Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Amazon Book Review: литературное обозрение в онлайн-магазине

Движение indie (сокращение от «independent» — независимый) стало заметным феноменом в западных странах. И если независимые книжные магазины и издательства существовали всегда, то независимые авторы, которые самостоятельно издают и продают свои книги, — новое явление. Мы почитали зарубежную прессу и отобрали несколько ярких фактов, которые иллюстрируют тенденции в этой области.

В компании, управляемой IT-инженерами посредством данных и алгоритмов, небольшой коллектив из пяти книжных рецензентов выглядит как своего рода аномалия. Они создают Amazon Book Review, онлайн-приложение, подобное литературным обозрениям, которые публиковали газеты на протяжении века, а также сводят в единый список рекомендации читателей, которые демонстрируются в книжном магазине Amazon. Авторы и издатели, тем не менее, сохраняют глубокую недоверчивость к Amazon после многих лет борьбы за будущее книжной индустрии. Нелегко поверить, что Amazon стремиться не только продавать книги, но и оставить след в книжной культуре.

Критерии выбора

В июне после напряженных дискуссий рецензенты Amazon выбрали «Lab Girl», воспоминания Хоуп Джарен (Hope Jahren) о том, как она стала биологом, лучшей книгой года. Они ожидают, что эта награда поможет повысить ее продажи и популярность. Пространство для выбора Amazon Book Review, по словам редакционного директора Сары Нельсон (Sara Nelson), значительно шире, чем у традиционных высокоинтеллектуальных литературных журналов. «Мы выбираем не те книги, которые станут бесспорной классикой. Скорее, мы выбираем книги, которые помогут нам установить связь с читателем».

Выбор рецензентов Amazon не так влиятелен, как выбор книжного обозрения от The New York Times. Скептицизм публики относительно беспристрастности Amazon нелегко развеять: трудно представить, что ритейл-гигант может преследовать иные цели, помимо повышения прибыли. Однако, именно сейчас, когда многие газеты закрывают литературные приложения и становится все сложнее заметить свежеизданную книгу на фоне потока информации, общество чувствует необходимость в источниках серьезной критики, которые позволят хорошим книгам быть замеченными. Поэтому многие в издательском мире положительно отзываются о литературной редакции Amazon, считая, что она серьезно влияет на выбор читателей.

Система «дискавери»

Рекомендации книжных рецензентов сосуществует с рекомендациями, которые автоматически составляются на основании истории покупок, и тысячами отзывов, которые читатели размещают на сайте Amazon. Amazon Book Review пересекается и с сайтом Goodreads, принадлежащим Amazon, который также размещает комментарии и позволяет читателям увидеть, какие книги читают друзья. Все вместе позволяет создать в пространстве Amazon огромную по своим масштабам систему «дискавери».

Фокус внимания

Что же попадает в фокус внимания рецензентов: новинки традиционного книгоиздания или самиздатовские издания с платформы Kindle, которым владеет Amazon? Отчасти их деятельность напоминает традиционное рецензирование: рукопись поступает рецензентам заранее, в преддверии публикации, чтобы они успели сформировать свое мнение и написать о книге при подготовке ежемесячных рекомендаций. Самиздатовские книги, как правило, выходят в свет, не привлекая особого внимания: их так много, что трудно выбрать, какие из них актуальны. Но рецензенты Amazon говорят, что, создавая полугодовые и ежегодные рекомендательные списки, они ищут возможности «поднять на поверхность» и самиздатовские издания, которые того заслуживают.

Сейчас команда состоит из пяти редакторов: все они помногу читают и каждый сосредотачивается на нескольких любимых направлениях: кто-то читает научную фантастику и любовные романы, кто-то детские книги и литературу для подростков.

Широкий спектр

Поскольку вкусы читателей, совершающих книжные покупки на Amazon, разнообразны, рецензенты должны проявлять соответствующую всеохватность при выборе книг для обзора: не сосредотачиваться только лишь на «крупных» книгах, которые вероятнее всего заработают высокие оценки критиков, а читать и те произведения, которые по тем или иным причинам могут быть интересны клиентам Amazon.

Еще один способ, посредством которого рецензенты Amazon прививают литературные вкусы, — модерация так называемых «аквариумов», транслируемых онлайн публичных встреч с авторами и другими известными персонами из мира кино и музыки.

Рекомендательные списки

Рекомендации к чтению оказывают наибольшее влияние на выбор публики. Рецензенты Amazon составляют рекомендательные списки ежемесячно, подсчитывая десятки книг в 15 тематических категориях, от истории до бизнеса. Также они составляют довольно внушительный по размерам список лучших книг в июне и по итогам года.

Литературные рекомендации Amazon начали использовать и другие бизнес-порталы, это говорит о том, что профессиональное сообщество признает значение работы редакторского отдела и его влияние выходит за пределы интернет-магазина. Помогает ли их выбор привлечь к книге внимание других литературных критиков — трудно судить.

Двойной успех

«Конечно, никакая литературная премия не может дать научных объективных обоснований своего решения, и все-таки награды от Amazon довольно подозрительны», — написали комментаторы The Guardian, намекая на коммерческую подоплеку, однако признались, что после прочтения награжденной Amazon книги отыскали в ней немало такого, что могло бы впечатлить судей премий Пулитцера и Букера не меньше, чем рецензентов этого онлайн-магазина. Выходит, по мере того, как рецензенты открывают неизвестных авторов и помогают им получить известность, литературный вкус Amazon в свою очередь тоже получает признание.

Источник: The Seattle Times

Материалы по теме:

Amazon Books: онлайн-магазины выходят «в реал»

Amazon Books: онлайн-магазины выходят «в реал»

Многие годы книжные онлайн-магазины называют причиной медленного упадка традиционных книжных. Но история получает новый поворот. «Рожденные в сети» виртуальные магазины открывают филиалы в реальном мире. Amazon Books — самый неожиданный из них. Ведь найдется мало товаров, которые подходят для интернет-торговли лучше, чем книги...

Алла Насонова: Нужна господдержка детской литературной критики, как в Европе

Алла Насонова:  Нужна господдержка детской литературной критики, как в Европе
Алла Насонова, генеральный директор издательства «ДЕТГИЗ»

Сейчас в стране ежегодно выходит около двух тысяч наименований детских книг, самого разного уровня. Как родителям и педагогам отслеживать и оценивать этот поток? Нужна ли экспертиза качества, в том числе, государственная, в детском книгоиздании? С этими вопросами мы обратились к Алле Насоновой, генеральному директору издательства «ДЕТГИЗ».

Никита Елисеев: Толстые литературные журналы должны выходить в Интернет

Никита Елисеев: Толстые литературные журналы должны выходить в Интернет
Никита Елисеев, литературный и кинокритик, Санкт-Петербург

Институт литературной критики, который формировал книжные вкусы не одно столетие, трансформируется. Могут ли любительские отзывы заменить профессиональные статьи, а популярные книжные премии служить надежным гидом? Что ждет «толстые журналы»? Мы пришли с этими вопросами к петербургскому литературному и кинокритику Никите Елисееву.