Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Профессиональный конкурс «Лаборатория лидерства»: зеркало современного университетского библиотекаря

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь» проходит с 2021 года. В 2023 году победу в конкурсе одержала Анна Поспелова из Научно-технической библиотеки Томского Политеха. Директор библиотеки Ирина Котова представляет обзор прошедших конкурсов, что может быть интересно для изучения кадрового состава вузовских библиотек в целом. 

Профессия библиотекаря всегда была сложна и многогранна и требовала специальных знаний и творческого подхода. Особенно это касается сотрудников университетских библиотек, которые должны обеспечивать информационное сопровождение образовательной, научной, социокультурной и воспитательной деятельности вуза.  

В современных условиях трансформации образования, цифровизации, развития искусственного интеллекта компетенции университетского библиотекаря становятся еще более обширными: от комплектования и каталогизации до наукометрии и организации мероприятий. 

Так кто он — современный университетский библиотекарь? Рассуждениям на эту тему можно посвятить не одно исследование и не одну статью. Одно из таких исследование было проведено в 2022 г. Секцией вузовских библиотек Российской библиотечной ассоциации.

Еще одной площадкой для анализа кадрового состава отрасли можно считать профессиональный конкурс «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь», который проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Впервые конкурс был проведен в 2021 году. Организаторами конкурса выступили:

В разные годы партнерами конкурса выступали: Антиплагиат, EBSCO, Национальный электронно-информационный консорциум (НЭИКОН), международное издательство Wiley, Издательский дом Гребенников, Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ). В составе жюри конкурса — ведущие эксперты отрасли: директора библиотек, представители ведущих российских и зарубежных издательств, руководители информационно-аналитических центров.

Основная задача любого профессионального конкурса — демонстрация участниками профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. «Лаборатория лидерства» ставит цель не только «выявить талантливых библиотечных работников, поддержать и поощрить их», но 

Конкурс состоит из четырех этапов, каждый из которых включает 4–5 заданий. Названия этапов подчеркивают многогранность и потенциал профессии: 

а задания — его сложность:

и так далее.

Условия участия в «Лаборатории лидерства» довольно просты. Конкурсантом может стать любой сотрудник библиотеки высшего учебного заведения, за исключением ее руководителя (директора или заведующего библиотекой). Одну библиотеку может представлять один участник, но командная работа, поддержка со стороны коллектива только приветствуется организаторами.

География участников 

За три года в конкурсе приняли участие 228 человек (в 2021 г. — 151 участник, в 2022-м — 136, в 2023-м — 105), представлявшие практически все регионы России: от Карелии и Архангельской области, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Краснодарского края, Приморского и Хабаровского краев, Калининградской области. Хочется отметить, что в 2023 г. в конкурсе приняли участия 6 библиотекарей из Донецкой и Луганской Народных Республик. 

Участники конкурса представляли не только вузы столицы, административных центров республик, краев, областных центров, но и университеты Армавира, Болгара, Воткинска, Ельца, Княгинино, Коврова, Череповца, Шахт и других, в том числе малых, городов. Такое широкое представительство регионов еще раз подтверждает мысль, что конкурс — это зеркало жизни всех университетских библиотек, независимо от величины и статуса организаций, которые они представляют. 

Высшие учебные заведения

Участники представляли 247 высших учебных заведений разных министерств и ведомств: науки и высшего образования, просвещения, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта. Это были классические и военные, гуманитарные и технические, музыкальные и строительные, педагогические и юридические вузы.

Образование участников 

В университетском библиотечном сообществе не первый год обсуждается вопрос о необходимости выстраивать систему повышения квалификации сотрудников, так как количество специалистов с библиотечным образованием ежегодно сокращается. Конкурс проиллюстрировал эту ситуацию. В 2021 г. 42% участников «Лаборатории лидерства» имели библиотечное образование, в 2022 г. — 44%, в 2023 г. — 48%. Более подробная информация об образовании конкурсантов разных лет представлена на рисунке 1. 

Рисунок 1

Рисунок 1

В университетских библиотеках сегодня работают химики, физики, педагоги, выпускники гуманитарных специальностей. При этом у подавляющего количества участников (почти 80%) есть высшее образование.

Штат

Более трети участников конкурса — руководители, в том числе среднего звена: заведующие отделами, секторами, заместители директоров (2021 г. — 36,5%, 2022 г. — 39%, 2023 г. — 30%). Но все три года основными конкурсантами были классические штатные единицы: библиотекари и библиографы (2021 г. — 60%, 2022 г. — 49%,  2023 г. — 59%).

Таблица 1

Должность конкурсанта 2021 2022 2023
Библиографы, в т. ч. ведущие и главные 15 12 12
Библиотекари, в т. ч. ведущие и главные 75 55 50
Заведующие сектором 15 14 8
Специалисты, в т. ч. ведущие 2 7 5
Заведующие и начальники отделов 31 33 17
Заместители директоров, заведующие филиалами 10 6 7
Другие 6 9 6

 

Радует наличие среди участников IT-специалистов (программистов, администраторов сайтов). Современные задачи заставляют университетские библиотеки меняться, переходить на цифровые рельсы. В этих условиях IT-специалисты становятся важными действующими лицами в этих подразделениях.

Подразделения и опыт работы

Участники представляли широкий спектр подразделений библиотеки: от внутренних отделов, как сейчас принято говорить, бэк-офис, до отделов обслуживания:

и другие. 

Ежегодно около 40% участников  — это опытные специалисты, проработавшие в библиотеке более 15 лет. Но вместе с тем с каждым годом растёт количество конкурсантов, имеющих за спиной минимальный опыт работы (2021 г. — 14%, 2022 г. — 17%, 2023 г. — 22%). 

Таблица 2

Стаж работы 2021 2022 2023
1 год 7 8 12
2–3 года 14 15 11
от 4 до 10 лет 49 35 24
от 11 до 15 лет 19 22 16
от 16 до 20 лет 22 24 15
от 21 до 25 лет 21 10 13
от 26 лет и выше 22 22 14

 

Гендерная характеристика

Оспаривая мнение, что у библиотеки женское лицо, в 2021 и 2022 г. в конкурсе приняли участие по 9 сотрудников мужчин, в 2023-м — трое, и добились отличных результатов. Алексей Трегубов (Казанский (Приволжский) федеральный университет) стал призером I этапа, лауреатом II этапа в 2021 г. Алексей Масалов (Белгородский государственный национальный исследовательского университет) — лауреат I, IV этапов и общего зачета в конкурсе 2022 г.

Самые активные участники

Как у любого события или мероприятия, у «Лаборатории лидерства» есть свои критики и почитатели. Первые помогают конкурсу совершенствоваться, становиться лучше. Вторые, принимая участие не первый раз, растут вместе с ним. Три раза в конкурсе приняли участие: Ольга Логинова (Казанский государственный институт культуры), Елена Черемных (Санкт-Петербургский университет технологий, управления и экономики (2021 г.), Санкт-Петербургский государственный экономический университет (2022–2023 гг.)), Надежда Чиненова (Брянский государственный университет имени И. Г. Петровского). 

Результаты и победители

Три года работы, три победителя, три университетских библиотечных столицы.

2021 г.
Евгения Ускова
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
 
2022 г. 
Виктория Волкова
Российский университет дружбы народов, Москва
 
2023 г. 
Анна Поспелова 
Томский политехнический университет, Томск
 

За три года проведения конкурса 23 участника, призеры общего зачета и отдельных этапов, прошли обучение в Школе управления СКОЛКОВО по программам: «Управление университетами», «Управление проектами», «Развитие стратегического мышления: навыки и инструменты». На этих курсах призеры осваивали инструменты, которые помогают видеть библиотеку в контексте развития всего университета и активно включаться в общеуниверситетские задачи и проекты. 

Выводы

«Лаборатория лидерства» — площадка, которая объединяет неравнодушных и амбициозных, раскрывает творческий потенциал и заставляет задуматься о роли университетской библиотеки, помогает решить реальные современные задачи подразделения и создает условия для формирования и проявления лидерских качеств сотрудников.   

Кроме того, к конкурсу можно относиться как к очередной возможности повысить квалификацию, рассказать о своих достижениях и проектах, апробировать идеи, презентовать свою библиотеку.

«Участвуйте в конкурсе, рушьте стереотипы и становитесь частью сообщества библиотекарей-профессионалов». Удачи и побед!

 

Текст подготовила: Ирина Котова, директор НТБ Томского Политеха