библиотеки в электронном веке
Как оценить мастерство библиотечного специалиста, который работает в университете? Кто такой лидер в библиотечной отрасли? И чему может научить библиотекаря профессиональный конкурс?
Всероссийский конкурс «Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь» — единственный в России конкурс профессионального мастерства для сотрудников вузовских библиотек. За три года проведения в нем приняли участие 228 библиотечных специалистов из 247 вузов.
ЛибИнформ пригласил к диалогу эксперта, стоявшего у истоков этого конкурса, дважды бывшего в составе жюри и принимавшего активное участие в работе всех трех сезонов — Светлану Александровну Морозову, заместителя директора Фундаментальной библиотеки РГПУ имени А. И. Герцена. Вместе мы попытались понять, какие перспективы ожидают и сам конкурс, и его участников — будущих и настоящих.
Светлана Александровна, Вы помните, как формулировали лично для себя глобальную цель конкурса еще до старта первого сезона в 2021 году?
Помню, что важно было решить две ключевые задачи. Первая — техническая. К 2020–2021 гг. в России не проводилось ни одного профессионального конкурса федерального уровня сугубо для библиотекарей вузов. Существует много масштабных конкурсов, организованных публичными библиотеками. Мы пытались участвовать в них даже не как специалисты университетских библиотек, а как создатели отраслевых проектов, но поняли, что эти конкурсы не для нас. Всё-таки подобные мероприятия нацелены на общедоступные публичные библиотеки.
Здесь надо зафиксировать факт, что хотя у большинства университетских библиотек в названии подразделения сохранилось слово «библиотека», в действительности мы существенно разошлись в своей деятельности с библиотеками публичными. Не зря же ряд библиотек вузов стали называться, с различными вариациями, «информационно-аналитическими центрами». Таковыми они теперь и являются. Деятельность современных вузовских библиотек уникальна тем, что направлена на глубокое внедрение во все процессы университета.
Словом, нужен был конкурс, где встретились бы только университетские библиотекари.
Второй целью было показать через этот конкурс возможности университетских библиотек в актуальных и активных направлениях их работы: поддержке научной и публикационной деятельности в вузе, глубокой включенности в образовательный процесс и на уровне учебно-методического обеспечения, и на уровне программно-технологической поддержки, и непосредственно преподавательской деятельностью по авторским образовательным программам.
Важно было представить возможности библиотечных специалистов в создании современных многофункциональных пространств и в формировании среды, которая адаптируется под различные запросы университета.
Наконец, необходимо было осветить, насколько востребованы в проектной деятельности вуза знания, эрудиция, кругозор, организованность сотрудников университетских библиотек, их способности в систематизации, структурировании и анализе информации.
Изменились ли эти цели за три года?
И да, и нет.
Всё вышеперечисленное, для себя, я по-прежнему считаю важным и определяющим. Появилось новое: конкурс не только выявляет уже достигнутое и лучшее, но и способствует повышению квалификации, развитию и саморазвитию, обозначает те точки в работе, которые развиты меньше, чем другие направления.
Поговорим как раз о достигнутом. В названии конкурса есть слово «лаборатория», которое означает место для проведения опытов, исследований и открытий. Один из спикеров «Кода образовательных программ» в Сколково так описал суть исследовательской деятельности: «Только с помощью специальных исследовательских инструментов мы можем зафиксировать реальность и доказать, что она не является иллюзией». Как «лаборатория» конкурса помогает зафиксировать реальность библиотечной профессии?
Очень верно подмечено. Мы прекрасно знаем, что и в малом, и в глобальном национальном или общемировом масштабе окружающая нас действительность такова, как она зафиксирована в информационном потоке. Это может исказить реальность или сделать ее плоской и однобокой, если человек пользуется ограниченным числом источников и не анализирует поступающие к нему данные. А может дать широкую картину отдельного факта или больших событий, где современные средства предоставляют человеку думающему грандиозные возможности для получения информации со всех сторон и применения своих возможностей критического мышления.
Возвращаясь к вопросу, безусловно, конкурс тоже формирует реальность. Сначала на уровне заданий жюри, которое стремится к тому, чтобы задания конкурса отражали актуальные направления работы или, возможно, даже те направления, которые формируются прямо сейчас. Проще говоря, через задания конкурс рассказывает вузовским библиотечным специалистам о том, что сейчас важно и перспективно для развития отрасли.
Далее мы переходим на уровень ответов участников, которые — и это одна из сопутствующих целей конкурса — представляют прежде всего свою библиотеку и хотят это сделать как можно более комплиментарно. И в этом нет никакой негативной коннотации!
Более того, в некоторых заданиях конкурса разрешено, в случае отсутствия каких-либо видов деятельности и мероприятий в библиотеке конкретного участника, спроектировать их, вообразить, представить, написать, какими они могли бы быть. А мы с вами прекрасно понимаем, что такой «черновик будущего» — это уже большой шаг вперед, ведь зачастую ежедневная рутина мешает нам профессионально мечтать. Да и придумать идею для мечты бывает трудно. Идеи — если они еще не реализуются в библиотеке — даёт конкурс, и они начинают воплощаться в ходе подготовки ответов, ведь если уже столько сделано, то захочется всё это воплотить. И вот она — реальность, сформированная конкурсом.
Конкурс формирует реальность современной трендовой лидерской университетской библиотеки и ее сотрудников, которые умеют то, чего не умеют многие другие специалисты в вузе.
Это очень откликается тому, о чем Вы говорили на Всероссийской научно-практической конференции в РНБ в марте этого года — что это не конкурс профмастерства, это конкурс-обучение, потому что его участники этап за этапом осваивают новые навыки. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Не только участники осваивают новые навыки, но и вся команда библиотеки, которая обеспечивает его «тыл» на этом конкурсе, а мы знаем, что у многих конкурсантов за спиной была по-настоящему мощная поддержка коллег.
Действительно, на сегодняшний день участие в конкурсе «Лаборатория лидерства» можно рассматривать с разных точек зрения для себя и своей библиотеки: как повышение квалификации, как самообследование, как выявление лакун и перспектив развития, как фиксацию успешно реализованного. Темп жизни сегодня такой, что иногда мы можем «не заметить», не зафиксировать свои успехи.
Для меня стало личным открытием, что участник, включаясь в состязание, невольно обучается. Даже в масштабах своей библиотеки. Взаимодействует с другими отделами и подразделениями университета, узнает о тех направлениях работы, в которые не включен повседневно, читает, постигает новые термины, создает контент в новых форматах, для чего осваивает, возможно, неведомое ему ранее программное обеспечение и онлайн-инструменты.
По сути, через полгода и четыре этапа, при добросовестном заинтересованном участии, при полном погружении в это соревнование, мы получаем сотрудника с обновленными компетенциями, с новыми знаниями. За это можно выдавать некий аналог сертификата о прохождении программы повышения квалификации.
В момент обсуждения идеи конкурса всё это не лежало на поверхности. Мы, скорее, предполагали, что конкурс станет площадкой, где можно будет показать уже достигнутое. Но разнообразие в подходах к формированию жюри, включение партнеров добавили конкурсу функцию постижения.
Разберем еще одно понятие из названия конкурса — «лидерство». В университетах сегодня очень нужны лидеры на разные направления: лидеры образовательных программ, лидеры исследовательских проектов, лидеры управленческих команд, стратегических проектов и цифровизации. Как в этот перечень встроиться лидерам информационной обеспечивающей среды, чтобы это было убедительно для руководства вуза?
Ответить на этот вопрос кратко не получится, потому что меня он задевает за живое. В его формулировке явно зашит посыл, будто бы специалисты вузовских библиотек «сидят на берегу реки» и ждут, когда им разрешат приблизиться к лидерам. Видите, вы своим вопросом тоже формируете реальность, в которой вузовские библиотекари находятся за границами лидерских процессов, и надо им помочь туда перейти. А для многих это уже не так.
Руководители и специалисты библиотек-лидеров уже давно активно вовлечены во все процессы университета, в рабочие группы, проекты, мероприятия. «Мы знаем, что это не ваша сфера, но мы также знаем, что только вы сможете решить (помочь, сделать, придумать, сотрудничать)», — именно с этой фразы всё чаще начинается запрос в библиотеку. И эта фраза зачастую открывает новое направление в деятельности вузовской библиотеки.
Давайте попытаемся разделить реальность на сформированную и «реальную». На профессиональных мероприятиях я часто вижу презентации проектов, про которые знаю, что через год о них ничего не услышу, а ресурс, созданный по проекту, останется таким же, каким был после завершения проекта. А еще я вижу людей, представляющих эти проекты, «лидеров команд, стратпроектов и цифровизации», но потом я их также вижу уже в других «командах и стратпроектах». Да, безусловно, эти люди и проекты формируют реальность, и мы можем брать оттуда идеи, можем уловить тенденции, можем реализовать схожее, основываясь на своих возможностях и потребностях. Но…
Я бы здесь использовала такую аналогию. В любых беговых видах спорта: на собственных ногах, на лыжах, на коньках и на всём, что помогает человеку передвигаться в пространстве, — есть спринтерские и стайерские дистанции. И есть спортсмены соответствующих специализаций. Все знают спринтеров, — думаю, многим на ум приходит имя мирового рекордсмена Усэйна Болта, — но мало кто помнит стайеров. Следить за стометровкой интереснее и проще. Во-первых, всё происходит быстро, во-вторых, спринтеры, во всяком случае, в легкой атлетике, выглядят эффектнее, в-третьих, краткость дистанции не делает их замученными людьми, за которыми надо наблюдать долгими минутами и часами. Обычно на самых длинных дистанциях зрителей вообще переключают на другие виды соревнований, возвращаясь уже к финишу.
Так вот, вернемся к нашей сфере. Безусловно, яркие вспышки в формате проектов, масштабных мероприятий и команд очень важны для вуза. Но высшее образование — это стайерская дистанция, повседневность которой состоит из насущных потребностей и запросов, ежедневных проблем и вопросов. Ответы на них не всегда требуются в виде каких-то проектов и команд. Гораздо чаще звучит запрос на стабильные возможности, которые выполняются изо дня в день и кажутся рутиной.
Работа в университетской библиотеке предполагает именно такое лидерство: быть незаменимыми, всегда в курсе всех процессов вуза, быть там, где необходимы, разнопланово компетентными, прочно встроенными и интегрированными в образовательную и научную среду вуза.
Лидерство университетской библиотеки и лидерские позиции ее сотрудников проявляются именно в том, чтобы на стайерской дистанции — в период обучения одного студента, образовательной деятельности конкретного преподавателя и исследовательской деятельности отдельно взятого научного сотрудника, — был стабильно широкий репертуар предоставляемой информации в самых разных форматах, были постоянно актуальные сервисы и инструменты, были комфортные и многофункциональные пространства. Для всей вертикали власти в вузе необходимо в любую минуту предоставлять любые сведения, отчеты, любую информацию. И это нужно в течение месяцев, лет — стабильно, надежно, без сбоев.
Поверьте, для этого требуются не меньшие лидерские качества и не меньшая встроенность в управленческие команды, чем при реализации красивого яркого стратпроекта одного-двух лет. И таким лидерам необязательно куда-то уходить, современная университетская среда предоставляет им возможности для реализации себя и своих качеств в вузовской библиотеке. Единственное, что эти возможности могут не иметь соответствующей материальной поддержки. Но, повторюсь, лидеры в университетских библиотеках — уже есть.
Если продолжить Вашу спортивную аналогию: конкурс — это же тоже соревнование. Как Вы считаете, что может быть мерилом профессионализма для библиотечных сотрудников, с помощью которого они могут оценивать свой уровень и сравнивать себя с коллегами?
Я как для человек, который был в составе жюри конкурса, и как руководитель в университетской библиотеке отмечу три ключевых составляющих профессионализма библиотечного сотрудника.
Первое, что есть у всех наших призеров и лауреатов тоже — а как мы видим по итоговым таблицам с результатами конкурса, от призового места конкурсанта очень часто отделяют буквально десятые или даже сотые баллы, — это способность пройти всю соревновательную дистанцию, не теряя высокий уровень своего участия, своих ответов, своей погруженности, интереса и мотивации. Нужно всегда помнить, что конкурс — это презентация не только себя лично. В этот момент вы лицо большого подразделения большой организации под названием университет.
Вторая важная группа качеств — умение не останавливаться на достигнутом, многозадачность без потери качества работы, способность оставаться продуктивным даже в условиях форс-мажора.
В отзывах о конкурсе встречались такие объяснения: «сотрудники очень заняты, некогда, было много других дел». Это константа нашей нынешней работы для тех, кто хочет поддерживать лидирующие позиции как в отрасли в целом, так и в качестве подразделения вуза. Кто смог включить конкурсные испытания в число других своих задач, тот и оказался в числе лидеров.
Третье важное для конкурса умение — способность рассказать о своей работе в строго обозначенном формате. Каждый из участников — профессионал, хороший специалист, но умение квалифицированно, грамотно, профессионально и в заданных условиях рассказать о своей работе — отдельная компетенция.
Вы отметили, что некоторые руководители библиотек объясняют неудачу или неучастие своих сотрудников в конкурсе тем, что им некогда, все очень заняты, а в каких-то подразделениях говорят, что у них просто не хватает людей. Что Вы думаете о равенстве стартовых возможностей для участников из библиотек разной величины? Как мотивировать к участию сотрудников и их руководителей из небольших библиотек, где действительно мало работников?
Согласна: все вузы разные, и по профилям образования, и по ведомственной подчиненности, и по контингенту обучающихся и сотрудников, от чего зависит и масштаб их библиотек, по технологическому развитию, по реализуемым проектам и включенности в федеральные и региональные программы. Но и взгляд жюри многоаспектный. Оценивается понимание задачи, соответствие поставленным условиям, нетривиальность, умение сформулировать как достоинства, так и недостатки.
Кроме того, как я уже говорила, в конкурсе есть задания больше творческие, на умение вообразить, представить, спрогнозировать, и здесь у всех изначально равные возможности.
Как Вы думаете, какие перспективы у конкурса, куда дальше он может двигаться и какие возможности открывать для участников?
Если конкурс и дальше будет проходить раз в два года, это сильно поменяет его реалии. Появляются новые партнеры, причем не только у самой «Лаборатории лидерства», но и вообще вокруг университетской библиотечной сферы. Появляются новые программные технологические решения, новые тренды и направления в работе библиотек — всё это не может не отражаться на конкурсе, его заданиях и жюри.
В перспективе форматы ответов станут разнообразнее, и задания, требующие текстовых вариантов ответов, перестанут быть превалирующими. Как показала практика прошедших конкурсов, гораздо интереснее ответы делают представленные в них видео- и аудиоформаты, презентации, постерная и прочая визуализация.
Обязательно необходимо продолжать соблюдать баланс участников в составе жюри — из представителей как университетской библиотечной сферы, так и экспертов из смежных отраслей, что привнесет в конкурс новый интересный взгляд.
Я уверена, что при той скорости течения современной жизни, наполненности ее гигантским объемом информации конкурс «Лаборатория лидерства» 2025 года будет совершенно иным, не похожим на все предыдущие, в чем-то даже абсолютно уникальным.