Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Стратегии эффективного управления электронными ресурсами в университетской библиотеке. Опыт САФУ им. М. В. Ломоносова

Руководители университетских библиотек делятся опытом, как можно управлять электронными ресурсами и какие способы их продвижения для разных групп читателей наиболее эффективны, в том числе для роста статистики книговыдачи.

«ЛибИнформ» предложил директорам библиотек ответить на следующие  вопросы.

  1. Какие шаги вы предпринимаете для продвижения электронных ресурсов среди разных читательских аудиторий?
  2. Какой способ считаете наиболее результативным? 
  3. Есть ли у вас идеи по дальнейшему управлению электронными ресурсами?

Об опыте своего подразделения рассказывает Светлана Тюкина, директор Интеллектуального центра — научной библиотеки имени Е. И. Овсянкина Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

***

Без продвижения ресурсы не работают 

У Интеллектуального центра САФУ есть подписка на 5 основных электронных образовательных ресурсов, что для нас достаточно, но мы хорошо понимаем, что сами по себе они не работают, их нужно дополнительно продвигать. Причем по-разному, в зависимости от целевой группы, потому что продвижение среди студентов — это одна история, а среди преподавателей — другая. 

Есть еще третья целевая группа, на мой взгляд, пока недостаточно включенная в этот процесс, — административно-управленческий персонал. К примеру, для кадровой службы будут интересны новые публикации по вузовской тематике в журнале «Управление персоналом». Для ректората иногда сама мониторю полезные актуальные материалы: новые книги, журнальные статьи, сколковские аналитические доклады. Процесс включения этой целевой группы как отдельной категории для продвижения электронных ресурсов нужно систематизировать, над чем сейчас как раз думаю. 

Работа со студентами: от первокурсников до дипломников 

Если говорить о наиболее эффективных подходах по продвижению электронных ресурсов среди студентов, то это прежде всего  информационные занятия. Они могут быть организованы либо по просьбе преподавателей — обычно для первокурсников, которых необходимо познакомить и обучить работе с ресурсами, либо по инициативе библиотеки. 

Также проводятся Дни информации по тематикам направлений подготовки.

Мы постоянно информируем кафедры о том, что готовы провести занятия для студентов, причем можем это делать и для двух-трех магистрантов, и для группы из 30 человек. На занятиях демонстрируются тематические базы данных и открытые ресурсы, которые актуальны для конкретного направления обучения. После знакомства с теорией студенты садятся за компьютеры и закрепляют всё, что посмотрели, на практике. Еще лучше, если в эту работу вовлекается сопровождающий группу преподаватель, практикуется вместе с ней, дает задания. 

Отдельная работа ведется с дипломниками. Мы ежегодно сталкиваемся с ситуацией, когда для многих студентов старших курсов при подготовке дипломного проекта откровением становится тот факт, что в базах данных можно найти не только учебники, но и статьи, монографии и много других полезных источников. При этом за ними не обязательно идти в библиотеку — любые электронные ресурсы доступны с домашнего компьютера. Всё это нужно постоянно разъяснять. Для этого готовы проводить онлайн-консультации, возможно, снимем видеоролик или запишем подкаст про то, как дипломнику работать с литературой, не выходя из дома.

Тандем «библиотека – кафедра»

Разъяснительную работу библиотека ведет и с преподавателями. Мы крайне внимательно и серьезно подошли к созданию специального развернутого модуля в курсе повышения квалификации по электронной образовательной среде университета. В нем собраны все необходимые иллюстрации и презентации: как пользоваться электронными ресурсами, как в них регистрироваться, где что искать. С участием библиографов, специалистов читального зала и абонементов записали ролик, как ориентироваться на информационном портале библиотеки и найти там нужный ресурс. 

Важно напоминать преподавателям, что в электронных библиотеках постоянно обновляется контент и сервисы, или что не стоит выкладывать pdf-версии источников в социальных сетях, потому что это может быть нарушением авторских прав. 

У меня есть гипотеза, что не у всех преподавателей есть развернутое  понимание методических моментов: как полноценно работать с электронными ресурсами, включать их в задания, практические и лабораторные занятия. Кому-то не хватает методической подкованности при работе с текстами. Было бы полезно составить для преподавателей методичку о возможностях включения книги в образовательный процесс именно как ресурса. Сегодня научить первокурсника работать с книгой или с длинными текстами значительно сложнее, чем научить его работать с гаджетом. Думаю, вузовские библиотеки могли бы взять на себя составление такого пособия. 

Со следующего года планируем делать более точечными индивидуальные тематические рассылки для преподавателей о новых учебниках и статьях для их дисциплин. В некоторых случаях пофамильно знаем, кто какой темой занимается на кафедре. Такие рассылки получают хорошие отклики от преподавателей. 

Каждый месяц все отделы библиотеки пишут отчеты, где могу посмотреть, сколько было сделано рассылок и сколько после них поступило запросов. К тем отделам, сотрудникам, которые регулярно проводят рассылки, количество запросов от преподавателей очевидно выше. 

Надо отметить, что процесс выстроен во многом благодаря тому, что несколько лет назад при подготовке университета к аккредитации несколько   сотрудников библиотеки были распределены по тематическим направлениям кафедр, коих в САФУ примерно сотня. Одновременно на каждой кафедре был назначен ответственный за взаимодействие с библиотекой. Так сложились тандемы, благодаря которым на кафедрах четко знают, кто в библиотеке курирует их тематику, и связки продолжают работать. 

Работа с преподавателями нужна не только для продвижения  электронных ресурсов, но и для расширения понимания о том, что современная библиотека — это уже больше не статика, а напротив, динамика. И в плане продвижения электронных ресурсов, как и в любой системе, должна быть обязательная осмысленная смена форм и инструментов, иначе всё перестаёт работать.