Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Makerspace: урок труда в библиотеке

В библиотеках мира набирает силу движение makerspace — создаются пространства «сделай сам». Одна из целей организации таких пространств в библиотеках — развивать креативное начало пользователей, превратить потребителей в создателей. Проект «Открытые мастерские», организованный на базе библиотеки "Лиговская" (МЦБС им. М. Ю. Лермонтова) в Санкт-Петербурге — о том, почему библиотеки оказались подходящей площадкой и каковы перспективы у этого модного поветрия.

Будимир Ворошилов,
куратор проекта МЦБС им. М. Ю. Лермонтова «Открытые мастерские», Санкт-Петербург

Мастерские — это мейнстрим

Движение makerspace зародилось в Америке и Европе. Там на протяжении последних двух лет библиотеки переориентируются на такие производственные пространства. Мы тоже пошли этим путем развития, нестандартным для библиотеки. Библиотека во многом переходит на электронные носители и меняет свое отношение к информации, но сама идея центра информации остается. Поэтому мы позиционируем этот проект как центр информации, в котором есть оборудование и специальная подборка прикладной литературы, и человек может прийти сюда и чему-то научиться.

Важная причина, по которой библиотека заинтересована в мастерских, — они привлекают новых читателей. Ведь вопрос отчетности и официальной посещаемости библиотеки никто не отменял. А поскольку принять участие в наших закрытых занятиях могут только те люди, которые записались в библиотеку, мастерские помогают библиотеке выполнять план по посещениям и книговыдаче.

Конкретный ответ, почему именно мастерские существуют в библиотеке, дать сложно. Но есть международный опыт, который показывает, что мастерские положительно влияют на развитие библиотеки. Makerspace становятся мейнстримом: уже через год или два подобных проектов в нашем городе будет больше.

Возвращение к ремеслу — тенденция последних лет

Создание своими руками, возвращение к домашнему производству, ремеслу — это тенденция последних лет. Она связана с глобализацией и современным рынком, символ которого IKEA, где можно купить все. Альтернативные материалы и дизайн существуют на периферии. Человек, который хочет освободиться от диктата торговых сетей, приходит к нам и учится самостоятельно собирать себе стол. Мы даем возможность стать ближе к материалу, к объекту, включить фантазию и изготовить для себя своими руками то, что вам никто никогда нигде не изготовит. Мы думаем, причина, по которой люди к нам приходят, — они хотят чего-то настоящего.

Выгодное сотрудничество на безвозмездной основе

«Открытые мастерские» — взаимовыгодное сотрудничество библиотеки и молодых специалистов. Люди, которые создают проект и преподают внутри проекта, таким образом получают рабочие места для собственного производства. Сейчас в нашей команде восемь человек: они бесплатно преподают, потому что мастерские предоставляют им места, за которыми они работают. Деньги никто никому не платит: они не платят аренду библиотеке, в то же время библиотека может себе позволить бесплатные занятия у мастеров. Чтобы стало понятнее, можно привести пример. Молодой столяр, который хочет развиваться в своей профессии, в первую очередь сталкивается с тем, что ему где-то нужно пилить и хранить свой инструмент — нужна мастерская, дома ее точно не устроишь. Для приезжего человека, который снимает комнату, все усложняется в разы. Аренда помещения в центре города обойдется в 25–30 тыс. руб. ежемесячно, у молодого специалиста нет таких денег: он только в начале пути и даже не приобрел и половины нужного оборудования. Наш проект — возможность получить рабочий угол абсолютно бесплатно. Единственное, что библиотека требует взамен — давать определенное количество уроков в месяц.

С каждым, кто приходит к нам на постоянное сотрудничество, мы заключаем договор на безвозмездной основе: он законодательно освобождает библиотеку от вопросов коммерции и скрытой аренды. Наши мастера принимают заказы, но реализация товара и ведение бухгалтерии — вопрос их личной финансовой ответственности, библиотека от этого дистанцируется.

Мастера приходят со своим оборудованием

Оборудование, как правило, у каждого мастера-преподавателя свое. На первых порах библиотека закупила часть оборудования, но этот шаг себя не оправдал, потому что многие из тех, для кого оно закупалось, со временем покинули проект. Поэтому мы понемногу пришли к такому принципу: мастер приезжает к нам со своим оборудованием и отвечает за него сам.

Учебные курсы сформировались сами собой

Базовую команду мы специально не искали, они пришли сами. Когда начался ремонт, новость о готовящемся проекте стала распространяться, и люди стали приходить, предлагать помощь в обустройстве пространства. К моменту открытия дверей для публики все учебные направления уже были сформированы. Наши мастера во многом повлияли на становление пространства, план мероприятий и систему обучения. Со временем кто-то уходил, появлялись новые люди либо мы сами кого-то искали, потому что хотели запускать то или иное направление. В общем учебные направления сформировались естественным образом. Сейчас у нас существуют шесть направлений: фотокурсы, дизайн одежды, курс станковой графики (гравюра), флористика, художественный текстиль и столярное дело в формате двух-трехмесячных курсов, также мы постоянно проводим различные мастер-классы на одно или два занятия. Мы выработали эти форматы со временем — нам легко в них существовать и выдавать людям ту или иную информацию.

Наша публика — люди всех возрастов и профессий

У нас живое общение с сообществом. Нередко люди, которые приходят к нам заниматься, через какое-то время уже сами ведут открытые лекции. Сегодня перед аудиторией выступает молодой фотограф. Он сам связался с нами, а мы организовали для него лекцию. Мы всегда готовы принять человека, который хочет высказаться и что-то прочитать. Таким образом формируется наша внутренняя и внешняя политика общения с людьми. Наша публика очень разная. Мы стремимся, чтобы к нам ходили люди всех возрастов, от 16 до 80 лет, разных профессий, разных социальных слоев, это очень важно. В реальности так и есть: к нам ходят абсолютно разные люди. Причем, часто заметен их рост, и духовный, и профессиональный, это очень приятно. За полтора года через наш проект прошло огромное количество людей и мы рады, когда к нам возвращаются, а такое бывает часто. Есть люди, которые ходят на все лекции, от 3D-печати до вечера поэзии. Цели и задачи у всех разные. Чаще всего хотят что-то смастерить, собрать стол или стул, мы в этом помогаем.

Фотография и дизайн одежды всегда популярны

Понятно, что станковая графика (уникальный курс с прокатным станком, где можно создавать гравюры) или переплет книг — направления узкоспециализированные: не каждый человек знает, что такое станковая графика, для чего она существует. А вот фотография — это вечная тема, которая интересна всем и всегда. Дизайн одежды и флористика особенно интересны женщинам. Столярное дело тоже популярно, да у нас все популярно. Не бывает, чтобы на лекцию пришло менее 30 человек или был недостаток желающих посещать учебный курс. Полтора года назад такая проблема была, но мы тогда только открылись. Обычно, когда площадка открывается, требуется 3–6 месяцев, чтобы набрать скорость и появились свои посетители. Сейчас нередко бывает, что людей приходится останавливать: бывало, на лекцию приходило 90 человек, а физически мы можем вместить 60. Поэтому на все лекции ведется электронная запись через форму Google, чтобы вовремя ее закрывать. Есть направления, где люди ждут по месяцу или два, потому что так много желающих.

Ювелирное дело оказалось небезопасным

От курса ювелирного мастерства нам пришлось отказаться. Процесс создания ювелирных украшений оказался слишком сложным и долгим, никак не вписывался в формат трех месяцев — для обучения требовалось не менее полугода. К тому же оказалось, что ювелирное дело не подходит проекту с точки зрения безопасности. Там необходимо работать с огнем и газовыми баллонами — по совету инженеров мы отказались от этого направления. Да, за полтора года работы были и ошибки, именно благодаря им мы сумели выработать целостную систему. Сейчас к нам обращаются коллеги из библиотек других городов и мы активно консультируем людей, которые хотят открыть мастерские.

Мастер-класс как способ привлечь внимание

3D-печать и сканирование — наш совместный проект с LeninCraft. Они первыми проявили интерес. Кстати, это отличный пример того, как происходит наше внешнее общение. Они хотели привлечь к своему проекту новую аудиторию, и мы договорились, что они проведут два мастер-класса. Также у нас были курсы по языкам жестов, по ораторскому мастерству: девушка — профессиональный тренер по ораторскому мастерству, ходила на курсы фотографии, и была в таком восторге от проекта, что решила провести четырехразовый курс по своей специальности. Такое часто бывает, что кто-то пришел и организовал свой курс. Это партнерские взаимоотношения: у нас есть пространство и сформированное сообщество. Это выгодно им и нам: к ним вливается часть нашего сообщества, а их сообщество вливается к нам. Это своеобразный обмен кадрами внутри проектов.

Мы возвращаем людей в библиотеки

Наша внутренняя миссия — направлять людей, приобщать их к чтению, поэтому я часто прошу людей пойти и взять книгу в библиотеке. Люди, которые меня услышали, делают это, на остальных наш проект, возможно, повлияет как-то иначе. Но главное, теперь они знают, что библиотека есть, в нее легко попасть и взять книгу. Ведь часто к нам заходят люди с улицы и спрашивают, продаются ли у нас книги? То есть, они не понимают, для чего существуют библиотеки и зачем в них ходить. Мы стараемся их в библиотеки возвращать. Библиотека должна в обществе быть! Это место настоящей, правильной, правдивой информации. В Интернете может быть написано все, что угодно, но библиотека — первоисточник, вокруг которого мы должны находиться.

Материалы по теме:

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху

Библиотека им. М. Ю. Лермонтова: преображение в цифровую эпоху
Катерина Андрианова, пресс-секретарь МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Вопреки ожиданиям, что время печатных книг и библиотек подходит к концу, библиотеки переживают впечатляющие метаморфозы. Кажется, вызовы цифрового времени пошли им только на пользу. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге, прошедшая через недавнюю реконструкцию, рассказала о том, как сейчас обстоят дела, и поделилась своим видением места и роли библиотек в цифровом веке.

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Интеллектуальные клубы в библиотеках: 5 идей

Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, но выявил потребность в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы.

Вот несколько «клубных» идей от петербургских библиотек, которые показались нам интересными.

Креативное пространство в библиотеке: в чем нуждается сообщество?

Креативное пространство в библиотеке: в чем нуждается сообщество?
Эмили Бойл, Мишель Коллинз

Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?