Чат-боты и виртуальные помощники стали повседневной реальностью высшего образования в США и Европе. В ближайшие годы на смену целевым разработкам на базе искусственного интеллекта и машинного обучения придут комплексные системы, но никто не может предсказать, какие последствия и эффекты ждут высшее образование.
Заменят ли системы на базе искусственного интеллекта живых преподавателей или это перспектива отдаленного будущего? Корреспондент «Либинформ» проанализировал тренды развития ИИ в образовании.
Следующий год аналитики называют революционным для целого ряда технологических проектов. Сети связи пятого поколения приведут человечество в мир вездесущих мобильных технологий, чат-ботов, голосовых помощников и умных городов. Но так ли безоблачно будущее, которое предлагает миру новые технологии? Мы проанализировали прогнозы, чтобы понять, к чему в действительности может привести новый этап развития высоких технологий.
С 2015 года российские университеты живут в условиях сокращения бюджетного финансирования. При этом законодательно установлены жесткие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Чтобы не лишиться лицензий, вузы все чаще используют внебюджетные средства для поддержания его на должном уровне.
Из-за сокращения государственного финансирования библиотека Университета Айовы отменит подписку более чем на 800 журналов, баз данных и электронные книги в течение предстоящего учебного года. Перечень сотрудники библиотеки составляли совместно с преподавателями вуза. Эта мера позволит сэкономить примерно 600 тысяч долларов.
В мае 2020 году завершится реализация рассчитанной на семь лет программы повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Однако в правительстве РФ не собираются сворачивать проект и намерены продлить его реализацию до 2024 года. В кабмине считают, что программа вносит существенный вклад в модернизацию высшей школы и не менее эффективна, чем создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.
Введение платного высшего образования в России привело к тому, что на рынке труда образовался переизбыток менеджеров, бухгалтеров и юристов. А ликвидация системы распределения молодых специалистов, разрыв связей между предприятиями, научными учреждениями и вузами способствовали усилению дефицита действительно востребованных специалистов.
Крупные исследовательские фонды отказываются финансировать публикацию статей в гибридных журналах. Эксперты полагают, что это не повлияет на количество таких изданий, но может отразиться на их качестве.
Чиновники обещали к 2020 году качественный прорыв дистанционного образования в России. Сейчас оно развивается чуть медленнее, чем в других прогрессивных странах, но и на этом этапе востребовано. За удалённое обучение высказываются студенты, преподаватели и работодатели.
По Федеральному закону «Об образовании в РФ», принятому в 2012 году, педагогические работники имеют возможность не реже чем один раз в три года получить дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности. При этом вуз раз в пять лет обязан бесплатно предоставить преподавателям возможность пройти курсы повышения квалификации. Немаловажно и то, что от того, как они воспользуются этой возможностью, зависит и уровень их заработной платы, что порой приводит к формализации процесса повышения квалификации. На это обратили внимание в правительстве РФ и решили, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, рассмотреть вопрос ухода от «повышения квалификации ради документа по аттестации».