В мае 2020 году завершится реализация рассчитанной на семь лет программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Однако в правительстве РФ не собираются сворачивать проект и намерены продлить его реализацию до 2024 года. В кабмине считают, что программа вносит существенный вклад в модернизацию высшей школы и не менее эффективна, чем создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.
Введение платного высшего образования в России привело к тому, что на рынке труда образовался переизбыток менеджеров, бухгалтеров и юристов. А ликвидация системы распределения молодых специалистов, разрыв связей между предприятиями, научными учреждениями и вузами способствовали усилению дефицита действительно востребованных специалистов.
Крупные исследовательские фонды отказываются финансировать публикацию статей в гибридных журналах. Эксперты полагают, что это не повлияет на количество таких изданий, но может отразиться на их качестве.
Чиновники обещали к 2020 году качественный прорыв дистанционного образования в России. Сейчас оно развивается чуть медленнее, чем в других прогрессивных странах, но и на этом этапе востребовано. За удалённое обучение высказываются студенты, преподаватели и работодатели.
По Федеральному закону «Об образовании в РФ», принятому в 2012 году, педагогические работники имеют возможность не реже чем один раз в три года получить дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. При этом вуз раз в пять лет обязан бесплатно предоставить преподавателям возможность пройти курсы повышения квалификации. Немаловажно и то, что от того, как они воспользуются этой возможностью, зависит и уровень их заработной платы, что порой приводит к формализации процесса повышения квалификации. На это обратили внимание в правительстве РФ и решили, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».
Еврокомиссия и её соратники потребовали от учёных публиковать в открытом доступе результаты исследований, финансируемых государством. Научное сообщество разделилось: одни поддерживают, другие считают внедрение Плана S поспешным. А издатели платных журналов сравнивают Open access с Википедией.
Проблема поиска, в особенности научного, для отечественных библиотек по-прежнему очень актуальна. В свободном доступе практически нет авторских научных работ, поэтому библиотеки, особенно вузовские, стремятся обеспечить своих читателей качественной, адекватной и полной научной информацией с помощью различных электронных подписок. При этом библиотеки стремятся создать систему единого поиска на своем сайте.
В 2018 году исполнилось 5 лет правовому акту, который закрепил в законе об образовании сетевые формы обучения. Нормативная база, связанная с ними, ещё не до конца сформирована. Однако уже понятно, что плюсы от создания образовательных союзов почувствуют на себе все их участники.
Несмотря на аргументы противников open access, движение по обеспечению открытого доступа к научным публикациям набирает обороты. За последние десятилетия сторонникам удалось развеять мифы и вывести вопрос на самый высокий уровень.
В десятилетие, когда аккаунты в соцсетях есть даже у придорожных палаток с пирожками, многие библиотеки строят своё присутствие в Интернете по остаточному принципу. Между тем, для многих посетителей — действующих и потенциальных — лента новостей стала чуть ли не единственной точкой соприкосновения с информацией от учреждений.