
библиотеки в электронном веке
«ЛибИнформ» продолжает цикл интервью с руководителями научных библиотек вузов. Наш сегодняшний разговор — с директором библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова (КБГУ) Аймани Гериевой. На примере КБГУ изучим опыт библиотеки по встраиванию ее деятельности в стратегические цели и задачи всего университета.
Аймани Доккуевна, в нашем цикле интервью с директорами научных библиотек мы пытаемся сформулировать переосмысленную роль этого подразделения в современном университете. Вузы на этапе активного развития и трансформации придают большое значение и направляют много ресурсов на ведение стратегических проектов. И, конечно, библиотека как неотъемлемая часть образовательной среды университета не должна стоять в стороне от этих процессов. Собственно, наш разговор будет об опыте Вашей библиотеки в этом направлении.
Начнем с того, что Кабардино-Балкарский государственный университет — участник программы «Приоритет-2030». Когда стало известно о включении вуза в эту программу, Вы как руководитель библиотеки восприняли это как новый этап работы Вашего подразделения?
Сразу было понятно, что университет строит новые векторы своего развития и что мы, библиотека, тоже выйдем на какую-то новую ступень. Помню, нас это очень вдохновило! Мы, конечно, сразу изъявили желание тоже участвовать в этом процессе, обозначив, что не может университет реализовывать такие программы развития без библиотеки.
Кроме того, что мы оказываем информационную поддержку всем трем проектам, над которыми университет работает в рамках программы «Приоритет-2030», библиотека работает над реализацией мероприятия «Создание и внедрение облачной инфраструктуры для организации образовательного процесса, в том числе дистанционного», входящего в число мероприятий политики в области цифровой трансформации по направлению «Цифровизация образовательной деятельности».
Моей первой идеей было поменять наш библиотечный сайт, так как он уже не отвечал требованиям времени. Я тут же вышла с этой инициативой на курирующего проректора и предложила: давайте в рамках реализации мероприятий по цифровизации начнем с разработки и внедрения нового библиотечного сайта с современным концептуальным дизайном, учитывающим тренды юзабилити (показатель удобства и простоты использования — Прим. ред.). Мое предложение проректор поддержал.
Пожелания к обновленному веб-приложению были такие: простые в использовании интерфейсы и сервисы, логичная и прозрачная для пользователей система навигации по разделам сайта, удобный доступ ко всем информационным ресурсам, необходимым в образовательной и исследовательской деятельности, по принципу единого окна.
Следующим этапом будет интеграция сайта со всеми информационными системами в университете. В первую очередь с LMS Moodle, что позволит более эффективно использовать дистанционные технологии и облачные сервисы в образовательной деятельности.
То, что Вы так оперативно среагировали и своевременно сами вышли с инициативами, выразили готовность поддержать университет, безусловно, сыграло важнейшую роль. Если бы время было упущено, библиотека, вероятно, осталась бы в стороне, и университет реализовывал бы проекты без Вас. Что бы Вы как руководитель порекомендовали коллегам в других библиотеках, чьи университеты тоже заявляются в большие федеральные программы, нацпроекты — как своевременно встроиться в работу по поддержке вуза в этом направлении? И как правильно «упаковать» такие инициативы, чтобы их одобрило руководство?
Надо держать руку на пульсе. Я, можно сказать, «достаю» наших проректоров: все время узнаю, что нового происходит в университете, интересуюсь актуальной информацией. В буквальном смысле — хожу за ними следом и говорю: а давайте мы вот это сделаем, давайте мы вот тут поможем, мы можем оказать вот такую поддержку, у нас есть вот такая информационная база и так далее. Одним словом, нужно проявлять инициативу.
К сожалению, иногда мы, библиотеки, остаемся в тени. Любые другие подразделения в вузе позиционируют себя, что они важны для всей организации, а про библиотеку привыкли думать, что она тихо, скромно выполняет какую-то свою работу. Что наша роль заключается только в том, чтобы выдавать книги… Библиотекам приходится доказывать, насколько мы важны и нужны, в первую очередь в образовательной и исследовательской среде, поэтому я бы посоветовала решительнее заявлять о себе, в том числе в ректорате.
Наш ректор Юрий Камбулатович Альтудов всегда прислушивается к разумным инициативам, но на него не всегда есть прямой выход, поэтому мы действуем через своего курирующего проректора Вадима Николаевича Лесева, с которым тесно сотрудничаем. Он в курсе всех наших проблем, задач, идей, оперативно реагирует на все происходящее, никогда не оставляет нас без внимания и поддержки и доводит до ректора все наши предложения.
Как библиотеке правильно упаковать свои идеи? Прежде всего необходимо убедить руководство вуза в том, какие преимущества мы получим от реализации нашей инициативы. Здесь нужна конкретика и четко обозначенный результат. Любая «вода» или какие-то наши предположения, как все может получиться, ректора не устроят. Нужно показать на фактах и цифрах, что мы можем от этого получить.
Как Ваша библиотека взаимодействует с другими подразделениями вуза? Вообще считаете ли Вы важным межфункциональное сотрудничество, или Вы предпочитаете действовать автономно?
Мы, конечно, можем тихонько что-то делать в одиночку, но я убеждена в том, что библиотека должна работать вместе со всеми подразделениями вуза. Особенно с учебными, которые непосредственно взаимодействуют с молодежью и знают все современные образовательные тенденции, находятся в гуще студенческих проблем и вызовов. Ни одно издание при комплектовании библиотечного фонда мы не приобретаем без заявок от специалистов кафедр.
Кроме того, второй год мы работаем по плану взаимодействия с учебными подразделениями и проводим совместно много мероприятий: культурно-просветительские встречи, интеллектуальные игры, квесты, вебинары, учебно-научные дискуссии, обучаем пользователей информационной культуре. Весь университет знает, что никто не проведет мероприятие настолько полно и всесторонне, так красиво и содержательно, как это делает библиотека, поэтому коллеги сами обращаются к нам за помощью и всегда довольны результатом. Мы ведь хранители настоящих «сокровищ» — у нас вся база знаний, все информационные ресурсы, около 3 тысяч уникальных изданий и большой опыт в правильной организации и использовании этих ресурсов.
А студенты за последние годы как-то изменили свое отношение к библиотечным ресурсам?
Знаете, был период, когда студенты перестали ходить в библиотеку, полагая, что вся необходимая информация для учебы есть в интернете. Не скрою, это вызывало тревогу: неужели мы теряем своих читателей? А вдруг в библиотеку скоро никто ходить не будет, потому что в традиционном формате она уже никому не нужна? Хотя, казалось бы, вузовская библиотека — это та библиотека, у которой всегда есть читатель, потому что образование невозможно без информационных ресурсов. Тем не менее, наблюдался спад. Но последние несколько лет стало заметно, что люди возвращаются в библиотеку. Молодежь стала больше читать.
Думаю, на это повлияло и то, что мы стараемся создать в библиотеке такую атмосферу, чтобы к нам хотелось приходить, чтобы всем здесь было комфортно. Сейчас мы обслуживаем офлайн в среднем 600 человек в день (а в периоды «массовой» выдачи доходит до 1,5 тысяч). Бывает, уже закрываем читальный зал, а посетители не хотят уходить. Мы им объясняем, что у нас рабочий день закончился, а они просят, чтобы мы работали и по субботам. Особенно иностранные студенты.
Мы создали у себя досуговые зоны, студенты там сидят уже с 8 часов утра.
И, конечно, мы постоянно информируем читателей о наших ресурсах в соцсетях, на сайте, раздаем буклеты с их кратким описанием и QR-кодами. Студенты и преподаватели очень ценят удобные электронные библиотеки, используют их прямо на занятиях, и мы видим по статистике, что количество обращений к ним стало больше. Все-таки молодежи интересны современные ресурсы, с которыми легко и просто работать, и я благодарна разработчикам всех этих систем за то, что они постоянно совершенствуют свои сервисы.
Недавно я услышала от одной студентки, активной читательницы, такую фразу: «Раньше мы думали, что все можем найти в интернете, а оказалось, что намного удобнее обратиться в библиотеку, где тебе предоставят качественно отобранную и рекомендованную преподавателями информацию, про которую ты на 100% знаешь, что она лицензирована и содержит конкретный ответ на твой запрос, а не просто кучу результатов поискового запроса, из которых ты не знаешь, что выбрать. Кроме того, сама атмосфера библиотеки и возможность получить информацию в различных форматах сразу настраивает на нужный лад». Во-первых, было очень приятно это слышать, а во-вторых, это означает, что мы движемся в правильном направлении, ведь все-таки по большей части в этом заслуга библиотеки, так как это мы постоянно работаем над качественным отбором ресурсов и расширением спектра информационно-библиотечных услуг.
Как сказала одна из героинь наших интервью, Алена Асаева, директор Библиотечно-издательского комплекса Тольяттинского госуниверситета, «библиотекарь — это лоцман в информационном море». А как Ваша библиотека помогает студентам и преподавателям в исследовательской работе и использовании актуальных научных ресурсов? Что хотелось бы внедрить дополнительно?
У нас в университете почти 150 направлений исследовательской деятельности, и мы постоянно актуализируем для них перечень необходимых ресурсов, анализируя запросы и учитывая научные интересы сотрудников и содержание образовательных программ.
Сейчас активно развивается научное волонтерство, для которого привлекают студентов, многие из них выигрывают гранты. Мы работаем с их запросами, обновляем для них информационные ресурсы и стараемся максимально информировать пользователей о новинках. Если им нужна помощь, мы всегда рядом. Мы любим своих читателей, за каждого горой стоим, и они это знают, поэтому идут к нам.
Дополнительно хотелось бы внедрить систему, которая собирает все эти пользовательские запросы воедино. Например, через личные кабинеты, где исследователь указывает свои научные интересы, и как только в системе появляется что-то новое по его теме, ему на почту сразу приходит информация о том, что добавлена свежая статья, содержащая материал по его исследовательской деятельности. Такая система позволит максимально оперативно в режиме реального времени формировать консолидированную подборку материалов в виде релевантного списка со ссылками на ресурсы и на источники по темам.
Как эта система может быть интегрирована в уже существующую систему вуза?
Через нашу электронную библиотечную систему, где на основе программной платформы «1С:Библиотека. ПРОФ.» у нас автоматизированы все процессы, в том числе есть функция «Рассылки». Можно было бы встроить дополнительный модуль в данную систему, или в LMS Moodle, или в облачную инфраструктуру, которая будет интегрирована со всеми информационными системами в университете.
Какие еще технологии и инструменты Вы думаете внедрить в библиотеке — для улучшения поиска, каталогизации, предоставления доступа к информационным ресурсам? Какие есть перспективы в этом направлении?
Хотелось бы внедрить у себя в библиотеке RFID, NFC-технологии, искусственный интеллект… Чтобы наша библиотека стала суперсовременной. Это моя мечта.
В целом цифровые ресурсы быстро реагируют на все библиотечные необходимости, и в плане поиска и каталогизации, адаптированных к условиям конкретной библиотеки, принципиально нового уже ничего не придумать, потому что эти механизмы и так постоянно совершенствуются, дорабатываются, адаптируются. Если не получается решить возникающие вопросы самостоятельно у себя в университете, мы обращаемся к разработчикам.