Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Amazon Books: онлайн-магазины выходят «в реал»

Многие годы интернет-торговлю обвиняют в том, что она вытесняет традиционные магазины, а книжные онлайн-магазины называют причиной медленного упадка традиционных книжных. Но история получает новый поворот. «Рожденные в сети» виртуальные магазины открывают филиалы в реальном мире. Amazon Books — самый неожиданный из них. Ведь найдется мало товаров, которые подходят для интернет-торговли лучше, чем книги...

Три волны

В последние 20 лет редкие отраcли менялись так часто — и так значительно — как розничная торговля. Во время первой волны изменений Amazon превратился из специализированного книжного магазина в магазин самого широкого профиля. Несколько других американских «e-тейлеров», таких как Blue Nile (крупнейший интернет-магазин ювелирных изделий), потеснили многих традиционных продавцов, среди которых и национальные сети, и семейные магазинчики.

Во время второй волны традиционные магазины поспешили наверстать упущенное и интегрировали реальные магазины с онлайн-прилавками. Сейчас пик третьей волны, когда «рожденные в сети» e-тейлеры выходят в физический мир, несмотря на то, что многие из их традиционных конкурентов сокращают торговые площади.

В чем причина?

Крупнейшие американские онлайн-магазины Blue Nile (ювелирные изделия), Warby Parker (солнцезащитные очки), Indochino (костюмы на заказ) и даже Amazon (книги и др.) в разной степени экспериментируют с моделью реальной торговли. Основные причины — необходимость заполнить пробелы виртуальных магазинов и те преимущества, которые модель первоначального предложения в Интернете имеет перед традиционной торговлей. Но главное — попытка привлечь больше потенциальных покупателей. Хотя все упомянутые e-тейлеры различаются по масштабу и сфере торговли, их объединяет общая черта: желание расширять свою клиентскую базу. Они ожидают, что реальные точки продаж смогут поднять и онлайн-продажи. Обученные продавцы предлагают индивидуальный подход, который особенно важен в случае с товарами высокого качества, которые должны подходить идеально, а цена может быть высокой.

Магазины одежды и ювелирных изделий

У каждого e-тейлера собственная причина открытия реального магазина. Что касается магазинов одежды и ювелирных изделий — здесь ответ лежит на поверхности. Хотя преимущества интернет-торговли позволили Blue Nile обогнать многие ювелирные компании уже в начале пути, прошлым летом Blue Nile открыл вебрум. Несмотря на успех компании, ювелирные изделия чаще предпочитают покупать в магазинах: это связано с тактильной и эмоциональной составляющими покупки и сложной классификацией драгоценных камней. Открытие вебрума позволяет предложить покупателям помощь квалифицированного продавца и решает эти проблемы. Модель вебрумов походит не только магазинам драгоценностей. Стремительно расширяется, открывая новые шоурумы, лидер среди мужских онлайн-ателье канадский Indochino. Выбор одежды, как и ювелирных украшений, во многом опирается на тактильные ощущения, к тому же сшитый на заказ костюм должен сидеть идеально, поэтому вебрумы потенциально должны уменьшить дополнительные доработки, которые весьма дорогостоящи.

Книжный магазин Amazon Books

А вот открытие «реального» книжного магазина Amazon Books — действительно неожиданный поворот. Книги как нельзя лучше подходят для электронной торговли — разве не поэтому глава Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos) начал бизнес именно с этой категории? В течение многих лет Amazon обыгрывал в ценовом предложении традиционных торговцев именно потому, что не имел физических точек продаж. Однако реальные магазины предлагали нечто, что Amazon предложить не мог: индивидуальный подход квалифицированных продавцов и удовольствие от владения товаром в ту же минуту, как он был куплен. И все же, выход Amazon в реальный мир связан не столько с устранением недостатков виртуальной торговли, сколько с построением наилучшей торговой модели. Его цель — создать лучший книжный магазин, основанный на данных продаж на сайте. Amazon считает, что может стать наиболее эффективным, потому что знает, чего хотят покупатели.

«Сокровищница интернет-данных»

Внешне Amazon Books похож на большинство книжных по всей стране. На его деревянных полках от 5000 до 6000 наименований: бестселлеры и фавориты читателей на Amazon.com. Amazon делает ставку на то, что «сокровищница данных», которой он обладает благодаря сайту, даст преимущества, которым другие книжные не смогут ничего противопоставить. Основываясь на данных сайта, Amazon Books будет подбирать наиболее привлекательный ассортимент. Это решит и давнюю проблему, которая мучает другие книжные: проблему непроданных книг, которые пылятся на полках, а затем отправляются обратно к издателям. Опыт интернет-торговли позволяет Amazon Books лучше, чем большинство других книжных, понимать читательские желания и привычки и наполнить свои полки теми наименованиями, которые будут продаваться.

Конечно, в первую очередь компания планирует продавать бестселлеры. Также видные места на полках займут книги, получившие наивысшие оценки покупателей, в том числе и малоизвестные. Яркие книжные рубрики — «Самая желанная кулинарная книга», «Победители премий», «4,5 звезды и выше», «Возраст от 6 до 12». Часть данных, на которые опирается Amazon, — отзывы миллионов покупателей, которые выставляют книгам свои оценки. В магазине рядом с каждой книгой есть карточка с отзывом или рейтингом на сайте. Еще одна особенность, выгодно отличающая Amazon Books от традиционных магазинов, — раскладка книг на полках: каждая книга стоит не корешком, а своей лицевой стороной. Конечно, такой подход требует гораздо больше места. Но, как объясняют представители Amazon.com, «магазин стремиться демонстрировать авторов и их произведения, а не втиснуть как можно больше книг».

Четвертая волна?

Многие предполагают, что Blue Nile, Warby Parker и Indochino попросту истощили свою клиентскую базу, которой было удобно покупать товары онлайн. Однако Amazon преследует гораздо более значительные, менее предсказуемые цели. Книги — только начало, стоит ожидать появления магазинов, которые предлагают и другие товарные категории. Команда собирается принципиальным образом обновить торговлю посредством объединения лучших розничных практик с технологиями Amazon. Возможно, все это признаки четвертой волны изменений, которые ожидают нас в скором будущем.

По материалам GeekWire и The Seattle Times

Материалы по теме:

Независимые книжные в провинции

Независимые книжные в провинции

За последние 20 лет число книжных магазинов сократилось в пять раз. Существует мнение, что сеть книгораспространения в стране разрушена, а регионы России страдают от книжного голода. Так ли это? Что читают в провинции? И есть ли в небольших городах потребность в формате независимого книжного, который предлагает требовательной публике авторские подборки интеллектуальной литературы?

Независимые книжные за рубежом

Независимые книжные за рубежом

В нашей стране независимые книжные магазины, предлагающие авторские подборки книг, перестали быть столичным феноменом и развиваются в провинциальных городах. Хотя многие владельцы считают управление книжным магазином скорее любимым занятием, чем прибыльным бизнесом. А как обстоят дела в этой сфере за рубежом? Портал Publishing Perspectives поделился наблюдениями.

Независимые книжные: формат будущего

Независимые книжные: формат будущего
Артем Фаустов, совладелец книжного магазина «Все Свободны»

Новые пути ищут не только библиотеки, но и книжные магазины. На фоне сетевых супермаркетов, предлагающих усредненный ассортимент, появляются небольшие книжные лавочки, где искушенные читатели могут найти «штучные» книги. Авторские подборки книг и особенная атмосфера — основное преимущество такого подхода. Создатели независимого книжного «Все Свободны» — о современных тенденциях в книжной торговле.