Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Книжный краудфандинг: рецепты успеха

«Народное финансирование» обретает популярность. Собрать предзаказы на еще неизданную книгу — разумная идея. Мы расспросили библиотеку, книжный магазин и независимых авторов, как им удалось опубликовать книгу с помощью краудфандинга, чем различаются крауд-платформы и в чем секрет успешного книжного сбора?

Краудфандинг открыли для себя независимые писатели, библиотеки, издательства и книжные магазины. Все они солидарны в главном: чтобы крауд-проект был успешен, его авторам нужно быть максимально активными в СМИ и социальных сетях.

Библиотека и краудфандинг

Библиотека г. Южно-Сахалинск собирается издать двуязычную детскую книгу «Снежный эльф» писательницы Надежды Белоусовой, победившей в местном конкурсе «Книга года».

Ольга Ним,
координатор проекта «Снежный эльф по имени Снежик»,
Центральная городская библиотека им. О. П. Кузнецова,
г. Южно-Сахалинск

Как пришла идея?

Наша библиотека проводит конкурс по поиску на Сахалине талантливых авторов. Главный приз — издание книги. Мы искали финансовые возможности, чтобы издать книгу победителя, и тут, на встрече, посвященной социальному предпринимательству, нам подсказали идею «народного финансирования». Идея была рискованной, потому что ни у кого из нас не было опыта организации крауд-проектов в Интернете. Мы не знали, будет ли интересен проект широкой общественности... Единственный способ узнать — запустить его. В итоге он вызвал большой резонанс у нас на Сахалине.

Плюсы для библиотечного издательства

У нашей библиотеки есть собственное небольшое издательство. Поэтому деньги для издания книг мы собирали и ранее. Это тоже можно назвать краудфандингом, только без Интернета: с помощью мероприятий на базе библиотеки и личных встреч со спонсорами. Но в том смысле, в каком этот термин употребляется сейчас (сбор средств с помощью интернет-площадки), — это наш первый крауд-проект. Несомненный плюс подобных проектов — возможность реализовать часть тиража еще на этапе сбора средств. Ведь финансовые взносы в поддержку проекта могут быть как в виде пожертвования, так и в виде оплаты предзаказа. Мы подготовили разные вознаграждения, помимо самой книги — книжку-раскраску с иллюстрациями к сборнику, магнит «Снежик» и др.

Надо сказать, что работа с крауд-проектом очень дисциплинирует: нужны четкое планирование, подведение итогов, ведь от успеха проекта зависит отношение сообщества и вложивших свои средства участников.

Почему «Планета»?

Мы выбрали крауд-платформу «Планета» по двум причинам — ее известность и возможность создания несгораемой суммы при достижении 50% порога. Не все платформы предоставляют такие условия.

«Рецепт успеха» от городской библиотеки

  1. Проект должен быть «живым», а тема — по-настоящему актуальной, отвечающей социальному запросу. Формальный подход обречен на неудачу. Это хороший тест для проектов библиотеки.
  2. Необходим «локомотив» — человек или группа людей, которые бы занимались проектом на всех его стадиях и были по-настоящему увлечены им сами.
  3. Большая часть средств поступает от людей, лично заинтересованных в успехе проекта, поэтому нужны личные встречи и общение для его продвижения. Мы задействовали все каналы: социальные сети (официальная страница библиотеки, группы в социальных сетях и аккаунты работников библиотеки) и местные СМИ, к нам даже приезжали с местного телевидения.

Культурно-социальная роль краудфандинга

Краудфандинг сможет исполнять роль социального заказа: работа с крауд-проектами учит находить по-настоящему интересные идеи и решать актуальные вопросы. Важный бонус: крауд-проект — сам по себе яркий PR-повод. Он дает возможность напомнить о себе в СМИ и соцсетях, пошатнуть образ библиотеки как консервативного учреждения.

Книжный магазин и краудфандинг

Книжные магазины «Додо» опубликовали с помощью краудфандинга иллюстрированный справочник об искусстве логической аргументации «Нелепые доводы».

Шаши Мартынова,
директор книжных магазинов Dodo Magic Bookroom,
г. Москва

Как пришла идея?

Я живу в книгоиздании с 1998 г. и не могу не издавать книги. Поэтому, отработав шесть лет главным редактором издательства «Лайвбук» и открыв в 2009 г. вместе с коллегами книжный магазин «Додо», от потребности издавать я не избавилась. За последние 2,5 года мы провели шесть успешных крауд-проектов на платформе «Планета» и собираемся и дальше развивать эту тему.

Плюсы для небольшого издательства

Плюсов огромное количество: и подспорье в расходной части издательского проекта, и в информировании аудитории, и в установлении прекрасных долгих отношений с конкретными читателями. Крауд-проекты — это не только покрытие расходов на издание, это еще и замечательный способ проинформировать читателей о грядущей книге. Финансовые взносы в поддержку проекта — это, фактически, подписка на книгу: можно оплатить книгу вперед, по меньшей цене, чем она потом будет стоить в рознице.

«Рецепт успеха» от «Додо»

Если автор не суперзвезда, то издательский крауд-проект может быть успешен при условии круглосуточной работы минимум двух людей.

  1. Нужно лично общаться со всеми участниками (мы называем их соиздателями), находить новое и удивительное об издаваемой книге и авторе, чтобы вновь и вновь увлекать публику, показывая, в какой поразительный и нужный книжный проект у нее есть возможность вступить.
  2. Соблюдать полную прозрачность сметы и быть готовым объяснить, на что именно собираются средства и как они будут израсходованы.
  3. Задействовать абсолютно все каналы связи — официальные СМИ, блоги, друзей и их друзей, личные и издательские рассылки, словом, всё до чего можно дотянуться. Сам собой издательский крауд-проект денег не соберет.

Почему «Планета»?

На этой крауд-платформе работают прекрасные люди и профессионалы, у нас ни разу не было с ними никаких трудностей или разногласий, поэтому мы не стремимся к экспериментам в этом поле.

Культурно-социальная роль краудфандинга

Краудфандинг даст возможность издавать книги «некоммерческого свойства» — бэк-листы зарубежных издательств, узкоспециальную или специфически жанровую литературу и другую «экзотику», за которую издательствам браться боязно: а ну как должного интереса у аудитории не возникнет? Да и продвигать этим способом такие вот исключительные книги здорово.

Независимые авторы и краудфандинг

В книгах «Простая наука» собраны простые и интересные научно-познавательные опыты, которые можно повторить дома с родителями или друзьями.

Денис Мохов,
основатель проекта «Простая наука»,
г. Москва

Как пришла идея?

К моменту, когда пришла идея создать книгу «Простая наука», у нас уже был довольно успешный канал на Youtube и блог на Хабрахабр. Перед нами стояла задача как-то монетизировать проект. И мы решились превратить наш опыт «с опытами и экспериментами» в книги. За два месяца создали прототип нашей будущей книги, разослали его в издательства и... не получили никакого вразумительного ответа. А если он и был, то совершенно не устраивал нас в финансовом плане. Случайно мне позвонили и рассказали о краудфандинге и сайте «Бумстартер». Звезды сошлись, и было решено пробовать.

Плюсы краудфандинга для независимого автора

Собранные через краудфандинг деньги пошли на печать двух первых книг тиражом по 5 тыс. экземпляров каждая. Изначально мы собирались издать только одну книгу, но денег собрали на две. Прежде чем говорить о плюсах для авторов, нужно понять, какой титанический труд нужно приложить, чтобы собрать деньги. Запуск сбора средств на издание книг — это, скорее, не способ их напечатать, а проверить, стоит затея того или нет.

Более 80% спонсоров рассчитывали получить книгу или фирменные сувениры взамен. Но были и те, кто пожертвовал безвозмездно. Один из спонсоров перевел нам 50 тыс. руб. и даже не оставил ни контактов, ни имени.

«Рецепт успеха» от Дениса Мохова

Не надо надеяться, что ваш проект сам собой будет замечен на платформе. Автор должен делать все сам. И чем более известен сам автор, тем больше вероятность успешности проекта. Само произведение тоже имеет вес. Платной рекламой мы не пользовались, да это и нелогично для сбора средств.

Успех проекта — в настойчивости его автора (-ов). Автор должен во время всего срока проекта требовать со всех денег. Да! Требовать! Со знакомых, друзей, родственников, френдов в соцсетях, прохожих, попутчиков и т. д. Как бы ужасно это ни звучало, но другого рецепта я не вижу. Сам краудфандинг нужен главным образом для пиара. На наш проект откликнулись читатели нашего блога, гики, основную ставку мы делали на них и не прогадали.

Почему «Бумстартер»?

Как я уже говорил, мне позвонили именно с «Бумстартера», и о других платформах на тот момент я ничего не знал. Сейчас я уже знаю разницу между платформами, но кардинальных различий нет. Если автор имеет свою аудиторию и делает все возможное и, главное, невозможное, чтобы проект состоялся, то от платформы ничего не зависит.

Культурно-социальная роль краудфандинга

С момента завершения нашего проекта в 2013 г. краудфандинг в России изменился. И изменился, к сожалению, в сторону благотворительности. Особенно «Бумстартер». Это мое личное мнение. Думаю, издательства будут включать краудфандинг в свой маркетинговый арсенал. В большей степени, как тест будущего произведения или нового автора. Я бы, на их месте, делал бы именно так.

Александра Давыдова знает все о книжном краудфандинге и даже написала о нем книгу!

Александра Давыдова,
писатель и сценарист,
автор книг «Немного магии» и «Книжный краудфандинг: как это работает»

Как пришла идея?

Идея возникла в тот момент, когда я решила издать книгу-артефакт «Немного магии». Мне хотелось создать не просто текст, а «Вещь в себе», где все будет в рамках моей собственной цельной задумки: дизайн обложки, иллюстрации, шрифт и даже бумага. Крупное издательство за такое вряд ли возьмется. Публиковать книгу за свои деньги, с надеждой когда-нибудь потом ее продать, недальновидно. А вот собрать предзаказы с заинтересованных людей — хорошая идея. Кто-то дает 50 рублей и получает электронную версию издания. Кто-то — 300 рублей и получает бумажный экземпляр. А кто-то решает внести 1000 и получает издание в подарочной упаковке с сувенирами и открыткой.

Плюсы краудфандинга для независимого автора

Книга «Немного магии» целиком создана на средства от сбора. После того как кампания закончилась, я решила, что минимум полгода не буду думать о таких проектах — потому что это отнимает много сил и времени. Но вот полгода прошло, и я готовлюсь запустить в работу новую книгу — межавторский сборник в традициях средневекового бестиария.

Главное преимущество краудфандинга — возможность издать неформатную книгу, необычную, оригинальную. Большие издательства вряд ли возьмутся за такую в силу ее нерентабельности, а в процессе краудфиндинга находится как раз та читательская аудитория, которой не хватает подобной «книжной магии». К тому же, с появлением такого сервиса как Ridero (который, без дополнительного софта позволяет сверстать книгу и сделать дизайн обложки) все упростилось в разы.

«Рецепт успеха» от Александры Давыдовой

Главное: если вы затеяли кампанию, ни на секунду не останавливаться. Как говорит Вадим Нестеров, создатель площадки «Сбор-ник», краудфандинг как езда на велосипеде. Если перестанешь вращать педали, сразу упадешь. Поэтому самостоятельная реклама (в блогах и соцмедиа) — это не дополнительная опция, а необходимая работа, которую нужно делать ежедневно. Я тратила около двух часов в день на рекламу проекта и общение в соцсетях.

Платформа начинает рекламировать сбор, если видит его перспективность. Для того, чтобы эту перспективность доказать, нужно собрать больше половины заявленной суммы в первый день (мы собрали минимальную сумму за неполные двое суток).

Почему «Сбор-ник»?

Крауд-платформа «Сбор-ник» была выбрана потому, что специализируется на книжных сборах (в отличие от той же «Планеты» или «Бумстартера»). Здешняя аудитория ориентирована именно на поддержку текстов.

Культурно-социальная роль краудфандинга

Смею надеяться, что с его помощью чем дальше, тем больше будет появляться оригинальных неформатных изданий. Краудфандинг — это мостик между «авторским посланием» и аудиторией, которая готова его услышать.

Материалы по теме:

Библиотеки в социальных сетях: 5 практик

Библиотеки в социальных сетях: 5 практик

Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?

Независимые книжные в провинции

Независимые книжные в провинции

За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?

Печать по требованию заполнит ниши, неинтересные крупному книгоизданию

Печать по требованию заполнит ниши, неинтересные крупному книгоизданию
Арсений Сиротин, руководитель по маркетингу клуба издателей «Неформат»

Тиражи бумажных книг за последние двадцать лет сократились примерно в пять раз и продолжают уменьшаться на пять процентов ежегодно. Эксперты считают, что в ближайшее время перед книжными издательствами встанет дилемма: или выпускать только стопроцентные бестселлеры, которые гарантированно разойдутся большими тиражами, или переходить на систему печати по требованию. Издательский клуб «Неформат» о том, как развивается сегодня эта издательская модель.