библиотеки в электронном веке
Продолжаем знакомить наших читателей с опытом университетских библиотек в управлении электронными ресурсами и их продвижении среди разных групп пользователей. В сегодняшнем материале акцент сделан на работе с преподавателями.
В научной сельскохозяйственной библиотеке Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина создан институт референтов — сотрудников кафедр, ответственных за взаимодействие преподавателей с библиотекой. О том, как формировался этот институт и каких результатов в продвижении электронных ресурсов он помогает достигать, рассказывает директор библиотеки Ирина Демчукова.
***
Основная группа пользователей, на работе с которыми мы делаем акцент, — это преподаватели. За каждой кафедрой, отделением колледжа у нас закреплен сотрудник — референт, который отвечает за работу с библиотекой. Почти все они — преподаватели (большая часть) или лаборанты, которых мы обучили, как работать с сайтом библиотеки и электронными ресурсами, на которые подписан университет. Разработали для них чек-листы и рекомендации по подготовке списков литературы по дисциплинам. Всю полезную информацию в помощь референтам публикуем на сайте библиотеки и дублируем на электронную почту.
10 лет назад библиотека выступила инициатором создания такого института референтов, и руководство университета нас поддержало. Конечно, в самом начале были сложности. Никто на кафедрах не был воодушевлен этим решением, и нам пришлось пройти период разъяснений и убеждений, который занял не один год. На начальном этапе мы проводили групповое обучение референтов в «Школе референта», позже разработали для них функциональные обязанности, которые закрепили приказом ректора, стали ежегодно утверждать состав референтов.
Теперь это уже отработанная система совместной работы, и она показывает стопроцентную эффективность. Референты на местах в индивидуальном порядке оказывают консультационную помощь преподавателям в период подготовки рабочих программ учебных дисциплин. Проводят первичную проверку и направляют нам на согласование готовые списки электронной учебной, научной литературы и периодических изданий, и, надо отметить, они делают это в основном своевременно и качественно. Уже после окончательного согласования литературы с библиотекой преподаватели самостоятельно размещают ссылки на электронные издания в образовательной среде университета через бесшовный переход.
Через референтов мы направляем на кафедры информацию о новых сервисах в ЭБС, новых электронных изданиях по профилю вуза, сведения о самых читаемых изданиях в ЭБС, авторами которых являются преподаватели нашего университета.
Кроме этого, у нас работает библиотечный совет, в состав которого входят сотрудники факультетов и Университетского колледжа агробизнеса. На его заседаниях мы рассказываем обо всех возможностях электронных ресурсов, как их можно использовать в учебной и научной деятельности. Потом эту информацию члены библиотечного совета доносят до коллег на ученых советах факультетов, педагогическом совете колледжа, потому что там несколько другой, более широкий взгляд на обеспеченность электронными ресурсами, уже как со стороны пользователей.
Важная часть работы с электронными ресурсами — это сбор аналитики по их востребованности. Мы просматриваем, какие факультеты, кафедры и отделения активно их используют в учебном процессе, какие нет. Информацию доводим до коллег на расширенных ректоратах, заседаниях методического совета университета и кафедр. Это важно, потому что университет тратит на подписки большие суммы денег, и если преподаватели не используют эти ресурсы, то получается, средства расходуются нецелевым образом, а так не должно быть.
В продвижении электронных ресурсов отмечу вклад отдела электронного обучения учебно-методического управления Омского ГАУ, который занимается формированием цифровой среды и цифровых компетенций педагогических работников. Его сотрудники подготовили для преподавателей методические материалы по работе в ЭИОС университета в части формирования электронного образовательного контента и использования онлайн-инструментов для реализации образовательных задач. В ближайшее время планируется запустить программу повышения квалификации для педагогических работников «Управление цифровой образовательной средой университета».
Работа библиотеки в тандеме с отделом электронного обучения дает свои результаты — повышается информационная компетентность преподавателей, увеличивается эффективность использования электронных ресурсов.
Если говорить о подходах к продвижению, которые пока не дают ожидаемого эффекта, то это те, что касаются как печатной, так и электронной периодики. Доступ к электронным периодическим изданиям мы организуем второй год. Многие преподаватели привыкли к печатным вариантам и сложно перестраиваются на работу с электронными. Для активизации использования периодики мы провели опрос и спросили, содержание каких журналов им нужно оцифровать, чтобы мы могли их оперативно информировать о новых поступлениях. По этим запросам мы сейчас сканируем содержание выбранных журналов, делаем рассылки нужных статей. Работа занимает много времени, энергии и сил, и пока той отдачи, которую нам бы хотелось, мы не видим. Надеемся, что для электронной периодики, на которую тоже тратятся немалые деньги, мы не только продолжим уже начатую работу, но и найдем более эффективное решение.
Есть и другие идеи на будущее. В октябре мы провели отраслевой митап для руководителей библиотек аграрных вузов (Посмотреть вебинар можно в записи по ссылке — Прим. ред.) и по его итогам решили, что было бы полезно обобщить наши подходы и опыт и разработать методические рекомендации по продвижению электронных ресурсов. Документ пригодится всем библиотекам, для кого этот вопрос тоже актуален.
Читайте также материал об опыте научной библиотеки САФУ им. М. В. Ломоносова.