосъемки. Лет пять назад я и представить себе не могла, что нам придется заниматься ведением соцсетей, снимать ролики, записывать аудио. А теперь это стало частью повседневной работы. 

В интернете есть всё. Или нет? 

— Вы согласны с тем, что из-за огромных информационных потоков и стремительно сокращающегося объема закрытых знаний, доступ к которым ограничен, вузовская библиотека больше не обладает монополией на информационное сопровождение образовательного процесса? 

— Я бы поспорила, что эта монополия у библиотеки вообще была, во всяком случае, все зависело от организации, в которой она находилась. К примеру, когда я пришла работать в университет, библиотека не занималась публикационной активностью. Мы вели картотеку сотрудников, но никаких отчетов не составляли, этим занималось одно из подразделений НИЧ, и монополия на этот вид работы была как раз у них. Когда я стала директором библиотеки, мы эту функцию забрали себе.

Что касается того, что закрытого знания становится всё меньше, — пожалуй, это так. Но не надо забывать, что, в отличие от зарубежных университетских изданий, в России вузовские журналы не спешат оцифровывать свои архивы. Буквально на днях ко мне обратился наш профессор, которому нужен был журнал 1981 года. В электронном виде этого издания нет. Мы за час нашли ему эту статью через коллег из Самары, которые отсканировали для нас нужные страницы. Профессиональные коммуникации в библиотечной среде играют очень большую роль и помогают там, где не хватает других ресурсов. 

С появлением интернета кто-то решил, что там всё есть. Но, во-первых, это не так, и мы в этом не раз убеждались, а во-вторых, люди не особо заботятся о качестве той информации, что они там находят. Библиотека же продолжает хранить качественный материал. Вот когда общество перестанет быть всеядным и захочет потреблять только проверенную информацию, тогда оно перестанет причислять библиотекарей к вымирающим профессиям.

— Как-то совсем грустно звучит такой прогноз. Это ведь путь не быстрый, да еще и для всего общества… 

— На самом деле, все не так плохо. Мы вот, например, проводим для наших преподавателей курс повышения квалификации по публикационной активности. Рассказываем об этике и правилах цитирования, о том, как правильно оформлять цитаты, как работать с «Антиплагиатом». Лет 10–15 назад это никому не было интересно. Помню, когда мы пытались провести консультацию по библиографическому описанию документов, первое, что я услышала от преподавателей: да чему нас может научить библиотека? А сейчас мы получаем от них запросы на обучение. 

— Для Вас это новые функции?

— По сути нет, потому что библиографические отделы или хотя бы один библиограф всегда были в вузовских библиотеках. 

«Наша скромность играет с нами злую шутку»

— Вы перечислили уже несколько дополнительных задач, которыми теперь занимаются библиотеки. Вообще из опыта общения с Вашим профессиональным сообществом создается впечатление, что самые активные и продвинутые библиотеки стараются набирать себе как можно больше функций и активностей, в том числе ранее им не свойственных, чтобы в том числе доказать руководству вуза свою нужность и важность. Это так? 

— Смотрите, здесь многое зависит от работающих в конкретной библиотеке людей. У одних есть необходимость показать, что они нужны университету, а другие сами по себе активные. 

Другое дело, что в обществе давно сложился образ библиотекаря этакой серой мыши. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но в библиотеку, как правило, идут работать люди очень скромные, и вот эта скромность играет с нами злую шутку. Мы делаем свою работу, и делаем её хорошо, но пиарить себя не привыкли. Нам кажется, что наш труд и так все должны видеть. А когда сталкиваемся с противоположным мнением, то все наши рассказы о выполненной работе, к сожалению, выглядят как оправдания: «Ну посмотрите, мы же и вот это делаем, и это… Мы точно нужны! Как же без нас?». А на самом деле не нужно никому ничего доказывать. 

Вот если вы в магазине захотите купить булку белого хлеба, а продавец начнет вас уговаривать купить ржаной батон, вас это по меньшей мере удивит, а скорее всего, вызовет раздражение. Сейчас, повторюсь, общество уверено, что в интернете есть всё. И убеждать его в противном — только вызывать раздражение. Мы не в силах изменить общество. Наша задача сделать так, чтобы ни у кого не возникало вопроса, зачем нужна библиотека, мы должны стать не просто нужными, а незаменимыми. Задача, на мой взгляд, архисложная, возможно, что и не решаемая в настоящих условиях. Но мы просто обязаны попытаться это сделать.

— Но ведь ресурсы у библиотек не безграничные, всё на себя они тоже взвалить не могут.

— Никто не берет на себя ношу больше, чем может потянуть. Если я понимаю, что не смогу выполнить какие-то задачи, то и не буду их к себе притягивать. Мы берем на себя прежде всего те функции, которые нам интересны и посильны. 

Знаю, что есть библиотеки, которые относятся к службе проректора по внеучебной деятельности и занимаются массовой работой. У меня в коллективе нет сотрудников, которым бы это было интересно, поэтому это направление нами даже не рассматривалось. 

«У библиотекарей есть хорошая черта — обучаемость»

— Среди возможных функций университетских библиотек руководители из вузов, в том числе проректор по цифровизации Вашего университета Р. В. Боюр, называют задачи по сбору, обработке и анализу данных об использовании студентами образовательного контента, участие в индивидуализированном сопровождении учебного процесса. Могут ли, на Ваш взгляд, вузовские библиотеки взять на себя эти функции? 

— Думаю, да. Мы ведь уже это делаем, пусть и на начальном уровне: анализируем информацию о чтении нашими пользователями, делаем указатели самых читаемых книг в ЭБС, проводим ежегодный анализ востребованности контента. Кроме того, делаем ежемесячные указатели с анализом обращений к нашим изданиям в СЭБ. Здесь у нас, можно сказать, двойной интерес. С одной стороны, интересно, что читают наши пользователи, а с другой — как читают наши книги, для нас как издателей это тоже очень важно.

— Библиотека, которая предвосхищает потребности своего читателя и рекомендует ему нужный, полезный контент не по его запросу, а по своей инициативе, — насколько это реалистично? Что для этого нужно уметь библиотекарю?

— Библиотека всегда оказывала такую услугу, у нас даже есть отдельный вид библиографической деятельности — рекомендательная библиография. Это могут быть списки книг или других материалов, а могут быть и указатели. 

Другое дело, что человек — не робот, не ChatGPT, его быстродействие не столь велико. Чтобы дать рекомендацию каждому студенту, необходим очень большой штат сотрудников. Мы реально можем работать на определенные группы. Но при этом я уверена, что в рекомендациях, которые сделает специалист библиотеки, будет очень мало информационного шума, а вот искусственный интеллект не всегда безупречен. И вообще, как бы пафосно это не звучало, в реальную библиотеку люди приходят не только за информацией, но и из-за особой атмосферы, которую создают люди, работники этой библиотеки. Ни для кого не секрет, что читатели часто идут на конкретного библиотекаря.

— Как руководитель библиотеки как Вы планируете дальнейшее профессиональное развитие своего коллектива? Чему должны учиться сотрудники уже сегодня, чтобы завтра выполнять актуальные функции подразделения? 

— У библиотекарей есть хорошая черта — обучаемость. Если сотрудник не хочет учиться, то ему очень сложно адаптироваться в современной библиотеке. Мне кажется, что предугадать, что может понадобиться нам завтра, очень сложно. Я бы сказала, что нужно учиться всему, чему возможно, а потом пытаться использовать полученные знания на рабочем месте. 

Когда два года назад мы стали заниматься издательской деятельностью и вплотную подошли к работе с системой «Антиплагиат», двое наших сотрудников прошли обучение на платных курсах, и сейчас они главные библиотечные эксперты в этом вопросе. Оба, кстати, библиографы, обучение прошли с легкостью, быстро втянулись в изучаемый предмет. 

У меня как у руководителя нет абсолютно никаких ограничений для сотрудников в плане обучения. Мы открыты всему новому и постоянно находимся в поиске каких-то новых идей. Другое дело, что, к сожалению, не всегда есть финансовые возможности, если обучение платное. Но сейчас нет недостатка в бесплатных вебинарах, и мы регулярно используем возможность повысить свою квалификацию таким способом.

— А что Вы думаете по поводу идеи объединить библиотеки нескольких вузов, где есть онлайн-обучение, в одну? Такое предположение тоже звучало от руководства вуза в одном из наших интервью. 

— Если забыть о всяких бюрократических сложностях или если будет такая суперцель, думаю, объединение возможно. Существуют же в системе публичных библиотек центральные библиотеки и библиотеки-филиалы. Другой вопрос: зачем это делать? Если речь идет о консолидации финансов, например, для подписки на дорогостоящие ресурсы, то это делается уже очень давно. У нас есть национальная подписка на федеральном уровне, также в свое время мы принимали участие в региональной подписке при поддержке Совета ректоров вузов Самарской области. 

Предоставление доступа к ресурсам — далеко не единственная функция библиотеки. Мы очень тесно сотрудничаем с различными структурами университета, и в разных вузах свои особенности работы. Учесть особенности разных вузов такая единая библиотека точно не сможет, а захотят ли вузы подстраиваться под одну библиотеку — большой вопрос. 

— Известно, что библиотечный фонд требует постоянной заботы. Печатная литература, конечно же, останется неотъемлемой частью человеческой цивилизации, но уже сейчас конкуренцию ей составляют аудио- и электронные книги. Есть прогнозы, что в будущем принт станет дорогостоящим коллекционным предметом, доступным узкому кругу ценителей и собирателей. Вы как-то будете учитывать эти тенденции? 

— Мы уже к этому продвигаемся, потому что книги достаточно дорогие и место для их хранения не увеличивается. Если раньше мы покупали по 500 экземпляров учебников на поток, то сегодня, естественно, этого не делаем, потому что нам эти книги и поставить-то некуда. Литературу мы приобретаем в очень маленькой экземплярности, тщательно отбирая каждое издание. 

Но вот что интересно: в прошлом году нам выделили деньги на приобретение художественных книг в печатном виде, что в вузовских библиотеках вообще-то происходит нечасто. Это были новинки, в основном издания — лауреаты различных литературных премий. Так у нас очередь была за этими книгами. Казалось бы, есть интернет, а люди пришли именно за бумажными книгами, потому что их хочется держать в руках, чувствовать их запах, слышать шелест страниц — это совершенно другие ощущения. 

Я уверена, что у наших фондов будут свои читатели и надеюсь, что библиотека никогда не станет этаким элитным клубом, а всё-таки останется открытой массовому читателю.

 

Текст подготовила Екатерина Позднякова.