Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Инклюзивное образование в вузах Европы: прогресс и проблемы

Директор Центра исследований в области инклюзивного образования Эдинбургского университета Шейла Ридделл проанализировала, как проводилась политика привлечения студентов-инвалидов в вузы в странах Европы. Особое внимание уделено Швеции и Великобритании, которые, по мнению исследователя, наиболее успешно справились с задачей.

Обеспечение равного доступа населения к высшему образованию в Европе после Второй мировой войны стало частью социальной политики. Однако до конца 1990-х годов число студентов вузов в процентном соотношении с общим количеством жителей было достаточно мало. В 1960-х высшее образование получали 10% населения. Сейчас около 40% людей до 35 лет имеют высшую квалификацию (но не обязательно высшее образование).

Один из основных механизмов привлечения инвалидов к получению высшего образования — Болонский процесс, который направлен на создание единого образовательного пространства. Несмотря на определённые успехи, в разных странах политика интеграции инвалидов в образовательный процесс различалась.

Процесс систематизации информации о развитии инклюзивного образования осложнялся отсутствием общей терминологии и методов оценки успешности реализации этой политики. Так, граждане стран с хорошей системой социального обеспечения сообщают о своей инвалидности охотнее, чем те, кто не может рассчитывать на щедрые выплаты. Поэтому в России, Черногории, Румынии и Болгарии студенты с нарушениями здоровья составляют 7% или менее от общего числа обучающихся в вузах, а в Нидерландах —около 30%.

Национальная политика по поддержке студентов-инвалидов в Великобритании и Швеции

Швеция и Великобритания — две страны с хорошей практикой включения инвалидов в образовательный процесс. В Великобритании вплоть до 1990-х годов процесс внедрения инклюзивного обучения проходил бессистемно, часто наличие студентов с ограниченными возможностями зависело от готовности однокурсников и преподавателей оказывать им поддержку. В 1993 году было введено национальное пособие для студентов-инвалидов. Оно состоит из выплат на оборудование, средств для получения немедицинской помощи и общей надбавки. К концу 1990-х большинство высших учебных заведения были частично оборудованы для удовлетворения нужд студентов с ограниченными возможностями. 

Закон «О дискриминации в отношении инвалидов» был распространён на образование в 2001 году. Позднее он был отражён в «Законе о равенстве» 2010 года. Это обеспечило прочную законодательную базу для устранения дискриминации инвалидов в виде нежелания адаптировать учебные заведения под их нужды. За непредоставление равных возможностей университет может быть оштрафован.

В Швеции пошли по иному пути. С 1993 года Стокгольмский Университет выступает в качестве центра, предоставляющего гранты вузам для обеспечения педагогической поддержки студентов-инвалидов.По данным сайта Стокгольмского университета, в каждом университете есть сотрудник по вопросам инвалидности, отвечающий за координацию вспомогательных мероприятий. При этом 64% шведских студентов-инвалидов заявляют, что не связывались с ответственным, а 16% вовсе не знают о его существовании.

Если Великобритания сосредоточилась на адресной материальной поддержке студентов-инвалидов, то в Швеции ориентируются на учреждение, а не отдельного человека. Что касается законодательных изменений, действия двух стран в целом совпадают.

 

Социальный профиль и результаты обучения студентов-инвалидов в Великобритании

По статистике, в 1994–95-х годах инвалиды составляли 3,6% от общего числа получающих высшее образование, спустя 10 лет эта цифра составила 7,1%, к 2013–14 — 11,3%. При этом если в 1994–95-х годах дислексиков было 16,2% от общего числа инвалидов, то через 20 лет их стало более половины. Увеличилась и доля студентов с нарушениями психического здоровья. Незначительно представлены в вузах студенты с приспособлениями для улучшения слуха и зрения.

В то же время инвалидам из семей с низким доходом труднее попасть в университет. Впрочем, это касается и граждан без нарушений здоровья: материально незащищённые слои в меньшей степени представлены в вузах. Студенты-инвалиды, как и их однокурсники, как правило, живут в более социально благополучных районах. Особенно это касается тех, кто испытывает определённые трудности в обучении, например, страдает дислексией.

Как показывают исследования, инвалиды-выпускники университетов на рынке труда оказываются практически такими же успешными, как и их однокурсники без нарушений здоровья. Результаты их трудоустройства в целом оцениваются как положительные. Эксперты связывают это не только с высокой квалификацией, полученной во время обучения в вузе, но и с более устойчивым экономическим статусом, который облегчает поиск мест для стажировки.

Дальнейшее развитие инклюзивного образования

Политика расширения доступа к высшему образованию рассматривается как ключевой элемент активной гражданской позиции. В то же время прогноз развития в этой сфере нельзя оценивать как однозначно благоприятный. Швеция, по-видимому, сократила усилия по продвижению альтернативных путей к получению высшего образования. В Великобритании уменьшают выплаты пособия для студентов-инвалидов. Соответственно, если лидеры замедляют темпы развития инклюзивного образования, в странах-аутсайдерах по этому направлению политика равной доступности высших учебных заведений и вовсе может остаться в зачаточном состоянии.

Чтобы этого не произошло, жизненно важно, чтобы ЕС и национальные правительства продолжали собирать и публиковать данные об инклюзивном образовании, устанавливать контрольные показатели и увеличивать объём усилий по привлечению инвалидов в вузы, а не сокращать их.

 

По материалам исследования Шейлы Ридделл The inclusion of disabled students in higher education in Europe: Progress and challenges