Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Всё о цифровых следах, или Как меняется образовательная среда в вузах

13 октября 2021 года прошла онлайн-конференция «Цифровые следы в образовании», организованная образовательной системой Лань и Финансовым университетом при Правительстве РФ. Мероприятие было посвящено определению понятия «цифровой след», обсуждению механизмов его сбора и аналитики, а также практической ценности для повышения качества высшего образования.

 

Цифровые следы оставляет каждый пользователь интернета. В образовательной системе, где активно распространяются онлайн-форматы и проходит всё больше учебных процессов, цифровые следы оставляют и студенты, и преподаватели. Чем могут быть полезны эти данные, как их собирать и для чего анализировать, какое влияние они оказывают на качество образования. Эти и другие связанные вопросы обсуждали участники конференции «Цифровые следы в образовании».

В мероприятии приняли участие 30 спикеров и экспертов — представители крупных российских вузов, библиотечного сообщества, образовательных платформ, производители учебных ресурсов. Конференция собрала более 4 000 онлайн-слушателей из России и из-за рубежа. 

Опыт вузов

Своим опытом сбора и исследования цифровых следов поделились преподаватели высшей школы.

Виола Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета, рассказала о разработанном специалистами вуза метасервисе «Цифровой тьютор». Проект представляет собой систему рекомендательных сервисов и поддержки процесса индивидуализированного обучения. Она позволяет не только анализировать и визуализировать, но и корректировать действия на основе результатов учебной аналитики. 

В Поволжском государственном технологическом университете собирают цифровые следы, которые аккумулируются на образовательном портале вуза, занимаются анализом обучения. Об этом в своем докладе рассказал Игорь Нехаев, начальник Центра электронного обучения университета.  

«Первая задача, которую мы перед собой поставили, — дать обратную связь преподавателю по всем дисциплинам, которые он ведет. Это сигнальный мониторинг, который позволяет провести экспресс-анализ происходящего на курсе», — отметил спикер. 

В Томском госуниверситете изучают цифровые следы студентов с помощью соцсети ВКонтакте. Данные оказались полезны с точки зрения прогнозирования и индивидуализации обучения.

Как пояснил Артем Фещенко, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения Института дистанционного образования ТГУ, эти данные могут быть актуальны для понимания, что из себя представляет студент, каковы его запросы на входе в университет, когда он еще не оставил цифровой след в LMS вуза. В университете создали прогнозную модель для первокурсников, которые еще не сдавали первую сессию. На основании анализа сообществ, в которых состоит студент в ВК, прогнозируют его академическую успеваемость.

О роли цифровых следов в формировании индивидуализации учебного процесса говорил и Андрей Комиссаров, директор сервисов «Цифровой профиль» и «Диагностика» Университета 20.35. 

«Основная цель цифровизации — это, в первую очередь, массовая индивидуализация. Может быть, это звучит как парадокс, но когда у вас тысяча учащихся, и каждому из них нужно максимально повысить эффективность обучения, построить максимально персонализированный индивидуальный образовательный маршрут, мы все понимаем, что ни один педагог не может помочь учащемуся индивидуализировать его обучение методом наблюдения. Тут нам навстречу идут датацентричные инструменты». 

Новые участники 

Складываются предпосылки для включения в создание комплексной модели цифровых следов новых участников, прежде всего библиотек.

«Мы готовы говорить о возможности перехода университетских библиотек из пассивного в активное состояние для решения задач, связанных с запросами и потребностями цифровых образовательных сред вуза, — считает Галина Можаева, директор Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ. — Потенциал библиотечных информационных комплексов, электронных библиотек — важнейший элемент цифровой образовательной среды». 

Как отметила Галина Ившина, директор Научно-технической библиотеки им. Н. Г. Четаева Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, сегодня библиотека — это «место интеграции научно-информационной и образовательной информации, поступающей в вуз».

О будущем интеграции библиотечной системы вуза с его учебной системой говорил и Михаил Шепель, директор Межрегионального центра ДПО и содействия занятости Томского государственного университета.

Сегодня в мире на смену LMS и АБИС приходят новые технологические решения — LXP-системы, Learning Experience Platform, которые представляют собой интеграцию этих систем. На основе их данных возможно построение сервисов, которые с помощью искусственного интеллекта смогут рекомендовать студенту полезные ресурсы. 

«Это даст возможность студенту видеть аналогичных учащихся, исследователей и преподавателей, которые интересуются схожими темами и ведут схожую работу. Это будет стимулировать междисциплинарные пересечения», — уверен спикер. 

Опыт разработчиков контента

Обсуждали на конференции и производство образовательного контента и то, как сбор данных от учащихся помогает совершенствовать учебные продукты. 

Своим опытом поделилась Наталья Сухенко, руководитель службы сопровождения «Нетология-групп»: «Мы поняли для себя важную вещь: студент покупает не продукт, а ту выгоду, которую он приобретает от соприкосновения с обучающей программой. Мы пришли к выводу, что нужно концентрироваться на той выгоде, пользе, которую ставят перед собой студенты. На свойствах и характеристиках нашего продукта, а также на метриках, которые покажут, что наш продукт — качественный и удовлетворяет всем потребностям студента, решает запрос, с которым он к нам пришел».

Свои кейсы представили специалисты из онлайн-школы Skyeng. 

Итоги

Подводя итоги конференции, директор издательства Лань Сергей Дарий добавил:

«Мы все сходимся в одном: цифровой след — это реальность, без которой нет современной системы образования. Не надо его бояться, это делается на благо образовательного процесса, для повышения его качества, помогает сделать образование более индивидуальным и эффективным». 

Полная видеозапись конференции доступна по ссылке http://conf.lanbook.com/cso2021.