Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Вузовская библиотека в цифровую эпоху

Стремительная трансформация российских университетов и цифровизация всех процессов естественным образом касаются работы вузовской библиотеки как их неотъемлемой части. Мы поговорили с проректорами по цифровизации нескольких университетов о том, как эта важная институция встраивается в происходящие процессы, каким они видят ее дальнейший функционал, как будут развиваться профессиональные компетенции библиотечных специалистов и чего в целом от библиотек ждут руководители вузов.

Что ждет университетскую библиотеку в эпоху тотальной цифровизации? Она отстает от этих изменений, живет параллельно им, или же имеет шансы развиваться в одном с ними русле? Займет ли библиотека со временем маргинальную нишу подразделения с камерной обстановкой для небольшой аудитории, или же включится в процессы трансформации образовательной среды? 

Эти вопросы главный редактор «ЛибИнформа», директор Образовательной системы «Лань» и соорганизатор Всероссийского конкурса вузовских библиотек «Лаборатория лидерства — лучший университетский библиотекарь» Александр Никифоров задает в интервью проректору по цифровизации Томского политехнического университета Александру Фадееву.

Хроника пикирующего самолета

— Александр Сергеевич, предлагаю начать разговор с аллегории. Вы как-то сравнили нынешнее состояние вузовских библиотек с падающим самолетом. Пассажиры еще ничего не подозревают и спокойно сидят на своих местах, а тем временем на борту уже серьезные проблемы. Скоро они станут всем очевидны, вызовут панику в салоне и, возможно, приведут к катастрофе. Неужели всё настолько драматично?

— Объясню, откуда возникла такая аллегория, пожалуй, действительно, довольно резкая. Некоторое время назад мы в Томском Политехе пытались определить, что происходит с нашей библиотекой. Было очевидно, что ей уделяется недостаточно внимания и финансирования, руководители вообще перестали ее посещать. Даже преподаватели редко вспоминали о библиотеке, и ей приходилось напоминать о своем существовании. Всё это создавало ощущение: что-то не так. 

Я попросил собрать статистику о работе подразделения за последние 20 лет: показатели книговыдачи, количество уникальных посещений и читателей. По собранным данным мы построили график, на котором наглядно было видно движение по нисходящей по всем критериям. Всё это было похоже на траекторию движения самолета, который не просто снижается, а выходит в пике. 

— Чем, на Ваш взгляд, была вызвана эта проблема? Библиотека перестала быть монополистом в части информационного обеспечения образовательной и научной деятельности в высшем образовании, или что-то другое спровоцировало такое падение востребованности? 

— Думаю, это совокупность факторов. Библиотека действительно потеряла монополию на знания из-за массового распространения интернета. Другая не менее важная причина — это отсутствие возможности приобретать литературу в больших объемах. По моим предположениям, 30–40 лет назад количество печатных изданий было ограничено, и библиотека могла себе позволить приобрести по одной копии наиболее востребованных книг и журналов. Сегодня издается такое количество литературы, что библиотеке не хватит средств купить даже по одному экземпляру всех нужных книг. А значит она уже не является единственным источником информации. 

Теперь в библиотеке хранится значительно меньшая часть издаваемых книг, капля в море. Даже если увеличить ей бюджет в 2 раза, в 10 раз, этих денег будет бесконечно мало и не хватит на то, чтобы купить нужное из огромного потока книжных новинок. Возникает вопрос: зачем тогда увеличивать бюджет библиотеке, если это ничего не изменит? 

Навигатор в море курсов

— На снижение востребованности библиотеки повлиял еще один фактор — развитие онлайн-образования и образовательных платформ. Студент может учиться где угодно и получать внутри курса доступ к учебным материалам. Всё необходимое для него подобрали составители программы. Вузовская библиотека слушателю такого курса не нужна. Что ей делать? 

— Сложный вопрос. Университет дает фундаментальные знания, постановку мышления и многое другое, чего не может предоставить ни одна коммерческая образовательная платформа. Невозможно сделать онлайн-курс по высшей математике, который бы продавался. Практически никто не будет платить деньги за то, чтобы это изучать по доброй воле вне стен университета, потому что это тяжелый труд. 

Образовательные платформы предлагают курсы, где весь материал, как правило, изложен в доступном для понимания формате видеолекций. Студенту достаточно выполнять тестовые задания и отрабатывать полученные навыки на тренажерах. Никаких учебников и справочников брать из библиотеки не нужно, особенно на обучении профессиям, которые обеспечивают быстрый выход на заработки. По крайней мере, покупатель курса на это рассчитывает. Для вузовской библиотеки в этих коммерческих курсах места нет. 

Если мы говорим про онлайн-образование в университете, то, с моей точки зрения, там студент внутри выбранного курса зачастую получает набор заведомо устаревших книг, которые попали в перечень только лишь для того, чтобы программа прошла аккредитацию и соответствовала ФГОС. Я не утверждаю, что на всех курсах во всех вузах так, но это распространенная практика. А между тем, мы недавно обсуждали с коллегами, что уже даже студенты-физики в университете предпочитают на занятиях видеолекции, книги они читать отказываются. 

Ведь что такое онлайн-курс? Это подвид интерактивного учебного пособия, которое содержит теорию и решебник с задачами и тренажерами. Сегодня такой контент можно найти в свободном доступе на YouTube, где выложено огромное количество бесплатных образовательных видеороликов, качественно оформленных, с интересными лекторами и ссылками на тренажеры. Библиотека могла бы стать навигатором по этим образовательным ресурсам и помогать преподавателям и студентам ориентироваться в контенте. 

— Слушаю Вас и возникает предположение, что, возможно, в будущем библиотека займет какую-то узкую нишу — для тех, кто хочет посидеть в читальном зале, подержать в руках печатную книгу. Получается, мы к этому идем?  

— Давайте попробуем разобраться, а какую книгу я смогу там почитать. Только из того небольшого количества, которым располагает фонд? Почему бы мне не купить эту книгу в интернет-магазине и почитать ее дома? Это в советское время, если какую-то книгу невозможно было купить, за ней шли в библиотеку, потому что не было интернета. Сегодня всё иначе. 

— Если мы говорим о том, что библиотека могла бы стать навигатором в море онлайн-курсов, можно ли предположить, что следующий этап в ее развитии — стать центром управления информацией и знаниями и самой выходить на читателя, предлагать контент, который ему нужен. Читатель еще, может, даже не знает, что ему нужно, а библиотека, как браузер в гаджетах, уже в курсе его потребностей. 

— Это была бы очень интересная и полезная функция. Объем издаваемых материалов сейчас настолько велик, что даже ученые, которые занимаются конкретной темой, не успевают отслеживать и просматривать все вышедшие по ней содержательные статьи. Если бы у библиотеки был аналитический инструмент, который точно подстраивается под запросы для научно-исследовательской деятельности, а еще лучше — выявляет, что потенциально интересно читателю, и выдает это в качестве рекомендации, — это было бы востребовано. Можно сравнить эту функцию с интернет-магазином. Мы заходим на сайт посмотреть конкретную вещь, и сервис тут же предлагает нам сопутствующие товары. Я не собирался их искать, но мне предлагают купить еще и это, и я понимаю, что мне это действительно нужно, и тут же заказываю. Так же и библиотека может научиться предлагать читателям материалы — как хороший педагог-наставник, который в нужный момент советует почитать полезную книгу. 

Нашему университету однажды подарили коллекцию книг от корпоративного института одного банка. Она была очень удачно подобрана, в ней были издания, которые были нужны мне именно в то время. К сожалению, не библиотека предложила мне эти книги, не библиотека следила за моим профессиональным ростом и карьерой, не библиотека рекомендовала, какие навыки мне нужно улучшить. Библиотека такой функции даже не видит. 

Может, ей пора становиться аналитическим куратором и следить за развитием вообще каждого сотрудника в образовательной организации, участвовать в создании курсов повышения квалификации. Как обычно создают такие курсы? Надо людей срочно чему-то обучить, и решают: давайте пойдем английский язык поизучаем. Зачем? Так надо же что-то изучать. Именно библиотека должна в этот момент порекомендовать, кому действительно нужно учить язык, причем уже не английский, а китайский или арабский, и кому давно пора программировать на Python, а не в Экселе таблицы составлять. 

— Звучит пока фантастично.

— А Вы думаете, первый онлайн-магазин, который продавал какие-нибудь футболки, предполагал, что у него будут системы интеллектуального поиска, аналитики покупательского поведения и другие инструменты, которые сегодня используются в продажах? Когда-то люди зажигали масляные фонари, потом их заменили электрическими. Сто лет назад у извозчиков был выбор: пересесть на автомобиль или продолжать ездить на повозке. Если самолет больше не может лететь, нужно что-то делать, что-то менять: пилотов, топливо или сам самолет. 

Библиотекарь станет программистом 

— Если библиотека готова настолько измениться, каких затрат это потребует? 

— Ресурсов потребуются много, потому что всё, что связано с разработкой, программированием, искусственным интеллектом, стоит очень дорого. Создаваемые новые функции библиотеки должны чем-то окупаться, или предлагаемые ею цифровые сервисы должны стать настолько полезными и удобными, чтобы ими пользовались каждый день. 

— То, что Вы описываете, — это, скорее, отдел программистов, даже если они продолжат называть себя библиотекарями. 

— Так эти процессы уже идут — в банках, например. Некоторые из них открыто заявляют: мы не банк, мы цифровая компания, которая занимается разработкой программного обеспечения. Банки это уже прошли, многие другие организации прошли. Университеты тоже стали IT-организациями, где управление учебным процессом переходит в цифру. Нагрузка, расписание, профили студентов — всё создается в цифровом виде, и в этом процессе участвует больше разработчиков, чем методистов. Почему же библиотека упирается и говорит: это не про нас?

— Библиотека тоже уже давно работает не столько с печатными книгами, столько с базами данных и становится IT-подразделением. Значит, у нее есть потенциал стать центром аналитического индивидуализированного сопровождения пользователей. 

— Библиотека должна научиться создавать новый продукт, который будет востребован и приносить пользу студентам, ученым, преподавателям, а в широком смысле — всем жителям города. Пока же библиотека выступает ретранслятором чужого продукта, например, ЭБС. Но цифровой мир не требует ретрансляции, его преимущество как раз в том, что он доступен пользователю без посредников. 

Приведем в пример приложение для заказа такси. Вам больше не нужно, как раньше, звонить диспетчеру и просить вызвать машину. Вы отправляете заявку и общаетесь напрямую с водителем, никакого посредника между вами нет. 

Раньше, чтобы получить доступ к книге, нужно было лично прийти в библиотеку, другого способа не существовало. Сегодня читатель хочет получить доступ к книге напрямую, удаленно и поэтому пользуется электронной библиотекой, это дешевле и быстрее. Ему больше не нужен «диспетчер» в виде библиотеки. 

Библиотека могла бы взять на себя другие, более востребованные функции. Делать обзоры по актуальным темам, например, машинное обучение, большие данные, интернет-вещей — что в мире делается по этим направлениям, где сейчас лучшие достижения и кто там лидер. Такая работа требует сложной аналитики, которую обычно делают ученые, а могла бы для них делать библиотека, пока за нее это не начал делать ChatGPT. 

Думаю, многие вздрогнули от новостей, что с помощью нейросети студенты уже пишут дипломные работы. Мы становимся свидетелями того, что искусственный интеллект начинает решать за человека простые, примитивные задачи подбора текста по смыслу, и делает это неплохо, не хуже школьника, но при этом гораздо быстрее. 

— Для создания и сопровождения собственных новых продуктов библиотеке нужны будут сотрудники с обновленным набором компетенций. Какой специалист будет нужен библиотеке будущего, в чем он должен разбираться?

— Программирование, дата-аналитика, работа с большими данными — это в первую очередь. Полезно освоить семантический анализ. Без этого управлять информацией в будущем будет невозможно.

Эти навыки помогут отслеживать результаты студентов по конкретным дисциплинам: что они читают, как быстро прирастают компетенциями в той или иной области, какие источники из предложенных библиотекой используются лучше, какие хуже, какой видеоконтент востребован. Располагая этими данными, библиотека сможет рекомендовать индивидуально каждому студенту, что ему почитать, послушать, посмотреть, как ему управлять ростом компетенций, к чему у него есть профессиональные склонности. На основе этого анализа можно строить индивидуальные образовательные траектории.

Вместо лайнера — двухместных самолет

— Александр Сергеевич, Вы студентом много времени в библиотеке проводили? 

— Много. Тогда не было интернета, и у меня было два повода ходить в библиотеку: писать рефераты и готовиться к экзаменам. 

— А если бы сейчас были студентом, ходили бы в библиотеку? 

— Ради подготовки рефератов — точно нет. И не потому, что сейчас такой необходимости у меня нет, как раз наоборот. Но сегодня для этого мне не нужно идти в библиотеку. 

— Получается, раньше Вы проводили там много времени, и у Вас не возникало вопроса, для чего нужна библиотека. Теперь Вы работаете с источниками другим способом. Понятно ли Вам, для чего тогда сегодня нужна библиотека в вузе?  

— Как проректору по цифровизации — нет, и меня это очень расстраивает и тяготит, потому что я осознаю степень своей ответственности за развитие университета. Когда звучит радикальное предложение построить за городом автоматизированный склад с подходящей температурой и влажностью, вывезти туда три миллиона экземпляров фонда и оттуда привозить читателям книги по заказу, в том числе уникальные издания, которым по сто лет и их больше нигде нет, я не могу найти аргументы «против». 

— При этом как человек книжной культуры все равно пытаетесь найти здравые аргументы «за»…

— Если вернуться к сравнению библиотеки с самолетом, то можно предположить, что лайнеру определенного типа в будущем будет тяжело, а вот, например, легкомоторный двухместный самолет может стать подходящим вариантом. Давайте тогда честно скажем, что огромный самолет больше не нужен — он падает, а маленький будет летать. 

Библиотека в вузе — это большая важная структура, это точка роста культуры и история университета. Не хочется в отношении нее делать резких движений. Я много раз был свидетелем, когда при реформировании что-то ломали, а потом сильно на этом обжигались, поэтому стараюсь максимально сохранять то, что есть, то, что работает, только если это не начинает приносить вред.