Немыслимая ситуация в сфере образования — объединить усилия во имя великой цели. С учетом того, как мешает учебным и научным организациям существующая среди них конкуренция — за статус, деньги, сферу влияния, интерес студентов, наладить взаимодействие им ой как непросто. Поэтому тренд на консорциумность и совместное решение задач, одинаково остро стоящих перед самыми разными вузами, подоспел очень даже вовремя. Под эти тенденции попадают и вузовские библиотеки.
Меняется все: мода, эпоха, сам человек. Подход к образованию тоже меняется: это неизбежное свидетельство влияния технологического развития, информационной свободы и гуманистических тенденций. В настоящий момент ценностный компонент системы образования обновляется, и в этом, быть может, еще пока неоперившемся птенце видна стать будущей взрослой гордой птицы.
Со стороны попытка стимулировать предпринимательскую активность населения через образовательную отрасль кажется логичной. И вот уже и в вузах появляются соответствующие курсы, бизнес-инкубаторы, предпринимательские клубы и акселераторы. Попробуем понять, насколько они эффективны, какие компетенции сейчас и правда нужны будущим предпринимателям, а ныне — студентам.
Продолжаем говорить о научной коммуникации, ее целях, задачах и способах их достижения в России и мире. С какими трудностями сталкиваются ученые, планирующие заниматься популяризацией науки? И можно ли нести знание в массы в одиночку?
Сегодня вопросы научной коммуникации, которая подразумевает в том числе деятельность по популяризации науки, актуальны для научных институтов, организаций и университетов. Очевидно, что публикаций в научных журналах первого и второго квартиля недостаточно, чтобы доносить ценность знания и распространять научные достижения в массовом сознании. Теперь дело за малым: научиться говорить просто о сложном, взаимодействовать со СМИ и уверенно заявлять о себе и научных успехах своей организации.
Стремительное развитие современной системы высшего образования — ее движение в сторону индивидуальных образовательных траекторий, цифровых инструментов, моделей перевернутого обучения и гибридных форматов взаимодействия преподавателей и студентов — формирует проблематику, которая связана уже не только с самим процессом обучения и преподавания, но и с морально-этической стороной дигитализации образования.
Доступность знания в современном мире определяет новый виток развития образовательной среды — ее персонализацию. В этих условиях трансформируется роль педагога: от носителя знаний к тьютору, ментору, наставнику, меняется и сама модель обучения — от «знаниевой» к «компетентностной» и «личностной».
Преподаватель вуза — профессия не только общественно значимая, но и весьма престижная. Работать в университете — значит вызывать уважение студентов, восхищение окружающих, гордость родных — и бороться с чувством неопределенности, сопротивляться сомнениям и находиться в состоянии тревоги…
Физматшколы при университетах — а ныне специализированные учебно-научные центры — явление по сути уникальное. Эти “высокорентабельные предприятия” и сегодня связывают воедино образовательную и научную сферу, создают условия для раскрытия научного потенциала одаренных школьников из отдаленных городов и провинций. Развитие этих школ-интернатов происходит в согласии с заданными еще в 1950–1960-х годах ориентирами… или нет? В статье рассмотрим прошлое и нынешнее состояние СУНЦев, цели и задачи, которые государство ставило и ставит перед их руководством, а главное — ответим на вопрос, почему и сейчас в развитие физматшкол стоит вкладывать средства.
На книгоиздательском рынке без перемен: последние несколько лет эта сфера стабильно развивается. Однако это развитие заставляет столкнуться два противоборствующих лагеря, каждый из которых пророчит процветание бумажной или электронной литературе. На основе отраслевых докладов и мониторингов использования традиционного (печатного) и цифрового контента рассмотрим, стоит ли опасаться за какой-то из сегментов книжной индустрии сегодня и в обозримом будущем.