Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Перевернутое обучение: как изменится сфера высшего образования после пандемии

Представляем вам перевод статьи «Flipped Learning Can Be a Key to Transforming Teaching and Learning Post-Pandemic» Роберта Талберта, профессора кафедры математики Государственного университета Гранд-Вэлли и автора книги «Перевернутое обучение: руководство для преподавателей высших учебных заведений». Автор рассуждает об эффективности модели перевернутого обучения в современных реалиях высшего образования, сравнивает flipped learning с традиционным преподаванием и обучением, уверенно заявляет о несостоятельности общепризнанных допущений в педагогике.

 

 

Пандемия изменила систему высшего образования: опровергла одни предположения по ее развитию и сформировала другие. У образовательной среды теперь новые потребности, те методы и инструменты, которые раньше использовались, сейчас не могут гарантировать высокий уровень знаний у студентов. Необходимо нечто качественно новое — и перевернутое обучение (flipped learning) может стать основной моделью образовательного процесса в сфере высшего образования после того, как пандемия закончится.

Что такое перевернутое обучение?

Flipped learning, или перевернутое обучение (также используется термин «перевернутый класс»), — в широком смысле это подход, при котором студенты дома смотрят видеозаписи по теме будущего урока, чтобы время в аудитории можно было использовать для более практических и интерактивных заданий, а не для объяснения теории. 

Но лучший способ описать эту образовательную модель — противопоставить ее традиционным подходам в обучении.

Так, традиционная модель обучения строится по такому принципу:  сначала учащиеся узнают новый для себя теоретический материал в классе/аудитории («в групповом пространстве», как я называю его в своей книге о перевернутом обучении), а всю серьезную практическую работу — уже на более высоком уровне освоения материала — они выполняют самостоятельно в формате домашнего задания («в индивидуальном пространстве»). Перевернутое обучение, напротив, нацелено на самостоятельное изучение студентами теоретических материалов до занятий и на совместную работу над более сложными практическими задачами на уроке, в классе, «в групповом пространстве». 

Сравним идеи, лежащие в основе перевернутой и традиционной моделях обучения.

Теперь подумаем о коренных преобразованиях и практически «сейсмических толчках», которые всколыхнули систему высшего образования и продолжают ее трансформировать и сейчас. Так, у высшего  образования еще до пандемии был намечен вектор развития, но многие из аспектов этого направления были разрушены обострившейся эпидемиологической обстановкой.

Одновременно с этим многие аспекты преподавания и обучения, почерпнутые из периода до пандемии, остались неизменными, и потребность в них стала даже более острой и очевидной. Например, сейчас — более ясно, чем когда-либо, — мы видим, что обучение требует установления связей между людьми и идеями. Сейчас решающее значение для обучения имеет взращиваемый образ мышления. Мы ясно видим, как умение учиться самостоятельно, самому выстраивать свой образовательный процесс становится важнее с каждым днем. И мы видим, что  сейчас на первом месте стоит именно умение направлять учащихся, регулировать и корректировать их самообучение — именно этого так не хватает в постпандемийном обучении.

Вот почему сейчас идеальное время для внедрения перевернутого обучения в сфере высшего образования. Эта модель больше соответствует изменившейся обстановке, чем традиционная.

Главное — не допустить ошибку: как только пандемия пойдет на спад и мы начнем возвращаться к привычной жизни с возможностью физически присутствовать в аудитории (как это будет во многих учебных заведениях уже этой осенью), худшее, что мы могли бы сделать, — это попытаться «вернуться к нормальной жизни».

Какой трагической ошибкой было бы выйти из этого ужасного исторического периода, упустив возможность избавиться от устаревших моделей обучения — более неэффективных — и создать что-то лучшее для наших студентов!..

В этот исторический момент мы можем трансформировать высшее образование, превратить его во что-то лучшее для всех участников образовательного процесса — и мы можем почтить те жертвы, которые нам пришлось принести во время пандемии, если решим изменить всю систему образования к лучшему. Применить перевернутое обучение — значит дать отличный старт таким преобразованиям. 

 

По материалам EdSurge