Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Управление образовательной организацией: чему стоит учиться ректорам

Все очевиднее становится потребность в непрерывном обучении для каждого из нас: остановка в личностном и профессиональном развитии может означать потерю квалификации и конкурентоспособности на рынке труда. Для вузовской среды этот вопрос тоже актуален. Учиться приходится не только непосредственным участникам образовательного процесса — преподавателям и студентам, но и руководству университета.  Так что необходимо изучать тем, кто взял на себя ответственность возглавить вуз?

 

Какие задачи стоят перед ректором вуза? Роль главного руководителя предполагает решение стратегических задач по развитию вуза. Определение стратегии и тактики развития университета — одна из важнейших обязанностей ректора, но не единственная. Он также ищет источники финансирования, возглавляет Ученый совет, выступает в качестве эксперта на различных мероприятиях, издает указы. Многие ректоры совмещают основную деятельность с преподаванием и научной работой — для образовательной, научной организации такой руководитель значит многое.

Последний пункт отражает специфику управления вузом как учебным заведением. В целом вся педагогическая деятельность носит управленческий характер: действительно, обучение и воспитание — это способы воздействия на личность, способы управления ею и ее на-правления на пути профессионального и личностного развития. Управлять организацией, которая призвана сама «управлять» студентами, — это настоящий вызов.

Чему учатся ректоры

Поэтому, с одной стороны, для любого ректора актуальными становятся основы менеджмента, экономики, вопросы лидерства, технологии разработки и принятия управленческих решений. С другой стороны — хорош тот ректор, который разбирается в проектировании образовательных продуктов, ориентируется в истории, проблематике, трендах развития сферы высшего образования и вопросах академической профессии, понимает особенности преподавательской деятельности. 

Кроме того, в вузе проводится не только учебная и научная работа — хозяйственный блок задач тоже довольно объемен. Положить новое крыльцо, построить дополнительный корпус, отремонтировать общежития, оборудовать аудитории новой техникой — со всем этим ректор сталкивается ежедневно.

Каждая из этих задач по отдельности уже довольно объемна — охватить же их все одному человеку практически невозможно. Для этого и существует проректорская команда. Правда, несмотря на то, что решение многих вопросов проректоры берут на себя, главному руководителю университета все равно важно разбираться во всем, что относится к вверенной ему организации.

Где учатся ректоры

Погрузиться в науку управления вузом позволяют различные образовательные программы. Одни позиционируют себя непосредственно как образовательные программы, другие представляют собой курсы повышения квалификации, третьи — магистерские программы. Аудитория всех этих курсов не ограничивается исключительно ректорами: слушателями могут стать абсолютно все управленцы вуза. Однако нацеленность на ректорский корпус очевидна: все-таки ответственность за глобальные изменения в университете лежит именно на них.

На что делается ставка в наиболее известных образовательных программах?

1. «Комплексная программа повышения квалификации ректоров» 

Дистанционный электронный курс повышения квалификации от Финансового университета на 72 ак. часа состоит из четырех тематических модулей: «Управление персоналом», «Управление проектами», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент и экономика».

Курс — один из наиболее бюджетных в сфере обучения ректоров (90 000 рублей) — дает основы стратегического и проектного менеджмента, знакомит слушателей с государственным регулированием и финансированием высшего образования, внедрением профстандартов и построением организационной структуры в вузах. 

Можно сказать, что это базовые аспекты ректорской деятельности, которые, собранные воедино в виде стройной системы, позволяют обеспечить первичное знакомство с профессией.

2. «Управление в высшем образовании»

Очно-заочная магистерская программа в НИУ «Высшая школа экономики» рассчитана на 2,5 года. В программе большое влияние уделяется истории высшего образования, его современным проблемам — так у обучающихся формируется глобальное представление о сфере, частью которой они и их вуз являются. Кроме того, программа включает в себя и курсы по классическим и современным теориям обучения, а также по проектированию, разработке и реализации образовательных продуктов, академической профессии и академическим контрактам.

Программа заявлена как практикоориентированная: слушатели курса научатся строить бизнес-модель университета в горизонте на 5 лет, а также разберут лучшие практики управления вузом. Стоимость обучения — 330 000 рублей в год для тех, кто учится платно; программа предусматривает 10 платных и 40 бюджетных мест.

3. «Школа ректоров-20: управление трансформацией университета»

Наконец, одна из самых известных — и дорогостоящих — образовательных программ — это интенсив от Московской школы управления Сколково. Программа подразумевает большое количество практики, а также разработку и защиту проекта, который будет применяться для развития вуза. 

Какие это проекты? Например, проект трансформации отраслевого вуза в многопрофильный исследовательский университет, проект трансформации образовательной модели университета, проект Центра превосходства по цифровой трансформации городской мобильности, новая модель бакалавриата, проект RnD магистратуры и др. 

Обучение проходит в формате 5 очных учебных дней/раз в месяц на протяжении полугода. Как и представленные выше образовательные мероприятия, курс охватывает тренды и проблемы современного высшего образования, а также вопросы целеполагания, ресурсного планирования и модернизации процессов в университете. 

Основное отличие программы — ее интенсивность. Учебные дни проходят очень насыщенно, занятия идут с 9 до 20 ч, после чего часто необходимо еще выполнить домашнее задание к следующему утру. Этот напряженный, физически выматывающий график. Череда именитых выпускников программы принесли известность «Школе ректоров».

Обучение на программе стоит 600 000 рублей. По мнению создателей программы, образовательный курс полностью переворачивает сознание вузовских управленцев, заставляет думать их иначе, а главное — принимать эффективные решения.

Каким еще может быть профессиональное развитие ректоров

Не всегда обучение является единственным источником новых знаний, особенно когда в роли студентов выступают члены ректорского корпуса. Профессиональное становление во многом зависит от опыта — и жизненного в том числе, от умения мыслить стратегически, от окружения: ректор всегда неразрывно связан со своей командой.

Получить дополнительную пищу для размышлений можно, приобщившись к миру учебных пособий и книг. Это может быть литература, представляющая опыт других вузов или дающая системное представление о системе высшего образования, начиная со времени ее становления в России и в мире.

Какие книги могли бы быть полезны?

1. Сборник «Кейсы российских университетов»

В сборнике представлены кейсы российских вузов, отражающие современные аспекты управления университетом, университетской наукой и инновациями, современными образовательными программами, связями с предприятиями и рынком труда. Кейсы разработаны на основе актуальной информации и интервью с руководителями вузов. 

2. «Сборник кейсов лучших практик опорных университетов России»

В отличие от предыдущего сборника, этот нацелен на аудиторию конкретных вузов — опорных. В основу сборника легли материалы Межвузовского форума «Опорные университеты — драйверы развития регионов». В конце сборника представлены дорожные карты по внедрению отдельных кейсов.

3. «Университеты в России: как это работает» 

Книга, ставшая результатом пятилетней работы Марии Юдкевич, проректора НИУ ВШЭ, и Ярослава Кузьминова, ректора Вышки на момент подготовки издания. Авторы показывают взаимосвязь исторических событий в нашей стране со становлением системы высшего образования, создают комплексное представление о развитии этой институции и предоставляют читателям возможность найти для себя ответы на множество «как» и «почему». Что такое университет в России и как эта структура работает? Как и почему с течением времени изменяются их миссии, принципы финансирования? Какую роль в их работе играет государство и научная деятельность? А также кто учится в университетах, каким предстает преподавательское сообщество? Поиску ответов на эти и другие вопросы и посвящена книга.

Таким образом, успешный опыт управления университетом — это всегда многомерная, сложно поддающаяся анализу деятельность. Любой ректор хочет быть хорошим, но что скрывается за этим определением?.. Очевидно одно: личностное развитие неотделимо от профессионального, а в профессиональном развитии важную роль играют основы менеджмента, экономики  учебного заведения, проектная деятельность, понимание исторических процессов и ныне формирующихся трендов. Всему этому и стоит учиться ректорам.

И, как нам кажется, у этого процесса нет завершающей стадии — есть только ориентиры, к которым стоит стремиться.