Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Как налажена работа со студентами у библиотекарей общественных колледжей Нью-Йорка

Сотрудники библиотек общественных колледжей США (community college —  высшее учебное заведение, которое предоставляет академические программы профессионального образования) гораздо разнообразнее помогают своим  студентам, чем их коллеги в четырехлетних учебных заведениях: они не только обслуживают читателей, но и учат их работать с электронными ресурсами, занимаются волонтерскими проектами, помогают в исследовательской деятельности. О том, что представляет собой эта работа, какие дополнительные задачи появляются у библиотекарей в общественных колледжах, пишет Махназ Дар в Library Journal. Перевод ее статьи «Community College Reference Librarians Support the Whole Student» мы представляем нашим читателям.

 

Контингент студентов в общественных колледжах США очень разнообразен. Одни только что выпустились  из средней школы, другие годами не были в учебном заведении, это в том числе те, кто решил вернуться к учебе после тюремного заключения. Многие студенты беспокоятся, удастся ли им гармонично встроиться в академическое сообщество. Иностранные студенты и те, кто сталкивается с языковыми и культурными барьерами, тоже чувствуют себя неуверенно. 

С этими и многими другими типами студентов и работают библиотекари в общественных колледжах. Следовательно, эти библиотекари сталкиваются с различными проблемами и информационными потребностями. Например, к  Эмме Антобам-Нтекудзи, библиотекарю отдела библиотечного обслуживания, справочной и учебной литературы в Общественном колледже Бронкса (Нью-Йорк), часто обращаются с вопросами, не связанными с библиотекой, — и она всегда старается помочь студенту. 

Так, она знает, что может отправить студента, который просит ее вычитать статью, в специальный отдел, но если у нее будет время, она сама ему поможет. «Наша работа, как правило, выходит за рамки того, чему нас учили», — говорит Эмма.

Библиотека — ориентация на самых разных студентов

Эмма Антобам-Нтекудзи пришла работать в Общественный колледж Бронкса после нескольких лет работы в четырехлетнем колледже. Она рассказывает, что студенты общественных колледжей чаще делятся с преподавателями и сотрудниками библиотеки обстоятельствами из своей жизни, чем студенты четырехлетних колледжей: «Например, студенты в нашем колледже могут мне сказать: “У меня всего 20 минут, чтобы поработать с книгой, а потом я должен быть на работе" или "Я только что пришла с работы, я не спала всю ночь, и со мной мой ребенок". Некоторые студенты рассказывают, что им негде жить — и все эти обстоятельства накладывают отпечаток на их обучение, на то, какую роль в их жизни играет библиотека».

Жизненные проблемы, с которыми сталкиваются студенты вне колледжа, проникают и в их академическую жизнь. Поэтому Эмма старается быть отзывчивой и понимающей. Многие студенты приводят своих детей в библиотеку на время своих собственных занятий в колледже. Вместо того, чтобы просить их уйти, Эмма выделяет им отдельную комнату в библиотеке: «С одной стороны, это попытка избежать недовольства остальных читателей, с другой — желание помочь студенту, который имеет такое же право спокойно учиться, как и любой другой студент колледжа».

В некоторых библиотеках для этой цели есть специальные семейные учебные комнаты, например в библиотеке Общественного колледжа Портленда. Эти комнаты предоставляются в порядке живой очереди. Также доступны «наборы» для семейного номера: в каждом таком наборе — игрушки и головоломки, чтобы занять детей.

Ким Типтон, библиотекарь колледжа округа Макгенри (Иллинойс) считает, что студенты, с которыми она работает, испытывают аналогичные проблемы. Традиционно в начале учебного года она проводит тестирование для первокурсников, в котором выявляются их основные запросы и потребности. Среди 25 предопределенных тем они в подавляющем большинстве выбирают проблему под названием «стресс». Ким Типтон добавляет: «Мы ищем точки соприкосновения между библиотекой и остальной жизнью студента, например просим привести реальный пример того, когда они могут использовать информационную грамотность, — тогда студенты часто описывают ситуации на своей работе или что-то, происходящее в их жизни».

Многие библиотекари стремятся поддержать студентов и за пределами библиотеки. «В то время, когда вы находитесь в колледже, вы являетесь частью этого сообщества», — говорит Кристина Белл, библиотекарь Общественного колледжа Глендейла (штат Аризона). Некоторые из ее студентов периодически испытывают денежные сложности и даже не могут купить продукты. Поэтому она вместе с коллегами работает волонтером в местном продовольственном банке, который раздает продукты в кампусе несколько раз в месяц.

Библиотека — проводник в мир информационных ресурсов

Библиотекари в общественных колледжах не только помогают студентам с поиском нужной им литературы, но и стимулируют исследовательскую деятельность, приободряют и поощряют студентов в освоении информационных ресурсов. 

Ким Типтон (Общественный колледж, Иллинойс) рассказывает: «Я работала с некоторыми студентами, которые с самого начала расстраивались, если не могли правильно подключиться к базе данных». Когда она преподает уроки информационной грамотности, она всегда подчеркивает: для того чтобы научиться работать с базами данных и информационными ресурсами, необходимо ошибаться, «повторять одни и те же шаги несколько раз, и это нормально». Она добавляет: «Иногда студенты считают себя неудачниками только потому, что не находят то, что искали, с первого раза».

Когда у студентов возникают проблемы с поиском и формулированием предмета исследования, Ким Типтон направляет их на портал Credo, где строятся так называемые ментальные карты: это позволяет собрать воедино все идеи, темы и подтемы, выделить ключевые слова. «Такой подход позволяет уточнить или сфокусировать тему их исследования, причем таким образом, о котором студенты, возможно, даже и не думали», — говорит сотрудница библиотеки. Она всегда советует студентам выписывать ключевые слова, а затем помогает их использовать для поиска подходящих научных, рецензируемых статей.

Хотя знание логических операторов и предметных ограничителей для поиска статей и монографий делает работу с базами данных более эффективной, эта информация может оказаться непосильной для начинающих исследователей. Сара Фанчер, директор библиотеки Хамра в Техническом колледже Озаркса (Спрингфилд, штат Миссури), считает, что эти навыки далеко не так важны, как критическое осмысление контента и умение собирать воедино информацию из разных источников. Поиск по базам данных — это важный навык для студента, но они этому не учатся в школе, и часто, по словам Сары, «это настолько незнакомо студентам, что для многих из них это настоящий камень преткновения».

Чтобы преодолеть это препятствие, ее библиотека предлагает помощь студентам: они заполняют Google-форму, где указывают номер своей группы и тему исследования, обозначают, какие источники им необходимы, в каком количестве. Дальше подбором литературы занимается уже библиотека. «Мы пытаемся помочь студентам распределить эту когнитивную нагрузку», — комментирует она.

По ее словам, библиотекари должны быть гибкими, должны по-разному представлять одну и ту же информацию с учетом аудитории, которая к ним обращается. Когда она рассказывает студентам об использовании баз данных, она отмечает, что одни ребята получают больше пользы от раздаточного материала с письменными инструкциями и скриншотами, в то время как другим может потребоваться встреча один на один, когда сотрудник библиотеки лично объясняет, как осуществлять поиск. Перед выпускными экзаменами ее библиотека проводит дополнительные встречи для студентов и дает возможность каждому обратиться с вопросом.

«Если студент подойдет к столу и задаст вопрос о том, как ему найти что-то, я буквально поверну свой экран к нему так, чтобы он мог видеть, что я делаю для того, чтобы получить доступ к информации»,  — рассказывает Сара Фанчер. Иногда она ведет студента в компьютерный класс и уже вместе с ним просматривает базу данных.

Библиотека — окно в мир открытого доступа 

Многие библиотеки общественных колледжей выходят за рамки своих собственных коллекций учебных изданий, чтобы предоставить студентам необходимые им ресурсы. Технический общественный колледж Озаркса принадлежит консорциуму под названием MOBIUS, в который входят более 75 библиотек в Миссури и на Среднем Западе — как академических, так и публичных. Сара Фанчер рассказывает: «Мое учебное заведение на самом деле является чистым кредитором консорциума, но я знаю, что наши студенты и преподаватели ценят возможность работать с физическими материалами, книгами и статьями, которые выходят за рамки нашей коллекции». Через MOBIUS колледж имеет доступ к ArticleReach, который позволяет бесплатно отправлять статьи студентам по электронной почте в среднем в течение двух дней.

Многие общественные колледжи также полагаются на учебники с открытым доступом. Ким Типтон помогает студентам получить доступ к бесплатным учебникам в режиме онлайн, обычно через openstax.org. Технический колледж Мидлендс также поощряет преподавателей использовать открытые образовательные ресурсы.

Библиотека — как отклик на потребности студентов

Библиотекари подчеркивают, что потребности студентов — это именно то, что должно по-настоящему волновать библиотеку общественного колледжа. У многих студентов часто нет своих компьютеров или стабильного доступа в Интернет. Поэтому, например, библиотека Сары Фанчер в прошлом году подала заявку на грант и выиграла его: средства будут направлены на приобретение ноутбуков и планшетов для студентов, а также на создание дополнительных беспроводных точек доступа.

Библиотека колледжа округа Макгенри недавно открыла свой книжный клуб, в котором участники рассказывают о своих любимых произведениях и жанрах литературы. Обычно на встречи клуба приходят студенты, чтобы побольше разузнать о следующей сессии. И хотя это занятие напрямую не связано со справочной работой библиотеки, информационным обслуживанием читателей, оно помогает учащимся лучше узнать библиотеку и, по мнению Ким Типтон, с большей вероятностью обращаться впредь к библиотекарям за помощью. «Это еще один способ достучаться до студентов, — считает она. — Это наша главная цель — встретиться со студентами  и выяснить, что их действительно интересует».

Именно такой подход делает работу современной библиотеки колледжа по-настоящему полезной. «Мы существуем в первую очередь для того, чтобы помочь нашим студентам добиться успеха. Это наша задача как подразделения учебного заведения, — рассказывает Кристина Белл (Аризона). — Да, мы профессионалы в области библиотечного дела, и да, мы проводим собственные исследования в рамках нашей работы, но очень часто мы делаем это вместе с нашими студентами, потому что работа с ними и обогащение их образовательного опыта — это то, что мы должны делать в первую очередь».

 

По материалам LibraryJournal