Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Первое место по чтению в России: библиотека НГАУ о своих ресурсах и результатах

По результатам 2024 года, Новосибирский государственный аграрный университет занял 1 место среди 400 вузов-участников Консорциума сетевых электронных библиотек (СЭБ) со всей страны как самый читающий вуз. Это стало поводом для нашего интервью с директором научной библиотеки НГАУ Еленой Романьковой.

 

Елена Анатольевна, в нашем цикле интервью с директорами университетских библиотек первым мы задаем своим собеседникам такой вопрос: изменилась ли, на Ваш взгляд, современная миссия научной библиотеки? Что сегодня особенно важно для вас как структуры аграрного университета?

Прежде чем говорить о том, как видит себя библиотека в структуре своего вуза и какую задачу она решает, надо посмотреть на миссию университета в целом. А это подготовка высококлассных выпускников, будущих специалистов для сельского хозяйства и смежных областей, развитие научного потенциала не только своего региона, Сибири, но и всей страны. 

Отсюда формируется и миссия библиотеки. В первую очередь это помощь образовательному процессу и научным исследованиям, плотное встраивание в воспитательный, культурный и досуговый процессы, происходящие в вузе.

Меняется ли роль библиотеки в контексте компетентностного подхода в высшем образовании? Участвуете ли Вы, например, в разработке образовательных программ или поддержке проектного обучения?

Всегда было принято считать, что научная библиотека — это проводник между образованием, наукой и потребителем и создателем знаний, преподавателем и студентом. Но каким образом сегодня библиотека может влиять на это? 

Во-первых, ни одна образовательная программа, которая создается нашими преподавателями, не может быть разработана без участия библиотеки. Не только потому, что всякие знания черпаются в библиотеке, но и потому, что мы, работая в основном с электронным ресурсом, можем четко и однозначно проверить любую информацию, подсказать, какие источники сегодня можно использовать, как их грамотно встроить в программу. В море информации важно найти легитимные, проверенные, точные данные, и самым надежным навигатором в этом деле служит библиотека. 

Кроме того, любая программа обязательно проходит у нас проверку на точность ссылок и правильность оформления. 

Во-вторых, задача библиотеки — грамотно встроиться в электронно-информационную среду вуза, быть в ней модератором, который проверяет все актуальные связки и устраняет все неточности.

У Вас лично был когда-нибудь период переживаний: а вдруг кто-то, кроме библиотеки, начнет выполнять эти функции? Или они станут не актуальны и более не нужны?  

Был такой период. Переход от книжной жизни к электронному ресурсу был чем-то незнакомым и наполнен определенными страхами. Библиотекарь-книжник, который привык к определенной схеме работы с печатным изданием, вдруг оказывается без этой книги в руках, без массовой выдачи литературы, и получает в работу электронный ресурс, которым должен сам управлять. Если раньше мы делили ответственность с преподавателем за качество приобретаемого издания, то в случае с ЭБС вся ответственность легла на библиотеку. 

Преподаватели намного позднее, чем библиотека, освоили и приняли электронный ресурс как неизбежную данность времени. Это сегодня любой, даже самый возрастной, преподаватель заинтересован в представлении своего интеллектуального труда в электронной библиотеке, а 10 лет назад все было иначе. Это был очень напряженный период для нас всех.

А сейчас, по Вашим ощущениям, не наступает ли очередной такой переходный период? Речь про IT-технологии, цифровизацию, искусственный интеллект. Ко всему этому тоже предстоит адаптироваться, научиться пользоваться новыми инструментами, сервисами. 

Пока я не испытываю каких-то опасений в том, что библиотека может остаться за бортом и оказаться невостребованной. Мы по-прежнему навигатор и компас, который направляет всех в процессе освоения знаний. 

Возможно, в дальнейшем искусственный интеллект возьмет на себя какие-то рутинные задачи библиотекаря, но абсолютно однозначно выбросить человека из библиотечной работы ему не удастся. Все перевести в электронный ресурс невозможно, ведь кроме работы с литературой у библиотеки большой пласт других задач. Есть еще много других аспектов, которые дают библиотеке право на жизнь.

Как тогда быть с возможным сопротивлением библиотечных специалистов осваивать эти новые компетенции? Допустим, сотрудник не понимает, а зачем ему изучать какие-то сервисы на базе искусственного интеллекта, когда он вроде как работает с книгами и базами данных.

Это очень серьезный вызов для руководителей библиотек, потому что он связан с болезненным кадровым вопросом. Омоложение персонала во многих библиотеках идет очень трудно. Причины всем известны. Где-то заработные платы не соответствуют уровню тех задач, которые сегодня реализует библиотека. Где-то отсутствует престижность профессии, или недостает внимательного отношения администрации университета. Библиотеку все любят, она всем нужна, но вот поддержку ее кадровой политики оказывают далеко не во всех вузах. Со временем эта проблема может иметь негативные последствия.

Как Вы мотивируете сотрудников осваивать новое?

У нас уже очень давно сложился хороший коллектив. Сейчас он совсем небольшой, поэтому главная мотивация — это доверие друг к другу, добрые отношения и видение единой цели. Мы все хотим, чтобы наш вуз развивался, чтобы библиотека была по-прежнему на лидирующих позициях в разных аспектах, чтобы в ней было красиво и комфортно. 

Вы сказали про доверие. Это про то, чтобы давать сотруднику возможность проявить себя, например, на каком-то проекте, чтобы он показал свои профессиональные качества и потенциал?

Это и про решение профессиональных задач, и про общие ценности. Доверие в самом широком смысле. Только когда оно есть между людьми, я как руководитель могу сказать сотруднику: «Я доверяю тебе, потому что мы вместе много прошли. Нам всем важно, чтобы ты освоила вот этот навык, потому что без этого мы не сможем справиться с другими задачами». Тогда и в ответ я получаю согласие: «Хорошо, буду учиться». 

Поговорим о ресурсах Вашей библиотеки. Какие подходы к формированию электронного фонда Вы считаете сегодня наиболее эффективными для научной библиотеки отраслевого вуза?

Мы используем точные пакетные выборки и никогда не распыляемся на покупку ненужного. У нас нет подписок на 20 электронных ресурсов, у нас есть наработанные многолетние партнеры, которые на 100% соответствуют нашему запросу. У них мы приобретаем сразу крупный тематический отраслевой пласт литературы, которая всегда востребована и у студентов, и у преподавателей.

Как, по Вашему опыту, изменился спрос на электронные ресурсы за последние 3–5 лет? Какие форматы особенно востребованы у вашей аудитории? Что больше предпочитают — книги, статьи, мультимедийные материалы?

У студентов наиболее востребованы книги — учебники, учебные пособия, научные труды и статьи. Научные публикации в большей мере интересуют молодых ученых, аспирантов, магистрантов, преподавателей. А вот что касается мультимедиа, здесь пока, наверное, пользователи не вошли во вкус, не осознали, как это удобно.

По итогам 2024 г. Новосибирский ГАУ стал лидером по количеству прочитанных изданий в Консорциуме сетевых электронных библиотек (СЭБ). Вы заняли 1 место в топе среди 400 вузов со всей страны. За год у вас почти 106 тысяч прочтений на этом ресурсе. Что вузу дало участие в этом проекте?

Создание консорциума вузовских библиотек было ожидаемой историей для отрасли. На протяжении ряда лет до появления Консорциума СЭБ на разных уровнях, ведомственных и городских, все мечтали о том, что появится ресурс, куда мы все загрузим свои издания и будем коллективно ими пользоваться. Но одно дело мечтать, другое дело — создать. 

Для нашего вуза участие в проекте совершенно точно дало расширение репертуара источников, возможность выбирать издания не только профильных вузов, но и получать больший объем качественной информации по самому широкому кругу вопросов. 

Когда вашим читателям доступен такой огромный пласт литературы, им обязательно нужна будет поддержка библиотеки, поэтому мы взяли на себя ряд дополнительных функций. Первоначально провели обучение преподавателей, показав им удобство использования электронных ресурсов, а в дальнейшем ввели в практику работы обязательное обучение студентов. Мы стопроцентно вовлекаем всех студентов-первокурсников в знакомство с электронным ресурсом. Показываем все удобства его использования: как сделать библиографическую запись и закладку на страницу, как добавить книгу на виртуальную полку, как скомпилировать отрывки текста и скопировать их в собственный документ. 

Разобравшись, как работает ресурс, студенты пользуются им на протяжении всего обучения, а не просто — послушали и забыли до выпускного курса. 

Все это требует от библиотеки кропотливой каждодневной работы.

Повлияло ли участие вуза в Консорциуме СЭБ каким-то образом на читательский опыт ваших студентов, на то, как они работают с таким форматом образовательного цифрового ресурса?

Читательский запрос напрямую зависит от того, что выдал студенту для изучения его преподаватель или научный руководитель. Обучающийся изучает источники глубоко, качественно и выбирает разнообразную литературу, как правило, только в том случае, если такая задача ему поставлена, если ему дали интересную тему. А консорциум в свою очередь дает ему такую возможность.

Вы когда-нибудь анализировали статистику чтения доступных вашим читателям фондов с точки зрения того, насколько поверхностно (или нет) современные студенты читают?

Здесь есть два мерила: данные, которые мы получаем от оператора Консорциума СЭБ по запросу, и собственные наблюдения при работе, когда мы оказываем читателям помощь по подбору источников и видим, какая литература наиболее востребована. Для нас это два наиболее хорошо работающих инструмента аналитики.

А что для Вас как для профессионала сегодня является маркером «успешного чтения»? Количество прочитанного контента, глубина, вовлеченность? 

Количество прочитанных страниц мало что говорит о том, чего искал пользователь и нашел ли он то, что хотел. Листать книгу — еще не значит читать ее, изучать. А вот когда мы видим, что пользователь читает много источников по одной и той же теме, собирает полку с нужной литературой, значит, человек действительно занимается образованием или исследованием.

Вы стали самым читающим университетом в России в составе Консорциума СЭБ и продолжаете активно работать с ресурсом. Как Вы продвигаете эти результаты в информационной политике вуза? 

Это достижение всего университета, и, конечно, вуз им гордится. О результатах мы сообщали при прохождении международной общественной аккредитации как о критерии, который подтверждает высокое качество подготовки наших студентов. Думаю, результаты также можно использовать для предоставления министерству-учредителю, учитывать в различных рейтингах. Возможно, это будет важный показатель для абитуриентов, в том числе зарубежных. 

Вы активно взаимодействуете с научными библиотеками других аграрных вузов России. В чем Вы видите ценность такого профессионального диалога?

Несмотря на наличие общей цели, каждая библиотека по-своему уникальна, имеет свои особенности и стратегию, свой подход к реализации в целом одинаковых для всех нас задач. Библиотеки обмениваются этим опытом, и это то, что нигде не найдешь и за деньги не купишь. Человеческий опыт — это вообще величайшая ценность. 

Что, по Вашему мнению, станет приоритетом в деятельности вузовских библиотек в ближайшие 5 лет?

Наверное, первое, о чем будет заботиться большинство библиотек, — это даже не о том, какими технологиями мы будем пользоваться, а на чем мы будем ими пользоваться. Обновление компьютерной техники, серверов, ускорение интернета, получение новых возможностей для оцифровки уникальных бумажных изданий — это то, без чего библиотекам будет сложно двигаться вперед. Одного желания работать недостаточно. Должна быть соответствующая материальная база. Это такая банальная вещь, но это правда.

 

Текст: Екатерина Позднякова