Образование, книги, периодика и
библиотеки в электронном веке

Библиотеки и социальная дистанция: как оставаться на связи в пандемию

В последние годы библиотеки прикладывали массу усилий, чтобы стать местом, которое объединяет людей. В новых условиях им приходится приспосабливаться, чтобы посетители получали доступ ко всем услугам, не рискуя здоровьем. Глава юридической библиотеки Университета Дьюка Фэми Кадмус рассуждает, как изменилась работа учреждений ко второй волне коронавируса.

 

Концепция библиотеки с социальной дистанцией — полная противоположность тому, что принято в этих учреждениях сейчас. За последние два десятилетия они превратились из места, в котором посетители тихо сидят за столами, в оживлённое социальное пространство. Библиотеку называют третьим местом: первое — дом, второе — работа, а на третьем она. Здесь теперь можно не только учиться, но и делать множество других вещей, в том числе есть в местном кафе, отдыхать и даже выполнять физические упражнения. Публичные библиотеки удовлетворяют многие общественные потребности и даже дают в аренду оборудование. 

2020 год привёл в замешательство весь мир, потому что коронавирус остановил привычную деятельность. Многие организации переместились в онлайн, и библиотеки последовали за ними. Даже Библиотека Конгресса закрыла свои помещения для публики. Но как учреждения изначально отреагировали на новые условия, как будет поддерживаться связь с посетителями в новом контексте?

Что касается библиотечных фондов, в последние годы учреждения уделяют значительное внимание формированию цифровых коллекций. Электронные публикации обеспечивают повсеместность доступа, что важно для тех пользователей, которые много перемещаются. Однако есть некоторая проблема с тем, чтобы привлечь к онлайн-чтению людей, которые предпочитают традиционные форматы. Ранее никто не мог сказать, как быстро такие посетители решатся перейти на цифровые версии изданий. Но пандемия заставила экстренно прервать выдачу бумажных книг. Естественно, библиотеки делали всё возможное, чтобы продолжать оказывать эти услуги: приспосабливали специальные помещения, придумывали новые варианты взаимодействия вроде выкладывания изданий на тротуар. Вырос и объём сканирования материалов, так как увеличилось число запросов по электронной почте.  Библиотеки, располагающие средствами, также отправляют книги пользователям по их домашним адресам. Одна публичная библиотека в Вирджинии даже развернула беспилотную доставку книг в сотрудничестве с Wing, службой доставки дронами.

С началом пандемии все научные консультации с библиотекарями стали полностью виртуальными. В некоторых случаях консультации с помощью Zoom организовывались в дополнение к уже имеющимся текстовым, телефонным услугам, взаимодействию с помощью чат-ботов. Библиотечные тренинги и другие формы обучения также перешли в онлайн или трансформировались в гибридные форматы. Летом юридическая библиотека Гудсона в Юридической школе Дьюка организовала для студентов виртуальный асинхронный учебный лагерь по правовым исследованиям. Фактически закрытие здания юридического факультета не препятствовало непрерывному обучению. Исследования также поддерживаются удалённо. 

Возможно, самым сложным для некоторых социально активных пользователей библиотек остаются жёсткие ограничения на взаимодействие и сотрудничество. Хоть учреждения и начали постепенно открываться, но со строгими ограничениями: необходимо пользоваться маской, соблюдать социальную дистанцию. А ещё были отменены многолюдные мероприятия. Они переместились в Интернет, и впервые Библиотека Конгресса провела Национальный книжный фестиваль онлайн. Эти новые способы взаимодействия позволили уравнять возможность доступа к ним для разных групп населения. Виртуальное пространство исключает множество финансовых и социальных ограничений, например, не надо тратить деньги на поездку. Но неравенство проявилось с другой стороны: не у всех есть необходимое оборудование для доступа. 

Как же библиотеки будут развиваться после пандемии? Вероятно, сохранится и закрепится переход к цифровому контенту, в том числе со стороны рядовых посетителей. Да и в целом ускорилось принятие онлайн-библиотеки как концепции. Когда социальные взаимодействия между людьми возобновятся, многие пользователи продолжат пользоваться услугами учреждений через Интернет, потому что это удобно. Что ещё более важно, доступ к технологиям всех групп населения должен стать неотложным вопросом государственной политики.

 

По материалам Library Journal