Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как привлечь молодежь в профессию: руководство для библиотек

Библиотека трансформирует и расширяет свой функционал — это факт. Для дальнейшего развития важно активно привлекать молодых специалистов, которые где-то более гибки в решении стратегических задач, где-то более чутки, когда дело касается переменчивых тенденций в отрасли и мире. В статье попытаемся определить, в чем корень проблемы и как можно было бы ее решить доступными библиотеке способами.

 

Ставя в один ряд слова «библиотека» и «молодежь», обычно поднимают сразу две проблемы: никто не читает  и некому работать. 

Вопросом «Как привлечь в библиотеку молодых людей?» задаются не точечно, а массово: целые методические отделы разрабатывают концепции новых мероприятий и подходов, помещение библиотеки модернизируют, делают более удобным и современным, а сама библиотека становится многофункциональным центром, где можно поработать не только с бумажной, но и с электронной книгой.

В дополнение к этому библиотека напитывается техническим оборудованием и гаджетами для творческого развития. Хочешь поиграть на синтезаторе? пожалуйста! посмотреть фильм? без проблем! создать свою digital-открытку на профессиональном графическом планшете?..

Все это делают как раз для решения первой задачи: если никто не читает, то покажем, что в библиотеке можно не только читать. Одновременно с этим обновим библиотечный фонд, сформируем пул интересной, важной литературы — и будут читать.

А как же решить вторую задачу?

К поискам ответа подключается все профессиональное сообщество. Проводятся многочисленные исследования, организуются круглые столы, научно-практические семинары и тематические конференции, выпускаются периодические издания (как те же «Молодые в библиотечном деле»). 

Проблема рассматривается в разных аспектах: почему так малопрестижна библиотечная профессия, с какими проблемами сталкивается молодой сотрудник в библиотеке, каковы должны быть требования к специалисту и др.

Молодые сотрудники — это в меньшей степени выпускники профильных учебных заведений. Почему так? В среднем большая часть сотрудников библиотеки оказывается там случайно: так, по результатам опросов 2013−2014 гг., процент таких «случайностей» составляет 75%, и две трети из этого числа остаются в библиотеке и спустя 2−3 года, а потом продолжают работать и дальше.

О чем это говорит? О том, что, во-первых, интерес к библиотечной профессии есть, и она способна привлекать новых людей. Во-вторых, о том, что, видимо, не столь эффективно профильное образование: иначе процентное соотношение было бы совсем иным. В-третьих, о том, что первые 2−3 года работы в библиотеке для молодого сотрудника — самые важные, и руководству и коллективу нужно правильно ими распорядиться, чтобы замотивировать и по-настоящему сильно заинтересовать молодого специалиста.

Говоря о плюсах профессии, молодые люди отмечают творческий характер работы, позитивную оценку и поддержку руководства, благоприятные межличностные отношения, возможность самореализации и повышения культурного и профессионального уровня. Как мы видим, во многом это нематериальные ценности, которые способны перевесить трудности иного характера, в первую очередь — невысокую заработную плату.

Но эта зарплата — все-таки проблема, и притом большая. Во многом не только из-за несоответствия реальной нагрузки, но и в целом из-за пагубного влияния на имидж профессии. Ведь вся она окутана стереотипами: платят мало, работают только какие-то тихие, скромные бабушки, читают книжки…

Эти стереотипы губительны (и несправедливы). Так, в 2013 году проводился опрос среди молодых сотрудников ЦБС им. Н. А. Некрасова. Один из вопросов в анкете: «С каким чувством Вы говорите о том, что работаете в библиотеке?» Примечательно, что только трое из 16 респондентов говорят о своей профессии с гордостью. Большая часть — 44% — говорят о работе без восхищения, 19% говорят о себе со стеснением и 19% вообще не говорят, где работают. То есть 82% не удовлетворены тем, чем занимаются. Если так относятся к профессии «изнутри», то что же говорить об отношении «со стороны», когда молодой сотрудник приглядывается к библиотеке: идти ли ему туда работать?

Да и в целом тенденция такова, что в библиотеке основная масса сотрудников — это люди зрелого возраста. Так, средний возраст сотрудников библиотечной индустрии — за 40 лет. Такой вывод можно сделать при обобщении точечных исследований. Например, по данным на 2006 год, в Челябинской области средний возраст библиотечных работников составил 45 лет, по данным на 2019 год, средний возраст работников РГБ — 49,5 лет и т. д.

Меняются годы, города, библиотеки — а тенденция сохраняется.

В этой связи любопытно обратиться к опыту коллег из других стран. Например, в 2006 году была опубликована статья, подробно рассказывающая об опыте Франции, столкнувшейся с массовым старением библиотечной профессии.  Большая часть специалистов, которые работают с читателями, относится к пожилому возрасту (средний возраст — 50 лет), в то время как большая часть посетителей библиотеки — молодые люди. Уже вскоре библиотеки Франции могут столкнуться с обратной ситуацией, когда библиотечный персонал обновится после ухода на пенсию работающих сейчас пожилых специалистов, а возраст обслуживаемых ими читателей изменится. Такая резкая и массовая смена поколений может создать множество проблем и негативно отразиться на библиотечной индустрии и престиже профессии в целом.

Изменить эту тенденцию можно только при комплексном подходе.

Что же здесь можно было бы сделать?..

Это работа над контекстом. Да, в какой-то отдельно взятой библиотеке сотрудники получают более 60 тыс. рублей, в другой весь коллектив — молодые и инициативные ребята, третья библиотека — с самым современным оборудованием, но стереотипы довлеют настолько, что отвращают молодежь от профессии. При этом по результатам различных опросов профессия библиотекаря до сих остается весьма уважаемой в обществе, но то, что она сильно обесценилась в глазах того же общества (в том числе поскольку уровню квалификации в этой профессии вовсе не обязательно соответствует уровень заработной платы),  — это правда. 

Как избавиться от стереотипов? Библиотеке нужно чаще — во всеуслышание! — говорить о себе. Узких, камерных, библиотечных конференций и круглых столов уже недостаточно: надо говорить не с представителями профессионального сообщества, а с молодежью на понятном для нее языке, надо открыто говорить о плюсах профессии, развивать соцсети и другие каналы коммуникации. 

Пока что такие программы адаптации в библиотеках отсутствуют или представляют собой точечные решения, принятые в отдельных инициативных библиотеках. Это говорит в том числе о том, что, хотя проблема и обозначена, ее решением пока целенаправленно (и в масштабах всей индустрии)не занимаются.

А ведь именно система адаптации и мотивации помогла бы сохранить молодых сотрудников на новом месте работы и закрепить их в профессии: более органичным было бы взаимодействие нового специалиста с более опытными коллегами, молодой сотрудник чувствовал бы поддержку и мог бы сразу наметить перспективы своего дальнейшего карьерного роста.

Об этом много говорится — и справедливости ради отметим, что многое делается (подробнее — в нашем материале «Научная библиотека завтрашнего дня»).

Многие библиотеки преобразуют свое пространство, создают коворкинг-центры, обновляют материально-техническое обеспечение, становятся все ближе к современным представлениям о мультифункиональных «третьих местах», то есть тех местах, где человеку хочется находиться. Концепция третьего места такова: дома человек и так находится, на работе он должен быть, а значит, не хватает такого места, где хочется быть, — хочется встречаться с друзьями, работать в свое удовольствие, учиться, думать, отдыхать. Именно такое пространство способно привлечь молодежь, в том числе в профессию.

На комфорт сотрудников влияет не только среда, окружающая обстановка, но и общий интеллектуальный уровень коллектива. Невозможно поспорить с тем, что сотрудники библиотек, проработавшие 10−15−20 лет на одном месте, — специалисты в своей области. Но ведь за это время появилось множество новых сервисов, которые были бы полезны библиотеке (те же графические редакторы, чтобы самим делать красочные плакаты для выставок и мероприятий), а также значительно трансформировалась сама отрасль. Чтобы идти в ногу со временем, коллектив, даже самый опытный, должен время от времени повышать свою квалификацию — это положительно скажется и на молодых сотрудниках. Так они приобщаются к концепции непрерывного развития и относятся к более опытным коллегам с уважением не только к их почтенному возрасту, но и к их жажде знаний.

Этот механизм объединяет в себе и программу адаптации для молодых сотрудников, и внутреннее обучение, и повышение квалификации — обо всем этом мы говорили выше.

Наконец, встает вопрос достойной заработной платы… Да, об этом много говорится. Некоторые склонны считать это даже плюсом: по их словам, низкая зарплата становится непреодолимой преградой для тех, кто ищет в профессии только материальные выгоды, в то время как библиотекарь — профессия социально ориентированная. Так формируется некоторый «фильтр», который пропускает только энтузиастов своего дела.

С этим трудно поспорить, но и согласиться невозможно: всем сотрудникам, и молодым, и опытным, необходимы денежные ресурсы для комфортной жизни.

Однако сама по себе библиотека обычно с огромным трудом может влиять на зарплаты сотрудников. Это скорее задача государственного масштаба. Но на что точно может влиять библиотека — так на изменение общественного мнения о себе, об изменении собственного мышления, о собственном образовании и развитии. 

Ведь если библиотека востребована, если в нее идут люди, если она комфортна по условиям труда и режиму работы, интересна по содержанию мероприятий, то ее адекватно воспринимают и высоко уважают в обществе, и она становится привлекательным местом для работы в ней молодых людей.